Существенное количество правонарушений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения. В соответствии со ст. 27.12.1 КоАП РФ несовершеннолетние лица, совершившие АПН (за исключением лиц, указанных в ч.ч. 1 и 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Подобными основаниями могут выступать следующие признаки опьянения: а) запах алкоголя изо рта; б) неустойчивость позы; в) нарушение речи; г) резкое изменение окраски кожных покровов лица; д) поведение, не соответствующее обстановке.
Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об АПН в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ.
О направлении несовершеннолетнего на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается несовершеннолетнему. В протоколе указываются дата, время, место, основания направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о несовершеннолетнем лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об АПН.
Протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, его составившим, и освидетельствуемым несовершеннолетним. В случае отказа последнего от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. К протоколу прилагается акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения, копия которого вручается несовершеннолетнему лицу, в отношении которого он был составлен.
Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения несовершеннолетнего, в случае, если это первоначальное действие, производимое сотрудником ОВД, будет являться моментом возбуждения производства по делу об административном
правонарушении.
Если административное производство в отношении несовершеннолетнего уже возбуждено, например, протоколом
доставления, задержания, досмотра или др., то в качестве меры, обеспечивающей производство по делу об АПН, проведение медицинского освидетельствования на состояние опьянения послужит доказательной базой наличия определенных составов АПН, связывающих наступление административной ответственности с состоянием алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Помимо этого, необходимость направления несовершеннолетнего, в отношении которого ведется административно-деликтное производство, на медицинское освидетельствование на состояние опьянения обусловлена наличием в ч. 1 ст. 6 КоАП РФ такого отягчающего ответственность обстоятельства, как совершение АПН в состоянии опьянения. Вместе с тем, следует помнить, что отказ несовершеннолетнего от прохождения медицинского освидетельствования в порядке, предусмотренном ст. 27.12.1 КоАП РФ, сам по себе не порождает оснований для административной ответственности.
Освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) является одним из видов медицинского освидетельствования, которое в соответствии со ст. 65 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[1] представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.
Необходимым предварительным условием любого медицинского вмешательства, в том числе и освидетельствования на состояние опьянения, является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации.
Правом на добровольное информированное согласие в полной мере обладают несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше 16 лет. До достижения этого возраста или в случае, если несовершеннолетнее лицо признано в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель.
Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство от родителей или иного законного представителя необходимо в отношении:
- больного наркоманией несовершеннолетнего при оказании ему наркологической помощи;
- несовершеннолетнего, направляемого на медицинское освидетельствование в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения[2].
Помимо того, в июне 2013 года Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»[3] был дополнен главой VI.1 «Профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании», статья 53.4 которой предусматривает обязанность проведения раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, включающего в себя:
социально-психологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования[4];
профилактические медицинские осмотры обучающихся в образовательных организациях.
Для проведения этих мероприятий необходимо письменное информированное согласие обучающихся, достигших возраста 15 лет, либо письменное информированное согласие одного из родителей или иного законного представителя обучающихся, не достигших возраста 15
лет[5].
Образовательные организации обязаны обеспечить конфиденциальность полученных в результате проведения социальнопсихологического тестирования сведений, однако в случае выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ они же направляют обучающегося в специализированную медицинскую организацию или ее структурное подразделение, оказывающие наркологическую помощь. Для этого необходимо иметь на руках информированное согласие соответствующего субъекта или его законного представителя.
Медицинское вмешательство без согласия любого несовершеннолетнего, одного из родителей или иного законного представителя допускается:
если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители;
в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);
при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.
Таким образом, провести рассматриваемый вид медицинского вмешательства, как медицинское освидетельствование в отношении несовершеннолетнего лица, совершившего административное правонарушение, фактически можно только с его согласия или в определенных случаях с согласия родителей или законных представителей. Вместе с тем такого согласия при направлении на медицинское освидетельствование несовершеннолетнего уполномоченным
должностным лицам полиции не требуется, если они реализуют право, предоставленное п. 14 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции», доставить несовершеннолетнее лицо в соответствующую медицинскую организацию на медицинское освидетельствование, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта правонарушения и для объективного рассмотрения дела об АПН.
Порядок прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения определен Правилами направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 37[6] и Временной инструкцией о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения утвержденной приказом Минздрава СССР от 1 сентября 1988 г. № 06-14/33-14[7]. Действия этих нормативных актов не распространяются на случаи медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, управляющих транспортными средствами, медицинское освидетельствование по которым урегулировано постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475[8] и Приказом Минздрава России от 14 июля 2003 г. № 3081.
Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения производится в специализированных кабинетах наркологических диспансеров (отделений) врачами психиатрами-наркологами или в лечебно-профилактических учреждениях врачами психиатрами-наркологами и врачами других специальностей, прошедших подготовку, как непосредственно в учреждениях, так и с выездом в специально оборудованных для этой цели автомобилях2.
Прием на освидетельствование от работников правоохранительных органов производится по письменному направлению или лично от сопровождающего представителя правоохранительного органа. Во всех случаях врачу, проводящему освидетельствование, должны быть сообщены причины, вызвавшие необходимость освидетельствования, и его цели (с позиций какого нормативного акта будут рассмотрены результаты освидетельствования).
Врач (фельдшер) обязан удостовериться в личности освидетельствуемого путем ознакомления с его личными документами (паспорт, удостоверение личности, водительское удостоверение и т.п.).
Отсутствие личных документов не служит основанием к тому, чтобы не производить освидетельствование. В таком случае в протоколе отмечается, что паспортные данные заполнены со слов освидетельствуемого.
Если проведение освидетельствования в полном объеме не представляется возможным в силу сложившихся обстоятельств (из-за тяжести состояния испытуемого, отказа от освидетельствования и т.д.), в протоколе медицинского освидетельствования указываются причины, почему не было выполнено то или иное исследование.
Характер и последовательность проведения биологических проб определяются врачом (фельдшером) в зависимости от особенностей клинического состояния обследуемого.
Врач при составлении заключения на основании критериев, изложенных в методических указаниях по медицинскому освидетельствованию для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, должен установить одно из следующих состояний:
трезв, признаков употребления алкоголя нет;
установлен факт употребления алкоголя, признаки опьянения не выявлены;
алкогольное опьянение;
алкогольная кома;
состояние одурманивания, вызванное наркотическими или другими веществами (в этом случае обязательно указывается установленное вещество.
Заключение выносится только при достоверном лабораторном определении конкретного вещества. Результаты освидетельствования сообщаются обследуемому сразу же по окончании обследования. Лицам, доставившим освидетельствуемого для определения факта употребления алкоголя или состояния опьянения, выдается на руки протокол медицинского освидетельствования. При отсутствии сопровождающего лица протокол освидетельствования высылается в адрес направившей организации по почте.
Копия протокола остается в учреждении здравоохранения, где произведено освидетельствование, и хранится в порядке, установленном для медицинских карт стационарного больного.
Порядок действий сотрудников полиции при выявлении несовершеннолетних, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, определен приказом МВД России от 23 декабря 2011 г. № 1298 «Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации»[9] и может применяться только в части, не противоречащей ст. 27.12.1 КоАП РФ.
Так, при отсутствии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях несовершеннолетние лица, находящиеся в состоянии опьянения, совершившие правонарушения, могут быть доставлены сотрудниками полиции в дежурные части территориальных органов МВД России только после направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Сотрудники полиции при обнаружении лиц, находящихся в состоянии опьянения, в том числе несовершеннолетних, при необходимости оказывают им первую помощь, организуют незамедлительный вызов на место выездной бригады скорой медицинской помощи, о чем докладывают в дежурную часть территориального органа МВД России, и действуют в соответствии с указаниями дежурного, а также обеспечивают сохранность имущества лиц, находящихся в состоянии опьянения.
При отсутствии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях несовершеннолетним лицам, находящимся в состоянии опьянения, сотрудники полиции получают от медицинского работника следующую информацию: наименование станции (подстанции), отделения скорой медицинской помощи, фамилия, имя, отчество медицинского работника выездной бригады скорой помощи, номер карты вызова скорой медицинской помощи с указанием даты и времени обращения.
При наличии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях у несовершеннолетнего лица, находящегося в состоянии опьянения, доставленного в медицинскую организацию сотрудником полиции, составляется документ о передаче указанного лица медицинской организации, который подписывается медицинским работником и сотрудником полиции.
[1] См.: Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ // Рос. газета. 2011. 23 нояб.
[2] Исключение составляют случаи, когда несовершеннолетний приобрел полную дееспособность до достижения им восемнадцатилетнего возраста.
[3] См.: О наркотических средствах и психотропных веществах: федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 2. Ст. 219.
[4] Далее - образовательные организации.
[5] Далее - информированное согласие на раннее выявление.
[6] См.: Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения: постановление Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 37 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 5. Ст. 817.
[7] Временная инструкция о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения: утв. Минздравом СССР 1 сентября 1988 г. № 06-14/33-14 (с изм. от 27.07.2010) // Текст документа официально не опубликован.
[8] См.: Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством: постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 27. Ст. 3280.
1 См.: О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения: приказ Минздрава России от 14 июля 2003 г. № 308 // БНА ФОИВ. 2003. № 48.
[9] См.: Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации: приказ МВД России от 23 декабря 2011 г. № 1298 // Рос. газета. 2012. № 43.
|