Четверг, 28.11.2024, 01:33
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Общий порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними

Рассматриваемая стадия производства по делам об АПН является центральной. Деятельность органов административной юрисдикции здесь носит комплексный характер, предопределяемый необходимостью правильного установления предмета административно-правового деликта, его подведомственности, а также рассмотрения дела по существу и вынесения постановления.

Нужно отметить, что применяемые к совершившим правонарушения несовершеннолетним административные наказания преследуют, прежде всего, особую цель - восстановление социальной справедливости, а также исправление и предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений. Высшие судебные инстанции постоянно обращают внимание на то, что административное наказание в отношении указанных лиц должно быть подчинено, главным образом, этим целям.

Цель применения к несовершеннолетним административных наказаний в определенной мере обуславливает и меньший объем, степень лишения или ограничения прав и свобод таких лиц, которые при прочих равных условиях должны нести более мягкую ответственность, чем совершеннолетние правонарушители. Вместе с тем КоАП РФ не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, однако определяет особенности применения некоторых «традиционных» видов административных наказаний.

Административный штраф может назначаться в качестве меры наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего правонарушителя самостоятельного заработка или имущества. Необходимо помнить, что заработок - это вознаграждение, которое работодатель обязан выплачивать работнику в соответствии с качеством его труда по установленным нормам или в соответствии с заключенным трудовым договором. Получаемая несовершеннолетним пенсия или стипендия, например, заработком не является.

При отсутствии у несовершеннолетнего самостоятельных источников дохода административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2 КоАП), однако это не означает, что несовершеннолетний освобождается от ответственности. В данном случае на родителя перекладывается только обязанность по уплате административного штрафа, а субъектом ответственности так и остается несовершеннолетний. Более того, если в течение года с момента уплаты административного штрафа несовершеннолетний вновь совершает однородное АПН, то это будет расцениваться как обстоятельство, отягчающее ответственность.

При определении административного наказания, назначаемого несовершеннолетнему, должны учитываться его возрастные, психические и индивидуальные особенности, дабы обеспечить с помощью административного наказания и надлежащего процесса его исполнения формирование у подростка стойкого неприятия антиобщественных, аморальных тенденций.

Основаниями для применения мер воздействия к подросткам, совершившим правонарушения, служат характер совершенных правонарушений, их общественная опасность и тяжесть последствий, причины и условия, способствующие их совершению, условия семейной жизни и воспитания, окружающая подростка среда, возраст и уровень интеллектуального развития правонарушителя, его поведение в прошлом и отношение к совершенному правонарушению.

Рассмотрение дел об АПН в отношении несовершеннолетних ведется в соответствии с главой 29 КоАП РФ и имеет определенные особенности. Так, в соответствии со ст. 23.2 КоАП РФ рассмотрение дел об АПН, совершенных лицами от 16 до 18 лет (в том числе дел, перечисленных в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ), отнесено к компетенции КДН и ЗП, за исключением дел об АПН, предусмотренных ст. 11.18 КоАП РФ «Безбилетный проезд», и дел о правонарушениях в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ), которые рассматриваются комиссией в случае передачи дел на ее рассмотрение уполномоченным органом (должностным лицом). Указанными комиссиями рассматриваются также дела о правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 КоАП РФ.

КДН и ЗП являются специальными органами, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, целями деятельности которых является осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних и др., поскольку КДН и ЗП не может назначать виды наказания, отнесенные к исключительной компетенции судей. В случае, если такая необходимость возникает и на рассмотрение конкретного дела об АПН суд имеет полномочия, то оно передается Комиссией на рассмотрение судьи (п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об АПН рассматривается с участием несовершеннолетнего, в отношении которого ведется производство. Вместе с тем, если имеются данные о надлежащем извещении несовершеннолетнего или его законного представителя о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения, допускается рассмотрение дела в отсутствие правонарушителя. Следовательно, КДН и ЗП правомочна рассмотреть дело об АПН, совершенном несовершеннолетним, заочно при соблюдении условий, указанных в ст. 25.1 КоАП РФ. Принятое Комиссией решение о рассмотрении дела в отсутствие соответствующих лиц отражается в протоколе о рассмотрении дела об АПН. Помимо того, несовершеннолетний, в отношении которого ведется производство, может быть удален на время исследования обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать на него отрицательное влияние.

Законные представители несовершеннолетнего, в отношении которого ведется производство по делу об АПН, имеют права и несут обязанности, предусмотренные КоАП РФ, в отношении представляемых ими лиц (ч. 4 ст. 25.3 КоАП РФ). По общему правилу дело об АПН в отношении несовершеннолетнего рассматривается с участием его законных представителей, однако данное положение не является обязательным. С другой стороны, в соответствии с ч. 5 ст. 25.3 КоАП РФ при рассмотрении дела об АПН, совершенном лицом в возрасте до 18 лет, рассматривающие дело судья, орган или должностное лицо вправе признать обязательным присутствие законного представителя несовершеннолетнего. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об АПН, в ходе производства может участвовать защитник, порядок привлечения к производству которого аналогичен порядку привлечения законного представителя.

В соответствии со ст. 24.3 КоАП РФ дела об АПН рассматриваются открыто, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности участвующих в производстве лиц, членов их семей, их близких, а также с целью защиты чести и достоинства указанных лиц. С учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела может быть принято решение о закрытом рассмотрении дела об АПН. Такое решение в виде определения выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело. При этом учитывается возраст некоторых участников процесса (лица, в отношении которого ведется производство, потерпевшего - ст. 25.1, 25.2 КоАП РФ), особенности их психического, либо физического состояния и т.п. В необходимых случаях дело рассматривается в присутствии педагога, психолога либо родителей несовершеннолетних участников производства. Правомерность такой социально-правовой установки основывается на конституционных положениях о заботе и воспитании детей (ст. 38, 45, 46 Конституции РФ).

КоАП РФ содержит нормы, существенно расширяющие права несовершеннолетнего участника производства по делу об АПН. В отношении лиц, не достигших 18 лет, запрещается назначать административные наказания в виде административного ареста (ч. 2. ст. 3.9 КоАП РФ). Факт совершения административного проступка несовершеннолетним является обстоятельством, смягчающим ответственность.

Рассмотрение дела об АПН в отношении несовершеннолетнего осуществляется по месту жительства несовершеннолетнего (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ). С учетом требований ст. 25.11 КоАП РФ о дате и месте рассмотрения всех дел, по которым в качестве лица, привлекаемого к ответственности, проходит несовершеннолетний, обязательно извещается прокурор. Факт участия прокурора в процессе рассмотрения дела документально отражается в протоколе и заверяется его подписью. Также при рассмотрении дела обсуждается вопрос о присутствии на заседании представителей учебно-воспитательных или общественных организаций по месту учебы или работы несовершеннолетнего.

Административная ответственность родителей предусмотрена законодательством в связи с совершением подростками таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, но подвергаются иным мерам правового принуждения. Поэтому указанные правонарушения подростков являются одновременно и частью основания для применения АО к родителям, и самостоятельным основанием для применения принудительных средств к ним самим.

Административную ответственность родителей (как компонент их правового статуса) нельзя рассматривать в отрыве от правовых обязанностей по воспитанию детей и надзору за ними. В теории это ведет к неразрешенным спорам по поводу оснований ответственности, в законодательстве - к нечетким формулировкам диспозиций правовых норм, ее устанавливающих, на практике - к возложению ответственности на тех родителей, которые виновно юридических обязанностей не нарушали. Таким образом, когда в создании условий для совершения подростками АПН окажутся виновными родители, они также должны нести административную ответственность. При этом следует проводить четкую причинно-следственную связь между действием (бездействием) родителей и противоправным поведением несовершеннолетнего.

КДН и ЗП рассматривают дела об АПН в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, по составам, предусмотренным ст. 5.35 и ст. 5.36 КоАП РФ и связанным с неисполнением обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних либо нарушением порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных КоАП РФ.

Учитывая сказанное, следует отметить необходимость дополнения правового статуса должностных лиц и органов, рассматривающих дела об АПН, такими полномочиями, как:

1)    предоставления органу, рассматривающему дело в отношении несовершеннолетнего, права ограничивать участие законных представителей в его слушании, если имеются основания полагать, что это может нанести ущерб интересам подростка либо будет препятствовать установлению объективной истины. На данный момент КоАП РФ предусматривает в ст. 25.3 положение о том, что управомоченный субъект вправе признать обязательное присутствие законного представителя лица в возрасте до 18 лет при рассмотрении дела о его АПН;

2)    установления правила, согласно которому рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности родителей необходимо осуществлять отдельно от слушания дела о правонарушении несовершеннолетнего.

В настоящее время подобные действия, несмотря на возможную соразмерность отдельным ситуациям, законом не предусмотрены и могут быть расценены как злоупотребление должностным положением субъекта административной юрисдикции,

По общему правилу административное наказание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (04.07.2017)
Просмотров: 191 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%