Официальные данные статистики ГИБДД говорят о том, что количество ДТП с участием детей-водителей ежегодно составляет более 2000 случаев, наблюдается рост количества ДТП с участием детей - велосипедистов[1]. Несовершеннолетние все чаще становятся участниками дорожного движения в качестве водителей транспортных средств.
Право на управление транспортными средствами категории «М» (мопеды и легкие квадрициклы) и подкатегории «А1» (мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт) в соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предоставляется лицам, достигшим 16-летнего возраста[2], то есть фактически с возраста административной деликтоспособности. Помимо того, несовершеннолетние с четырнадцатилетнего возраста, в качестве участников дорожного движения при движении по дорогам могут управлять гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада[3].
Право на управление большинством категорий ТС предоставляется только лицам, достигшим 18 летнего возраста, в связи с этим несовершеннолетние не могут на законных основаниях управлять автобусом, грузовым автомобилем, такси, осуществлять грузовые и пассажирские перевозки, обучать вождению, заниматься перевозкой крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов и т.д. Таким образом, несовершеннолетние в силу специфики объективной стороны АПН, определяемой, в том числе, отмеченной статьей ФЗ «О безопасности дорожного движения», не могут являться субъектами некоторых административных правонарушений в области дорожного движения.
Как уже отмечалось, из логики ст. 23.2 и ст. 23.3 КоАП РФ следует, что должностные лица ОВД правомочны самостоятельно рассматривать некоторые составы дел об АПН, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет, при совершении ими деликтов в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ).
При этом ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ наделяет конкретных должностных лиц ГИБДД МВД России и иных должностных лиц полиции полномочиями по рассмотрению дел об АПН по большинству составов главы 12 Кодекса, выделяя следующие должностные категории:
Начальник ГИБДД, его заместитель.
Начальник центра автоматизированной фиксации АПН в области дорожного движения ГИБДД, его заместитель.
Командир полка (батальона, роты) ДПС, его заместитель.
Старшие государственные инспектора безопасности дорожного движения, государственные инспектора безопасности дорожного движения.
Старшие государственные инспектора дорожного надзора, государственные инспектора дорожного надзора.
Сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание.
Старшие УУП, УУП.
Схематично распределение административно-юрисдикционных полномочий указанных выше категорий должностных лиц органов
внутренних дел, с учетом возможных составов АПН, субъектом которых могут стать несовершеннолетние, представлено в таблице.
Статья, часть КоАП РФ
Должностная
категория
Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра__________
1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке
1-3,6, 7
1.1. Повторное совершение АПН, предусмотренного ч. 1
1-3, 6
Статья 12.2. Управление ТС с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков__________________________
1. Управление ТС с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2
1-3, 6
2. Управление ТС без государственных регистрационных знаков, а равно управление ТС без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление ТС с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть
1-3
3. Установка на ТС заведомо подложных государственных регистрационных знаков
1-3
Статья 12.3. Управление ТС водителем, не имеющим при себе документов,
1. Управление ТС водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на ТС
1-3, 6
2. Управление ТС водителем, не имеющим при себе страхового полиса ОСАГО владельцев ТС ...
1-3
3. Передача управления ТС лицу, не имеющему при себе документов на право управления им
1- 3, 6
Статья 12.4. Нарушение правил установки на ТС устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов..._____________________
1. Установка на передней части ТС световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета.
нет
Статья, часть КоАП РФ
Должностная
категория
2. Установка на ТС без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов ...
нет
3. Незаконное нанесение на наружные поверхности ТС специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси
1-3
Статья 12.5. Управление ТС при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация ТС запрещена______________________________
1. Управление ТС при наличии неисправностей или условий, при которых ... эксплуатация ТС запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в ч.ч. 2-7
1-3, 6
2. Управление ТС с заведомо неисправными тормозной системой ., рулевым управлением или сцепным устройством
1-3
3.1. Управление ТС, на котором установлены стекла ..., светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента.
1-3, 6
Статья 12.6. Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов
Управление ТС водителем, не пристегнутым ремнем безопасности ...
1-3, 6
Статья 12.7. Управление ТС водителем, не имеющим права управления ТС
1. Управление ТС водителем, не имеющим права управления ТС.
1-3
3. Передача управления ТС лицу, заведомо не имеющему права управления ТС .
Статья 12.9. Превышение установленной скорости движения
1-3
2. . на величину более 20, но не более 40 км/ч
1-3
3. . на величину более 40, но не более 60 км/ч
1-3, 6
4. . на величину более 60, но не более 80 км/ч
1-3, 6
5. . на величину более 80 км/ч
1-3
6. Повторное совершение АПН, предусмотренного ч. 3
1-3, 6
7. Повторное совершение АПН, предусмотренного ч.ч. 4 и 5 Статья 12.10. Нарушение правил движения через ж/д пути
1-31
1. Пересечение ж/д пути вне ж/д переезда, выезд на ж/д переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо
1-3
1 Только в случае фиксации АПН работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
Статья, часть КоАП РФ
Должностная
при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на ж/д переезде
категория
2. Нарушение правил проезда через ж/д переезды, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1
1-3, 6
Статья 12.11. Нарушение правил движения по автомагистрали
1. Движение по автомагистрали на ТС, скорость которого по технической характеристике или по его состоянию менее 40 км/ч, а равно остановка ТС на автомагистрали вне специальных площадок для стоянки
1-3, 6
3. Разворот или въезд ТС в технологические разрывы разделительной полосы на автомагистрали либо движение задним ходом по автомагистрали
1-3, 6
Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика____________________________________________
1. ... за исключением ... ч. 2 и ч. 1 ст. 12.10
1-3, 6
2. Невыполнение требования ... об остановке перед стоплинией.
1-3, 6
3. Повторное совершение АПН, предусмотренного ч. 1 Статья 12.13. Нарушение правил проезда перекрестков
1-3
1. Выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения ТС в поперечном направлении
1-3, 6
2. Невыполнение требования ... уступить дорогу ТС, пользующемуся преимущественным правом проезда.
Статья 12.14. Нарушение правил маневрирования
1-3, 6
1. Невыполнение требования . подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой
1-3, 6
1.1. Невыполнение требования . перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части.
1-3, 6
2. Разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены.
1-3, 6
3. Невыполнение требования . уступить дорогу ТС, пользующемуся преимущественным правом движения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 12.13 и ст. 12.17
1-3, 6
Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона______________
1. Нарушение правил расположения ТС на проезжей части,
1-3, 6
Статья, часть КоАП РФ
Должностная
встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней
категория
1.1. Невыполнение водителем тихоходного ТС ...или ТС, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч ... пропустить следующие за ним ТС для обгона или опережения
1-3, 6
2. Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам ...
1-3, 6
3. Выезд ... на полосу, предназначенную для встречного движения либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия
1-3, 6
4. Выезд ... на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3
1-3
5. Повторное совершение АПН, предусмотренного ч. 4
1-3
Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных знаками или разметкой проезжей части дороги
дорожными
1. ... кроме случаев, предусмотренных иными ст. главы 12
1-3, 6
2. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой ...
1-3, 6
3. Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением
1-3
3.1. Повторное совершение АПН, предусмотренного ч. 3
1-3
4. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой, запрещающими остановку или стоянку ТС
1-3, 6 1
5. Нарушение, предусмотренное ч. 4 ... в Москве или Санкт- Петербурге
1-3, 6
7. Нарушение, предусмотренное ч. 6 ... в Москве или Санкт- Петербурге
1-3, 6
Статья 12.17. Непредоставление преимущества в движении маршрутному ТС или ТС с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами
1. Непредоставление преимущества в движении маршрутному ТС, а равно ТС с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом
1-3, 6
1.1. Движение ТС по полосе для маршрутных ТС или остановка на указанной полосе ...
1-3, 6
1.2. ... предусмотренное ч. 1.1, ... в Москве или Санкт-
1-3, 6
1 За исключением случаев, когда эти полномочия переданы в соответствии с ч. 1 ст. 23.79 КоАП РФ.
Статья, часть КоАП РФ
Должностная
Петербурге
категория
2. Непредоставление преимущества в движении ТС, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом
1-3
Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки ТС
1-3
1. Нарушение правил остановки или стоянки ТС, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2-6 и ч. 1 ст. 12.10
1-3, 6
2. Нарушение правил остановки или стоянки ТС в местах, отведенных для остановки или стоянки ТС инвалидов
1-3, 6
3. Остановка или стоянка ТС на пешеходном переходе и ближе 5 м перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая, предусмотренного ч. 6, либо нарушение правил остановки или стоянки ТС на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного ч. 6
1-3, 6
3.1. Остановка или стоянка ТС в местах остановки маршрутных ТС или стоянки легковых такси либо ближе 15 м от мест остановки маршрутных ТС или стоянки легковых такси, за исключением остановки для посадки или высадки пассажиров, вынужденной остановки и случаев, предусмотренных ч.ч. 4 и 6
1-3, 6
3.2. Остановка или стоянка ТС на трамвайных путях либо остановка или стоянка ТС далее первого ряда от края проезжей части, за исключением вынужденной остановки и случаев, предусмотренных ч.ч. 4 и 6
1-3, 6
4. Нарушение правил остановки или стоянки ТС на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других ТС, а равно остановка или стоянка ТС в тоннеле, за исключением ч. 6
1-3, 6
5. ... ч. 1, совершенное в Москве или Санкт-Петербурге
1-3, 6
6. ... ч.ч. 3-4 ... в Москве или Санкт-Петербурге
1-3, 6
Статья 12.20. Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки
1-3, 6
Статья 12.21. Нарушение правил перевозки грузов и буксировки
1-3, 6
Статья 12.23. Нарушение правил перевозки людей
Статья, часть КоАП РФ
Должностная
категория
1. ... за исключением ч.ч. 2 и 3
1-3, 6
2. Перевозка людей в кузове грузового мотоцикла или вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения
1-3, 6
3. Нарушение требований к перевозке детей.
1-3, 6
Статья 12.25. Невыполнение требования о предоставлении ТС или об остановке ТС
1. Невыполнение требования о предоставлении ТС сотрудникам полиции или иным лицам, которым ... предоставлено право использовать ТС
1-3
2. Невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке ТС
Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с ДТП
1-3
1. Невыполнение водителем обязанностей ... в связи с ДТП, ... кроме предусмотренного ч. 2
1-3
Статья 12.28. Нарушение правил, установленных для движения ТС в жилых зонах
1. Нарушение правил, установленных для движения ТС в жилых зонах, за исключением случая, предусмотренного ч. 2
1-3, 6
2. ... ч. 1 в Москве или Санкт-Петербурге
1-3
Статья 12.29. Нарушение ПДД пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения____________________________________
1. Нарушение пешеходом или пассажиром ТС ПДД
1-3, 6
2. Нарушение ПДД лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, участвующим в процессе дорожного движения ...
1-3, 6
3. Нарушение ... ч. 2, совершенное в состоянии опьянения
1-3
Статья 12.30. Нарушение ПДД пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении ТС либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего__________________
1. Нарушение ПДД пешеходом, пассажиром ТС или иным участником дорожного движения ., повлекшее создание помех в движении ТС
1-3, 6
2. Нарушение ПДД пешеходом, пассажиром ТС или иным участником дорожного движения ., повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего
1-3
Статья 12.33. Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений
1-3, 5
Статья 12.36.1. Нарушение правил пользования телефоном водителем ТС
1-3, 6
ий об ОСАГО владельцев ТС
Статья, часть КоАП РФ
Должностная
категория
1. Управление ТС в период его использования, не предусмотренный страховым полисом ОСАГО владельцев ТС, а равно управление ТС с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим ТС ...
1-3, 6
2. Неисполнение владельцем ТС установленной ФЗ обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление ТС, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует
1-3, 6
Как один из проблемных вопросов в области административно - юрисдикционной деятельности ОВД следует выделить большую латентность АПН, совершаемых несовершеннолетними в области дорожного движения. Неполнота статистических данных в рассматриваемой сфере, в том числе, связана с тем фактом, что на практике сотрудники ДПС, в случае выявления АПН, совершенного несовершеннолетним, чаще всего ограничиваются профилактической беседой или устным замечанием на основании ст. 2.9 КоАП РФ, освобождая несовершеннолетнего от административной ответственности.
Правомерная ссылка на малозначительность правонарушения - не единственная причина, по которой не возбуждаются дела об АПН в отношении несовершеннолетнего правонарушителя. Возможными субъективными факторами, влияющими на принятие должностными лицами полиции указанного решения, зачастую становится недостаточная компетентность в области производства по делам об административных правонарушений со столь специфичным субъектом и, в некоторой степени, несовершенство ведомственной системы оценки деятельности полиции.
Действующий в настоящее время «оценочный» приказ МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040[4] определяет в качестве критерия оценки соотношение общего количества выявленных административных правонарушений с количеством отмененных по протестам или обжалованию постановлений по делам об АПН. Несмотря на безусловную объективность подобного критерия, данная система оценки косвенно стимулирует должностных лиц органов внутренних дел, даже при наличии такой законной возможности, либо вовсе не возбуждать административное производство в отношении несовершеннолетних, либо не рассматривать их самостоятельно, чтобы не допустить квалификационной или процессуальной ошибки, влекущей отмену принятого решения. В результате, если материал об АПН в отношении несовершеннолетнего все же составляется, должностные лица полиции, как правило, передают его для рассмотрения по подведомственности в КДН и ЗП или в суд, не желая, несмотря на имеющиеся полномочия, принимать ответственное решение.
Таким образом, должностное лицо органов внутренних дел, получив на рассмотрение протокол об административном правонарушении в области дорожного движения, совершенном несовершеннолетним, в ходе решения в соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ вопроса о компетенции получает, на наш взгляд, чрезмерно широкие дискреционные полномочия, позволяющие ему либо рассмотреть дело самостоятельно, либо передать на рассмотрение в КДН и ЗП. Подобное положение вещей, согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, может быть расценено как корупциогенный фактор[5]. Подчеркнем, что, как правило, должностные лица органов внутренних дел в этом случае принимают решение о передаче материала для рассмотрения в КДН и ЗП, необоснованно самоустраняясь от принятия решения по делу об АПН.
С одной стороны, возможно, что рассмотрение административного правонарушения таким специализированным органом, как КДН и ЗП, в некоторых случаях более эффективно обеспечит осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов
несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению ими правонарушений и антиобщественных действий. Если у должностного лица органов внутренних дел на этапе подготовки к рассмотрению дела об АПН имеются соответствующие доводы, то передача материала для рассмотрения в КДН и ЗП вполне оправданна. Таким основанием, например, может стать необходимость проведения с несовершеннолетним правонарушителем дополнительной индивидуальной профилактической работы, направленной на предупреждение и изменение асоциальных явлений, противоправных действий и антиобщественного поведения[6], которая не может быть выполнена сотрудниками полиции (сотрудником ПДН), а требует комплексного подхода со стороны всех субъектов профилактики с координацией действий КДН и ЗП.
В этом случае при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должно быть вынесено мотивированное определение (ст. 29.4 КоАП РФ) о направлении протокола и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности в
КДН и ЗП. При этом мотивация принятия решения не должна быть формальной, а содержать конкретные обоснования необходимости такой передачи.
Не стоит забывать, что органы внутренних дел наравне с КДН и ЗП являются субъектами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и по своему правовому статусу способны решать задачи как соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, так и выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению ими правонарушений и антиобщественных действий.
Согласимся с мнением Б.И. Поспелова, что дела, связанные с нарушением ПДД, порой представляют определенную сложность как в установлении фактических обстоятельств дела, так и в плане правильной юридической оценки действий участников дорожного движения[7]. В связи с этим, при рассмотрении таких составов АПН, как например, нарушение ПДД несовершеннолетним пешеходом (велосипедистом), повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.30 КоАП РФ), необходимо наличие специализированных знаний в области обеспечения безопасности дорожного движения. Полагаем, что в этом случае должностные лица органов внутренних дел смогут более объективно и оперативно рассмотреть дело об административном правонарушении, чем члены КДН и ЗП.
Принимая во внимание также мнение Ф.П. Васильева о том, что в производстве по делам об АПН процессуальные действия направлены преимущественно на сбор и проверку доказательств и характеризуются активной ролью уполномоченного лица, как правило, проводящего проверку и собирание доказательств самостоятельно, можно прийти к выводу, что должностное лицо (например, сотрудник ДПС ГИБДД), выявившее правонарушение и составившее протокол об АПН, проводившее административное расследование, в случае если это не противоречит требованиям ст. 23.3 КоАП РФ и приказу МВД России от 5 марта 2012 г. № 403, как никакое другое способно в дальнейшем самостоятельно и объективно его рассмотреть.
Кроме того, необоснованная передача материалов для принятия решения по подведомственности из органов внутренних дел в КДН и ЗП влечет неоправданное затягивание сроков административного производства, что нарушает права как потерпевшего (при его наличии), так и несовершеннолетнего лица, в отношении которого ведется производство (имеющего право рассчитывать на своевременное разрешение дела).
Также не стоит забывать и о неоправданном увеличении расходов федерального бюджета, связанных с расходами на пересылку материалов и организацию заседания КДН и ЗП.
Названная проблема дискреционности административно -
полномочий должностных лиц полиции при рассмотрении дел об АПН, совершенных несовершеннолетними, возможно, будет устранена в будущем. Это можно было бы сделать посредством внесения изменений в раздел «Вынесение постановления по делу об административном правонарушении» Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 (п.п. 120-125). В частности, нам представляется допустимым
инкорпорировать в данный правовой акт следующую норму: «в случае совершения административного правонарушения в области дорожного движения несовершеннолетним лицом, достигшим возраста привлечения к административной ответственности, при отсутствии законных оснований, препятствующих рассмотрению дела должностными лицами органов внутренних дел, мотивированное решение о направлении протокола и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности в КДН и ЗП может быть принято только при наличии исключительных обстоятельств, затрагивающих интересы несовершеннолетнего лица».
[1] См.: Состояние и тенденции детского дорожно-транспортного травматизма [Электронный ресурс] URL: https://www.gibdd.ru/stat/files/sitddtt6m2014.pdf (дата обращения: 10.02.2015).
[2] См.: О безопасности дорожного движения: федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 50. Ст. 4873.
[3] См. п. 25.1 ПДД.
[4] Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040 // Текст приказа официально опубликован не был.
[5] См.: Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 // Рос. газета. 2010. 5 марта.
[6] См., например: Дорошенко О.М. Административная деликтность
несовершеннолетних и роль полиции в противодействии ей / О.М. Дорошенко // Административное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 43-48.
[7] См.: Поспелов Б.И. К вопросу об обязательном участии защитника по делу об административном правонарушении / Б.И. Поспелов // Административное право и процесс. 2012. № 2. С. 43-46.
|