Прежде чем Конституция Российской Федерации закрепила фундаментальные права и свободы человека и гражданина в области языка, параллельно с перестройкой государственности на федеративных началах проходила языковая реформа. Эта реформа проводилась и на федеральном, и на региональном уровнях.
В республиках в составе Российской Федерации отмечалось активное развитие законотворчества в языковой сфере. Одними из первых (во второй половине 1990 года) законы о языках приняли Чувашская, Калмыцкая и Тувинская республики. Другими республиками в составе Российской Федерации были приняты законы о языках уже после распада СССР.
25 октября 1991 года был принят Закон РСФСР № 1807-1 «О языках народов РСФСР», в той или иной степени отразивший языковую ситуацию в стране (в настоящее время документ действует в редакции № 4 от 12.03.2014 г. под названием Закон РФ от 25.10.1991 № 1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов Российской Федерации»[1]). «Вводная часть» Закона гласит: «...На территории Российской Федерации с ее многонациональным населением традиционно сложившейся нормой языкового сосуществования является двуязычие и многоязычие...»[2].
Вместе с указанным законом Верховный Совет РСФСР принял Декларацию о языках народов РСФСР, заложившую основы современной языковой политики в Российской Федерации.
В Декларации ставится акцент на ответственности государства за сохранение и равноправное самобытное развитие языков народов России и провозглашаются права каждого на «свободный выбор языка обучения, воспитания и интеллектуального творчества», «равные возможности для сохранения, изучения и развития всех языков народов РСФСР» и их равная социальная, экономическая и юридическая защита[3].
В. Ляшенко полагает, Закон РСФСР от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках Народов РСФСР» «имеет большое значение для политической стабилизации общества и дальнейшего развития языков и культур России»[4], аргументируя это тем, что:
Закон устранил пробелы в правовом регулировании языковых отношений, регламентируя существенные аспекты использования языков на территории Российской Федерации;
Закон провозгласил равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения всех народов России вне зависимости от их численности, что отразило общий курс на демократизацию общества, а также установил гарантии их зашиты;
На основании Закона (ст. 3 Закона) русский язык получил статус государственного языка, что послужило первой попыткой урегулирования вопроса функционирования русского языка в различных сферах общественной жизни. [5]
Важным положением является то, что Закон предоставил право республикам в составе РСФСР устанавливать свои государственные языки, чем республики не преминули воспользоваться. Так, в Республике Татарстан были приняты Закон РТ от 08.07.1992 № 1560-XII (ред. от 03.03.2012) «О государственных языках
Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»[6], Закон Республики Татарстан от 12 января 2013 года №1-ЗРТ «Об использовании татарского языка как государственного языка Республики Татарстан»[7]; в Республике Коми - Закон Республики Коми от 28 мая 1992 г. «О государственных языках Республики Коми»[8]; в Удмуртской Республике - Закон Удмуртской Республики от 6 декабря 2001 года № 60-РЗ «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики» (Известия Удмуртской Республики, 2001, 18 декабря) и т.д.
Впоследствии Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О языках народов РСФСР» статья 3 Закона была дополнена нормой, дозволяющей не только республикам, но и иным субъектам Российской Федерации «принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества»[9]. Это дополнение было необходимым с правовой точки зрения, так как Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года в ч.4 ст.5 установила равенство всех субъектов. Такие изменения активизировали работу субъектов по развитию регионального языкового законодательства. В качестве примера можно привести Закон Ненецкого автономного округа от 18 марта 2013 года № 4-ОЗ «О ненецком языке на территории Ненецкого автономного округа»[10].
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года провозглашает права и свободы гражданина и человека и народов России в сфере языка. Ст. 19 Конституции закрепляет гарантируемое государством «равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка», а также запрещает «любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».
Помимо гарантий равенства, Конституция Российской Федерации закрепляет такие права человека и гражданина России в сфере языковых отношений:
Право на пользование родным языком (ч.2. ст. 26);
Право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч.2 ст.26);
Право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. (ч.3 ст.68), гарантируемое государством всем народам Российской Федерации.
Общие вопросы воспитания, образования, науки и культуры, которые включают в себя и языковые вопросы, относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов (п.е ч.1 ст. 72).
В соответствии с ч.2 ст. 29 Конституции Российской Федерации запрещена «пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».
В рамках вышеупомянутой языковой реформы в Конституцию России была введена норма, которая придала русскому языку статус государственного языка. Так, ч.1 ст. 68 гласит: «Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык».
В развитие конституционных положений о русском языке как государственном языке Российской Федерации был принят Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О государственном языке Российской Федерации», направленный на обеспечение использования государственного языка Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации, защиту и развитие языковой культуры. Важно отметить, что и в названном Законе не содержится определение понятия «государственный язык».
Статья 4 Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» закрепляет обязанность федеральных органов государственной власти осуществлять защиту и поддержку государственного языка Российской Федерации, статья 3 определяет сферы использования государственного языка, в которые попадает не только использование государственного языка в деятельности органов государственной власти, но и использование
государственного языка в деятельности организаций телерадиовещания, редакций периодических печатных изданий, а также в рекламе. При этом необходимо различать два вида использования государственного языка Российской Федерации:
исключительная компетенция русского языка;
альтернативная компетенция русского языка.
Исключительная компетенция подразумевает применение
только русского языка, в то время как при альтернативной компетенции могут использоваться государственные языки республик в составе Российской Федерации (при этом обязательно дублирование на русском языке). Исключительная компетенция также выражается в установлении требования владения государственным языком при получении определенных должностей (ст. 35 Федерального закона «О полиции»[11]; ст. 12 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»[12] и т.д.). Необходимо подчеркнуть, что все случаи исключительной компетенции определены исчерпывающим образом, а альтернативная компетенция сформулирована достаточно широко, но при отсутствии регулирования специальным законодательством применяются общие принципы, установленные ст.3 Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации»[13].
Проанализировав Закон, можно предположить, что государственный язык - это язык, обязательный к использованию в очерченных законом сферах и выполняющий в рамках государства государствообразующую и интегративную функции в правовой, социально-экономической, политической и культурной сферах и символизирующий государство.
Достоинства и недостатки Федерального закона «О государственном языке» наиболее подробно изложены в комментариях к Закону[14], диссертационных исследованиях, научных публикациях, а также активно обсуждаются как юридическим, так и лингвистическим сообществами. В русле проводимого исследования следует обратить внимание на то, что анализируемый закон не охватывает «внешнеполитической», цивилизационной составляющей русского языка, поскольку он направлен на создание единого информационно-коммуникативного пространства и защиту русского языка исключительно на территории Российской Федерации. Это нельзя отнести к недостаткам закона, так как его принятие решало совсем иные задачи, но подобная ситуация приводит к выводу, что необходим единый нормативноправовой акт концептуального характера, который определит направления развития правового статуса русского языка во всех его ипостасях.
Существует мнение, что Закон «О государственном языке» в его нынешнем виде не нужен вообще и не выполняет своих функций, а главное его достоинство состоит в том, что он не работает. Он был необходим для разграничения сфер употребления государственного языка и, в частности, для того, чтобы регулировать его использование в суде, средствах массовой информации, но на практике принятый закон стал, скорее, политическим, а не юридическим документом, т.е. вполне патриотическая идея о защите русского языке не получила реального наполнения[15].
В развитие положений Конституции РФ, Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» принято более 100 законодательных актов прямо либо косвенно регулирующих правовой статус русского языка. В их число входят федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты, программы, региональное законодательство и иные нормативные документы, в которых определены порядок и сферы использования русского языка, механизмы защиты прав граждан при его использовании, меры по сохранению, развитию, защите и поддержке русского языка как государственного языка Российской Федерации. В своей совокупности эти акты составляют нормативно-правовую базу, определяющую статус русского языка в качестве государственного языка Российской Федерации.
[1] Закон РФ от 25.10.1991 № 1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3804; в ред. Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ.
[2] Закон РСФСР от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 50. - Ст. 1740.
[3] Декларация о языках народов РСФСР // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 50. - Ст. 1740.
[4] Ляшенко, Н.В. Русский язык как государственный язык Российской Федерации: конституционно-правовой анализ. [Текст]: дис. ... канд. юр. наук. 12.00.02. / Ляшенко Наталья Васильевна. - М., 2004. - 163 с. - С. 81.
[5] Ляшенко, Н.В. Русский язык как государственный язык Российской Федерации: конституционно-правовой анализ. [Текст]: дис. ... канд. юр. наук. 12.00.02. / Ляшенко Наталья Васильевна. - М., 2004. - 163 с. - С. 81.
[6] Национальная библиотека Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - URL: http://kitaphane.tatarstan.ru/rus/legal_info/zrt/lang.htm (дата пос. 19.05.2014 г.)
[7] URL: http://www.rg.ru/2013/02/19/tatarstan-zakon1-reg-dok.html (дата пос. 19.05.2014 г.)
[8] URL: http://base.garant.rU/27300988/#ixzz2yr9OcTbC (дата пос. 19.05.2014 г.)
[9] Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О языках народов РСФСР» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3804.
[10] URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=124028825
(дата пос. 19.05.2014 г.)
[11] Федеральный закон № 30ФЗ от 7 февраля 2011 г. «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
[12] Федеральный закон № 58-Фз от 27.05.2003 « О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
[13] Блинова Ю.В. О правовом статусе русского языка в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. № 9. 2012. С. 22-23.
[14] См.: Каркавина Д.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации». М., 2007.— 100 c.; Комментарий к федеральному закону «О государственном языке Российской Федерации». Ч. 1: Доктринальный и нормативноправовой комментарий. СПб., 2012. - 224 с.
[15] Валерий Выжутович. Новый русский — Беседа с профессором Максимом Кронгаузом // Российская газета. 2012. 11 июля.
|