Четверг, 28.11.2024, 01:30
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Русский язык как язык российской нации

Для определения векторов развития правового статуса русского языка проанализируем Ежегодные Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (Приложение № 1).

Хотя на законодательном уровне правовой статус Посланий Президента РФ не определен, полагаем, что именно ежегодные Послания являются тем официальным документом, в котором содержится основа политики в разных областях жизни общества и государства. Из того, что написано о Посланиях в Конституции РФ (п. «е» ст. 84), следует политический характер Посланий. Относительно языка мы используем словосочетание «языковая политика». Следовательно, в Посланиях определяется, наряду с другими направлениями внутренней и внешней государственной политики, и языковая политика. Именно поэтому нами проведен анализ всех Посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ на предмет языковой политики.

Масштабный ретроспективный анализ содержания Посланий Президентов РФ Федеральному Собранию РФ позволяет сделать ряд существенных выводов, которые помогут сформулировать основные векторы государственной политики в сфере русского языка и, в итоге, концептуализировать конституционно-правовой статус русского языка. Во-первых, следует отметить, что тема русского языка была затронута уже в первом Послании от 1994 года в контексте проблем, возникавших при строительстве федеративного государства. Так, было обозначено место и роль русского языка в деле формирования «новой» российской государственности, а именно государствообразующая и интегрирующая его функции. Более того, несмотря на большой прогресс в сфере языкового законодательства, многие затронутые проблемы еще не решены (например, программы возрождения и сохранения регионального

многообразия русского языка и русской национальной культуры носят фрагментарный характер по сей день293). В контексте Посланий русский язык как инструмент «мягкой» силы противопоставляется силовым методам решения конфликтов. Более того, Послания демонстрируют широкий спектр проблем, в которых задействован русский язык, начиная от образования, заканчивая избирательным правом и миграционной политикой. Содержание Посланий дает возможность сделать вывод, что русский язык предстает как многофункциональный инструмент, который характеризуется различными качествами (как духовная скрепа, элемент культурного наследия, язык братства народов, основа российской государственности, цивилизационная составляющая и т.д.). Как, например, отметил В.А. Садовничий в видеоряде, посвященном V Конгрессу РОПРЯЛ, русский язык - это безопасность и скрепа государства.294

Но основным выводом является то, что русский язык имеет все основания стать языком российской нации, что обосновывается количеством упоминания русского языка именно в контексте развития многонационального народа Российской Федерации. Впервые термин «нация» используется в Послании 1998 г. В Послании 1999 г. констатируется «шанс для осознания себя единой нацией». Это Послание, как известно, принадлежит Б.Н. Ельцину. В.В. Путин в своем первом Послании 2000 г. ставит вопрос: «Сможем ли мы сохранить себя как нация?». Прошло 16 лет со времени постановки этого вопроса, и мы констатируем положительный ответ: российская нация есть, она сохранилась, упрочилась.

Как предполагают составители доклада «Будущее образования: глобальная повестка», в будущем основная роль государства в поддержании общности своих граждан / подданных будет заключаться в развитии процессов управления идентичностью295. Они обосновывают это предположение тем, что «общность часто идентифицировалась в прошлом с этнической принадлежностью, с языком, с религией и (больше всего) с территорией — однако ни одна из этих характеристик не сможет точно определить государство, в котором может проживать множество этнических групп,

291 См.: Васильева Л.Н. Российская идентичность: правовые условия формирования // Журнал российского права. № 2. 2015. С. 16-24.

292 РОПРЯЛ: история и современность. // Российское общество преподавателей русского языка и литературы [Электронный ресурс] - URL: http://ropryal.ru/video/ (дата обр. 10.10.2016).

293 Будущее образования: глобальная повестка. М., 2013. С.72.

говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, живущих на самых разных территориях и проводящих значительную часть жизни на «общей территории» Интернета. То, что остается в качестве объекта управления — это идентификация граждан государства со своей принадлежностью к этому государству»[1]. Мы не можем полностью согласиться с данным тезисом в отношении русского языка, поскольку объективно существует необходимость регулятивной функции государства в сфере языковых отношений как гарантии будущего Российского государства, Русского мира, российской цивилизации. Однако то, что вопросы правового регулирования языка должны рассматриваться в связке с формированием общероссийской идентичности, на наш взгляд, обоснованно и имеет большие перспективы.

Помимо Посланий Президента, в обоснование нашего тезиса приведем подборку нормативно-правовых актов и событий государственного значения.

По словам В.В. Путина, «самоопределение русского народа — это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром. Представители не одного десятка народов, проживающих в России, считают себя русскими, оставаясь этнически нерусскими»[2]. По мнению В.И. Власова, статус собственно русского человека объективно определяет наличие совокупности трех условий:

- принадлежность (по рождению) к русскому этносу,

- свободное владение русским языком

- православное вероисповедание.[3]

По мнению Л.Ф. Болтенковой, русскость — это «мудрость в сочетании с хорошей душой. А это — не только и не столько этничность»[4]. Таким образом, понятие «русскости» выходит за рамки этничности, переходя в область духовную, что выражается в чувствах сопричастности, принадлежности к культуре и образу мыслей, русскому энергетическому полю - Русскому миру. По словам Стефании Дзини, итальянки в России, «не просто любовь свя-

зывает меня с русским языком, а настоящая зависимость от него, до того глубокая, что представить себе не могу свою жизнь без русского наречия».300 Немецкий журналист Франк Эбекк сравнил «русскость» с вирусом, которым заражаешься и уже не можешь жить без этого.

Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2016 г. № 637-р «Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» раскрывает политико-правовое наполнение понятия русского языка как государственного языка Российской Федерации: «Русский язык как государственный язык Российской Федерации является стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны, а также фактором личной свободы гражданина, обеспечивающим возможность его самореализации в условиях многонационального и поликультурного государства»301.

На первом съезде Общества русской словесности, состоявшемся 26 мая 2016 года, В.В. Путин отметил, что «роль русского языка в такой многоликой, многонациональной, красивой стране, как Россия, ... в том, чтобы создавать единую российскую нацию»302.

В Указе Президента РФ от 31.03.2015 г. № 168 «О Федеральном агентстве по делам национальностей» содержится такая формулировка: «осуществление мер, направленных на укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации)»303, то есть конституционный термин «многонациональный народ Российской Федерации» приравнивается к термину «российская нация».

Указом Президента РФ от 26.04.2016 г. № 200 учреждена премия Президента Российской Федерации за вклад в укрепление единства Российской нации (вместе с «Положением о премии Президента Российской Федерации за вклад в укрепление единства Российской нации»). Под укреплением единства Российской нации подразумевается деятельность, направленная «на упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации,

300 Российская газета.6 декабря 2013 года.

301 «Собрание законодательства РФ», 25.04.2016, № 17, ст. 2424.

302 Выступление на пленарном заседании съезда Общества русской словесности // Общество русской словесности [Электронный ресурс ] - URL: http://russlovesnost.ru/materialy-sezda/ (дата обр. 30.10.2016)

303 «Собрание законодательства РФ», 06.04.2015, № 14, ст. 2106.

гармонизацию межнациональных отношений, развитие этнокультурного многообразия народов России»[5].

В соответствии с Проектом Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики», подготовленным ФАДН России 26.08.2016,[6] планируется реализация государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики», разработанной в соответствии с Перечнем государственных программ Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года № 1950-р. В число подпрограмм входят:

- Подпрограмма «Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России» (Основные мероприятия: «Укрепление общероссийской гражданской идентичности»; «Содействие этнокультурному многообразию народов России»;

- Подпрограмма «Русский язык и языки народов России» (Основные мероприятия: «Поддержка и популяризация русского языка»; «Поддержка языков народов России»)[7].

Основной акцент подпрограммы «Русский язык и языки народов России» сосредоточен на функции русского языка как языка межнационального общения.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (ред. от 08.08.2009), «поддержка программ формирования единой российской гражданской нации, нацио-

нально-государственной идентичности, воспитание толерантности к представителям различных этносов, межнационального сотрудничества»[8] позволит решить задачи гражданского образования и патриотического воспитания молодежи.

Следует отметить положительные тенденции в отношении к этой проблематике регионов, то есть вопросы формирования российской нации в целом не вызывают отторжения. 21 октября 2016 года в Перми состоялся III Всероссийский форум национального единства, который, по словам В.Ю. Зорина, - эксклюзивное явление, площадка, где встречаются все акторы процесса межнационального мира и согласия[9]. В ходе Форума В.А. Тишков отметил, что «за последние три-четыре года заметно снизился уровень ксенофобии и радикального национализма, главное - укрепить российскую гражданскую идентичность за счет идущего перехода от политики мультикультурализма к политике единства нации»[10].

Важно отметить, что вектор развития национально-языковых отношений, направленный на формирование и укрепление российской нации, отражается не только в принятии новых нормативно-правовых актов, но и в изменении действующего базового национально-языкового законодательства. Так, например, Федеральным законом от 04.11.2014 г. № 336-ФЗ были внесены следующие изменения в Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»: ч.1 ст.1 и ч.1 ст.4 была дополнена словами «укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов». Употребление слова «укрепление» подразумевает, что российская нация уже сформирована, осталось только «укрепить» её. Однако практика показывает, что не всё так просто и для построения российской нации еще предстоит много работы.

 

[1] Там же.

[2] «Независимая газета». 2012. 23 янв.

[3] См.: Власов В.И. К вопросу о миссии русских, их национальных чертах и свойствах, особенностях характера // Валерий Власов. Скрепа разных эпох: Монография. - М.: «Этносоциум», 2014. С. 232 - 279.

[4] Болтенкова Л.Ф. К вопросу о понятии «русскость» // Вестник БИСТ. № 5 (21). 2013. С. 22.

[5] «Собрание законодательства РФ», 02.05.2016, № 18, ст. 2607.

[6] ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 56581420/#ixzz4MUcqtUxv.

[7] Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н (ред. от 20.06.2016) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» // «Финансовая газета», № 32, 05.09.2013 (опубликован без Указаний); в ред. Приказов Минфина России от 20.06.2016 № 89н и № 90^N от Российской «О порядке финансов Министерства Минфина Приказ России Федерации в г. 1 20.06.2016 2013 65н» внесении бюджетной изменений июля классификации о Указания Федерации, приказом применения утвержденные 116н 20 20.07.2016 2016 89н 89н» 90н действие июня приказа введения onphugi0jh1h3rh7h6khah2h5i- h8hbh9mliqhth4vsgh0 onphheghcjki6ri3i5mliqhhdi4hfsgi1 onphugi2jh1h3rh- 7h6khah2h5ih8hbh9mliqhth4vsgh0

[8] «Собрание законодательства РФ», 24.11.2008, № 47, ст. 5489.

[9] Лаборатория согласия // Российская газета [Электронный ресурс] - URL: https://rg.ru/2016/10/25/reg-pfo/forum-mezjnac-perm.html (дата обр. 02.02.2016).

[10] Тесты на терпимость // Российская газета [Электронный ресурс] - URL: https://rg.ru/2016/10/20/reg-pfo/v-rossijskom-obshchestve-snizilsia- uroven-ksenofobii-i-nacionalizma.html (дата обр. 02.02.2016).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (05.07.2017)
Просмотров: 170 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%