Рассматриваемая стадия производства по делам об АПН является центральной. Деятельность органов административной юрисдикции здесь носит комплексный характер, предопределяемый необходимостью правильного установления предмета административно-правового деликта, его подведомственности, а также рассмотрения дела по существу и вынесения постановления.
Нужно отметить, что применяемые к совершившим правонарушения несовершеннолетним административные наказания преследуют, прежде всего, особую цель - восстановление социальной справедливости, а также исправление и предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений. Высшие судебные инстанции постоянно обращают внимание на то, что административное наказание в отношении указанных лиц должно быть подчинено, главным образом, этим целям.
Цель применения к несовершеннолетним административных наказаний в определенной мере обуславливает и меньший объем, степень лишения или ограничения прав и свобод таких лиц, которые при прочих равных условиях должны нести более мягкую ответственность, чем совершеннолетние правонарушители. Вместе с тем КоАП РФ не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, однако определяет особенности применения некоторых «традиционных» видов административных наказаний.
Административный штраф может назначаться в качестве меры наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего правонарушителя самостоятельного заработка или имущества. Необходимо помнить, что заработок - это вознаграждение, которое работодатель обязан выплачивать работнику в соответствии с качеством его труда по установленным нормам или в соответствии с заключенным трудовым договором. Получаемая несовершеннолетним пенсия или стипендия, например, заработком не является.
При отсутствии у несовершеннолетнего самостоятельных источников дохода административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2 КоАП), однако это не означает, что несовершеннолетний освобождается от ответственности. В данном случае на родителя перекладывается только обязанность по уплате административного штрафа, а субъектом ответственности так и остается несовершеннолетний. Более того, если в течение года с момента уплаты административного штрафа несовершеннолетний вновь совершает однородное АПН, то это будет расцениваться как обстоятельство, отягчающее ответственность.
При определении административного наказания, назначаемого несовершеннолетнему, должны учитываться его возрастные, психические и индивидуальные особенности, дабы обеспечить с помощью административного наказания и надлежащего процесса его исполнения формирование у подростка стойкого неприятия антиобщественных, аморальных тенденций.
Основаниями для применения мер воздействия к подросткам, совершившим правонарушения, служат характер совершенных правонарушений, их общественная опасность и тяжесть последствий, причины и условия, способствующие их совершению, условия семейной жизни и воспитания, окружающая подростка среда, возраст и уровень интеллектуального развития правонарушителя, его поведение в прошлом и отношение к совершенному правонарушению.
Рассмотрение дел об АПН в отношении несовершеннолетних ведется в соответствии с главой 29 КоАП РФ и имеет определенные особенности. Так, в соответствии со ст. 23.2 КоАП РФ рассмотрение дел об АПН, совершенных лицами от 16 до 18 лет (в том числе дел, перечисленных в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ), отнесено к компетенции КДН и ЗП, за исключением дел об АПН, предусмотренных ст. 11.18 КоАП РФ «Безбилетный проезд», и дел о правонарушениях в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ), которые рассматриваются комиссией в случае передачи дел на ее рассмотрение уполномоченным органом (должностным лицом). Указанными комиссиями рассматриваются также дела о правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 КоАП РФ.
КДН и ЗП являются специальными органами, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, целями деятельности которых является осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних и др., поскольку КДН и ЗП не может назначать виды наказания, отнесенные к исключительной компетенции судей. В случае, если такая необходимость возникает и на рассмотрение конкретного дела об АПН суд имеет полномочия, то оно передается Комиссией на рассмотрение судьи (п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об АПН рассматривается с участием несовершеннолетнего, в отношении которого ведется производство. Вместе с тем, если имеются данные о надлежащем извещении несовершеннолетнего или его законного представителя о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения, допускается рассмотрение дела в отсутствие правонарушителя. Следовательно, КДН и ЗП правомочна рассмотреть дело об АПН, совершенном несовершеннолетним, заочно при соблюдении условий, указанных в ст. 25.1 КоАП РФ. Принятое Комиссией решение о рассмотрении дела в отсутствие соответствующих лиц отражается в протоколе о рассмотрении дела об АПН. Помимо того, несовершеннолетний, в отношении которого ведется производство, может быть удален на время исследования обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать на него отрицательное влияние.
Законные представители несовершеннолетнего, в отношении которого ведется производство по делу об АПН, имеют права и несут обязанности, предусмотренные КоАП РФ, в отношении представляемых ими лиц (ч. 4 ст. 25.3 КоАП РФ). По общему правилу дело об АПН в отношении несовершеннолетнего рассматривается с участием его законных представителей, однако данное положение не является обязательным. С другой стороны, в соответствии с ч. 5 ст. 25.3 КоАП РФ при рассмотрении дела об АПН, совершенном лицом в возрасте до 18 лет, рассматривающие дело судья, орган или должностное лицо вправе признать обязательным присутствие законного представителя несовершеннолетнего. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об АПН, в ходе производства может участвовать защитник, порядок привлечения к производству которого аналогичен порядку привлечения законного представителя.
В соответствии со ст. 24.3 КоАП РФ дела об АПН рассматриваются открыто, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности участвующих в производстве лиц, членов их семей, их близких, а также с целью защиты чести и достоинства указанных лиц. С учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела может быть принято решение о закрытом рассмотрении дела об АПН. Такое решение в виде определения выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело. При этом учитывается возраст некоторых участников процесса (лица, в отношении которого ведется производство, потерпевшего - ст. 25.1, 25.2 КоАП РФ), особенности их психического, либо физического состояния и т.п. В необходимых случаях дело рассматривается в присутствии педагога, психолога либо родителей несовершеннолетних участников производства. Правомерность такой социально-правовой установки основывается на конституционных положениях о заботе и воспитании детей (ст. 38, 45, 46 Конституции РФ).
КоАП РФ содержит нормы, существенно расширяющие права несовершеннолетнего участника производства по делу об АПН. В отношении лиц, не достигших 18 лет, запрещается назначать административные наказания в виде административного ареста (ч. 2. ст. 3.9 КоАП РФ). Факт совершения административного проступка несовершеннолетним является обстоятельством, смягчающим ответственность.
Рассмотрение дела об АПН в отношении несовершеннолетнего осуществляется по месту жительства несовершеннолетнего (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ). С учетом требований ст. 25.11 КоАП РФ о дате и месте рассмотрения всех дел, по которым в качестве лица, привлекаемого к ответственности, проходит несовершеннолетний, обязательно извещается прокурор. Факт участия прокурора в процессе рассмотрения дела документально отражается в протоколе и заверяется его подписью. Также при рассмотрении дела обсуждается вопрос о присутствии на заседании представителей учебно-воспитательных или общественных организаций по месту учебы или работы несовершеннолетнего.
Административная ответственность родителей предусмотрена законодательством в связи с совершением подростками таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, но подвергаются иным мерам правового принуждения. Поэтому указанные правонарушения подростков являются одновременно и частью основания для применения АО к родителям, и самостоятельным основанием для применения принудительных средств к ним самим.
Административную ответственность родителей (как компонент их правового статуса) нельзя рассматривать в отрыве от правовых обязанностей по воспитанию детей и надзору за ними. В теории это ведет к неразрешенным спорам по поводу оснований ответственности, в законодательстве - к нечетким формулировкам диспозиций правовых норм, ее устанавливающих, на практике - к возложению ответственности на тех родителей, которые виновно юридических обязанностей не нарушали. Таким образом, когда в создании условий для совершения подростками АПН окажутся виновными родители, они также должны нести административную ответственность. При этом следует проводить четкую причинно-следственную связь между действием (бездействием) родителей и противоправным поведением несовершеннолетнего.
КДН и ЗП рассматривают дела об АПН в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, по составам, предусмотренным ст. 5.35 и ст. 5.36 КоАП РФ и связанным с неисполнением обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних либо нарушением порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных КоАП РФ.
Учитывая сказанное, следует отметить необходимость дополнения правового статуса должностных лиц и органов, рассматривающих дела об АПН, такими полномочиями, как:
1) предоставления органу, рассматривающему дело в отношении несовершеннолетнего, права ограничивать участие законных представителей в его слушании, если имеются основания полагать, что это может нанести ущерб интересам подростка либо будет препятствовать установлению объективной истины. На данный момент КоАП РФ предусматривает в ст. 25.3 положение о том, что управомоченный субъект вправе признать обязательное присутствие законного представителя лица в возрасте до 18 лет при рассмотрении дела о его АПН;
2) установления правила, согласно которому рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности родителей необходимо осуществлять отдельно от слушания дела о правонарушении несовершеннолетнего.
В настоящее время подобные действия, несмотря на возможную соразмерность отдельным ситуациям, законом не предусмотрены и могут быть расценены как злоупотребление должностным положением субъекта административной юрисдикции,
По общему правилу административное наказание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).
|