Отмеченные тенденции развития международного права характерны и в настоящее время. Вместе с тем в первой четверти XXI в. международное право функционирует в условиях новых вызовов и задач, опре
деляющих его роль и значение на общемировом и национальных уровнях. Продолжаются перемены в социальной и политической картинах мира, усиливаются взаимосвязанность и взаимозависимость государств, а также процесс глобализации, который, очевидно, является неуклонным и необратимым. Интеграция развивается по пути от создания международных сообществ и структур к «стиранию» границ, формированию единых политических, экономических, финансовых, правовых пространств, что наиболее ярко проявляется в пределах европейского региона и имеет предпосылки к развитию и расширению.
Несмотря на нарастание общих проблем человечества, требующих соответствующего поведения государств, индивидуальные эгоистические цели и диктат силы порой продолжают превалировать над общими интересами. Продолжается соперничество за сферы влияния и сохранение однополярного или двуполярного мира, тогда как только баланс и учет интересов всех — основа устойчивого существования мира и развития международного права. Верно отмечено в связи с этим, что политическое мышление правительств существенно отстает от реалий и потребностей нашего времени, не говоря уже о будущем (И.И. Лукашук).
Неправомерное применение вооруженной силы в обход ООН в бывшей Югославии, в Ираке, в Афганистане, в Ливии безусловно снижает доверие к международному праву. Резкое обострение мировых отношений за последние два года было оценено в СМИ с подачи официальных деятелей легковесными характеристиками «коллапс международного права», «умирающее международное право», «международное право, что дышло» и др., что очевидно показывает незнание предмета или уход от реальной проблемы. А она заключается прежде всего в уровне развития самого международного сообщества и отношений внутри него, в неразвитости и нецивилизованности международных отношений, возвращающихся время от времени «пещерных» отношениях «права сильного», недоверии и нежелании развивать общее международное право и механизмы его обеспечения, связывать себя правовыми рамками.
Право в значительной мере играет обслуживающую роль. Его задача — закрепление в юридической форме и поддержание определенной системы отношений. Какова степень совершенства самих отношений, такова степень развитости правового регулирования и его действенность. Международное право, регулирующее весьма динамичные взаимоотношения государств и вместе с тем имеющее достаточно стабильный характер, может быть высоко- и малоэффективным в зависимости от их состояния.
По целому ряду важнейших вопросов (responsibility to protect (ранее — гуманитарная интервенция), пределы возможной защиты собственных граждан и соотечественников за рубежом, легитимность референдума в части территории государства о выходе из его состава, се- цессия, признание новых государств и др.) нет установившихся норм международного права и механизмов их реализации и защиты, в большей мере преобладают политическое, сиюминутное и ситуационное урегулирование, а не нормативное, правовое, эгоистические и геополитические интересы, стратегическая и сиюминутная выгода, борьба за сферы интересов. Но интересно подчеркнуть при этом, что все свои действия (правомерные или неправомерные), имеющие международный резонанс, государства стремятся обосновать именно с помощью международного права.
Очевидно, тенденция развития международного права и его роли в жизни сообщества не будет прямолинейной и равномерной во всех сферах отношений. Скорее всего результатов можно ожидать в более «прикладных», конкретных вопросах сотрудничества (права человека, экология, освоение морских пространств и космоса, борьба с преступностью и терроризмом, образование, правовая помощь и др.) и меньше всего — в общих вопросах международных отношений, граничащих с политикой (безопасность, территория, границы, признание, государственная независимость, вооружения).
Генеральный секретарь ООН в специальном докладе на 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН[1] обозначил дальнейший шаг в развитии верховенства права — необходимость взаимодействия его внутреннего и международного принципов. Но, говоря об этом и принимая соответствующие документы, обвиняя ту или иную страну в нарушении внутреннего принципа, государства реально не хотят развивать его в отношениях на международном уровне.
Явно наблюдается замедление развития общего международного права, его нормативной основы, кодификации. Более динамичным является межрегиональное и локальное регулирование, а также нарастание элементов надгосударственности в рамках региональных структур. В условиях торможения договорного регулирования увеличивается значение международного обычного и «мягкого права», судебного нормотворчества. В конце прошлого столетия и на рубеже веков предвосхищалось формирование общего правового поля и даже правопорядка, всеобщей правовой интеграции, «права человеческой цивилизации», будущее виделось в развитии глобального права. В текущем периоде такая перспектива оказалась на втором плане, ее актуализация в полной
мере зависит от политической воли и готовности государств.
[1] Report of the Secretary-General «Delivering Justice: Programme of Action to Strengthen the Rule of Law at the National and International Levels». UN Doc. A/66/749.
|