Русский язык - многофункциональный инструмент и один из важнейших элементов культурной, общественно-политической, научной и иной деятельности. В то же время, русский язык является одним из ключевых объектов государственной языковой политики. Государственная языковая политика - это целенаправленные меры (в частности, действия законодательных, исполнительных и судебных органов), которые: 1) определяют статус того или иного языка и то, как тот или иной язык будет использоваться в государстве; 2) принимаются с целью обеспечения языковой подготовки граждан, в соответствии с потребностями государства; 3) принимаются для определения индивидуальных или групповых прав, связанных с изучением, использованием и защитой тех или иных языков; 4) предполагают правительственное регулирование использования государственного языка.[1]
Функциональная модель языковой политики - это «совокупность языков и их существования, функционирование которых планируется и поддерживается государством на территории той или иной этнической группы»[2].
Таким образом, объектом языковой политики, в первую очередь, являются языки, используемые в сферах официального общения, т.е. регламентируемые/регулируемые коммуникативных сферы общения[3]. К неофициальным сферам общения (аморфным) относится межличностное общение (бытовое, семейное, дружеское и т.д.), которое не подлежит правовому регулированию[4]. Однако в некоторых случаях государственное регулирование может косвенно распространяться на аморфную коммуникативную сферу, например, при поддержке бесписьменных языков, которые функционируют исключительно в аморфных сферах.
При языковом планировании и конструировании правового статуса русского языка следует учитывать как правовые формы функционирования русского языка, так и общие тенденции внутренней и внешней политики, чтобы понять, как должен этот статус развиваться и какое место будет занимать русский язык в будущем российской государственности. Мы разделяем мнение И.Н. Барцица, что будущее русского языка неразрывно связано с будущим российской государственности и выходит за рамки языкознания и лингвистики, захватывая сферы права, образования, экономики и т.д.[5]
Рассмотрим правовые формы функционирования русского языка, условно разделив их на «Русский язык за рубежом» и «Русский язык в Российской Федерации». В действительности эти ипостаси функционирования русского языка во многом перемежаются, например, когда соотечественники переселяются обратно в Россию русский язык перестает выполнять роль «родного языка вне России», в случаях, когда иностранные граждане изучают русский язык на территории Российской Федерации и т.д. Однако для удобства изложения воспользуемся таким разделением сфер функционирования русского языка.
[1] См.: Калинина Е.Н. Государственная языковая политика Российской Федерации: технологии реализации в условиях этнокультурного разнообразия : диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук : специальность 23.00.02 <Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии / Калинина Евгения Николаевна ; Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского. - Нижний Новгород, 2007. - 203 с.
[2] См.: Словарь социолингвистических терминов // Отв. ред В.Ю. Михальченко. М., 2006.
[3] Там же.
[4] См.: Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и до- полн. // Отв. ред. Т.В. Жеребило. Назрань. 2010.
[5] Барциц И.Н. Ток-шоу «Культурная революция» на телеканале «Культура». Русский язык - язык будущего. Эфир от 27.01.2011 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20862/ episode_id/155974/video_id/155974/ (дата обр. 10.10.2016)
|