В настоящее время права человека стали самостоятельной отраслью современного международного права. Международное право защиты прав человека представляет собой совокупность норм и принципов, закрепленных в международных документах, регулирующих международное сотрудничество государств в целях обеспечения и защиты прав человека. Целью международного сотрудничества в области прав человека является разработка стандартов, служащих для государств отправной точкой для выработки своего внутреннего законодательства по правам человека, а также создание механизмов международного контроля за осуществлением принятых государствами международных соглашений. Непосредственная же регламентация остается внутренним делом каждого государства.
Основой норм и принципов в сфере прав человека является естественное право, которое включает в себя идеалы свободы, справедливости, равенства всех перед законом, признание народа в качестве единственного источника власти. Идеи естественного права пронизывают все содержание Всеобщей декларации прав человека. Позднее они были закреплены в Пактах о правах человека и стали позитивными правами современного международного права.
Становление этой отрасли, как и других отраслей международного права, происходило постепенно по мере разработки и принятия международных соглашений и внутригосударственных актов, относящихся к правам человека. Исторически первоначально в международном праве складывались нормы, регулирующие поведение государств в период вооруженных конфликтов. Эти нормы регламентировали военные действия таким образом, чтобы ограничить жестокость войны и обеспечить соблюдение гуманитарных стандартов по отношению к воюющим, раненым, больным, военнопленным и особенно по отношению к гражданскому населению. Данный комплекс принципов и норм нередко именуется «международное гуманитарное право».
В отличие от международных конвенций, регулирующих законы и обычаи войны, принципы и нормы, касающиеся прав человека в условиях мира, стали складываться лишь в начале ХХ в. Первоначально они принимались на национальном уровне, а затем закреплялись в международно-правовых документах
Данная отрасль занимает особое место среди других отраслей международного права, определяемое рядом факторов: тесной связью большинства норм в области прав человека с политикой, социальноэкономическим строем государства, его национальными, историческими условиями, спецификой объекта и характерными чертами метода правового регулирования, тесной связью с внутригосударственным правом, значением в системе современных международных отношений и многими другими особенностями[1] [2]. Ограничимся изложением некоторых из перечисленных и других особенностей.
Тесная связь между международным и внутригосударственным правом2. Эта особенность непосредственно влияет на процесс становления и согласования норм обеих систем права, который в ряде случаев занимает длительный период и характеризуется значительной сложностью и противоречивостью. Например, нормы международного права, запретившие рабство и работорговлю, складывались на протяжении XIX — начала ХХ в., т.е. свыше 150 лет.
Оговорки к международным договорам по правам человека. В данной отрасли ограничено применение института оговорок к международным договорам. В некоторых международных договорах по правам человека прямо указывается на недопустимость делать к ним оговорки. Примером могут служить Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г. (ст. 9), Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г. (ст. 9). Согласно Венской конвенции 1969 г. не допускаются оговорки, несовместимые с предметом и целью договора (п. «с» ст. 19). Совершенно очевидно, что нельзя делать оговорки к материально-правовым положениям договоров, регламентирующим основные права и свободы человека, поскольку такие оговорки затрагивали бы существо договора и противоречили бы цели его заключения. По мнению некоторых юристов-международников, при разработке новых договоров в сфере прав человека целесообразно было бы включать в них положения, разрешающие делать оговорки только в отношении определенных статей. Возможно и иное решение: прямо указывать в договоре о недопустимости делать оговорки в отношении его определенных статей. С этим следует согласиться[3].
Сроки действия договоров по правам человека. Многие договоры по правам человека являются бессрочными. В ряде из них отсутствуют статьи о денонсации. Последнее считается оправданным с учетом того, что основные права должны соблюдаться также и в период чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов. Кроме того, ограничение срока действия или допущение их денонсации не соответствовало бы цели их заключения, направленной на кодификацию и прогрессивное развитие международного права и конкретизацию соответствующих статей Устава ООН.
Вопрос о взаимности по обязательствам в области прав человека. Обязательства по соблюдению норм, касающихся основных прав человека, не носят характера взаимности, а являются обязательствами по отношению к международному сообществу в целом (erge omnes). В соответствии с этим любое государство или международная организация может потребовать от государства соблюдения этих обязательств в случаях грубых и массовых нарушений прав человека.
Принцип уважения, соблюдения и международной защиты прав человека и отраслевые принципы международной защиты прав человека. До принятия Устава ООН в международном праве имелись лишь отдельные соглашения, регулирующие некоторые вопросы в области прав человека. Лишь после принятия Устава ООН и создания ООН стали складываться условия для широкого сотрудничества государств в этой области и формирования международно-правового принципа уважения прав человека. Устав ООН закрепил в п. 3 ст. 1 и ст. 55 положение об обязанности государств-членов содействовать уважению прав человека в качестве одной из важнейших целей организации. Однако в ст. 2 Устава ООН, где перечисляются обязательные международные принципы, не содержится упоминания об обязанности государств- членов соблюдать основные права и свободы человека. И только после принятия Всеобщей декларации прав человека, Пактов о правах человека и других международных договоров по правам человека стала постепенно складываться норма о юридически обязательном характере прав и свобод личности. Окончательно принцип уважения прав человека и основных свобод был сформулирован в 1975 г. в Заключительном акте СБСЕ (принцип VII «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений»).
Содержание данного принципа включает в себя следующие положения:
государства обязаны уважать основные права и свободы всех лиц, находящихся на их территориях;
государства обязаны не допускать дискриминации по признакам пола, расы, языка и религии;
государства обязаны содействовать всеобщему уважению прав человека и основных свобод и сотрудничать друг с другом в достижении этой цели;
государства признают, что уважение прав и свобод человека является существенным фактором мира, справедливости и благополучия.
В правовой системе Российской Федерации принцип уважения прав и основных свобод человека и гражданина получил свое отражение в Конституции РФ, в ст. 2 которой говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Указанная статья служит гарантией прав и свобод человека, закрепленных в других статьях Конституции РФ, а также в текущем законодательстве и международных договорах Российской Федерации.
С развитием международного права и международных отношений во второй половине XX в. и начале нынешнего столетия сфера действия принципа уважения прав человека постоянно расширялась, наполняясь все новым содержанием. Сейчас, в XXI в. рассматриваемый принцип обязывает государства не только уважать и соблюдать права человека, но и принимать меры для их защиты и пресечения преступных нарушений. Международное сообщество также несет обязанность защищать права человека и пресекать их преступные нару- шения[4]. Принятая на саммите глав государств и правительств в 2005 г. концепция обязанности государств и международного сообщества защищать права человека включает в себя обязанность государств защищать свое население: международная помощь и расширение средств для содействия государствам в защите их населения; своевременный и решительный ответ международного сообщества в тех случаях, когда государства не способны и не хотят защищать свое население; обязанность международного сообщества принимать меры по постконфликтному урегулированию.
Международное право прав человека как самостоятельная отрасль международного права имеет и собственные специальные (отраслевые) принципы, получившие закрепление в Уставе ООН, актах универсального и регионального характера, подтверждены в Венской декларации и Программе действий 1993 г.
К ним относятся принципы: наибольшего благоприятствования индивиду; неделимости, взаимозависимости и взаимосвязанности прав человека; неотъемлемости прав человека; равноправия и недискриминации; универсальности[5].
Принцип наибольшего благоприятствования означает, что преимущество имеет та норма международного права, которая гарантирует индивиду наиболее широкую и эффективную защиту его прав.
В соответствии с принципом неделимости, взаимозависимости и взаимосвязанности прав человека международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием.
Согласно принципу неотъемлемости прав человека нормы, гарантирующие права и свободы человека, должны применяться и толковаться с учетом неотъемлемой природы прав и свобод индивида.
Принцип равноправия и недискриминации выражается в том, что государства обязаны соблюдать и обеспечивать соблюдение прав человека на равной основе всем лицам независимо от расы, пола, языка, религии или каких-либо других подобных оснований.
Принцип универсальности означает, что определенные общепризнанные международно-правовые нормы в области прав человека обязательны для соблюдения всеми государствами. Каждое государство должно соблюдать определенные общепризнанные международноправовые нормы в области прав человека в отношении не только собственных граждан, но и иностранных граждан и лиц без гражданства. Существуют основные права и свободы, которые должны соблюдаться всеми государствами в любой ситуации и независимо от того, являются ли они участниками тех или иных международных соглашений, т.е. они должны выполняться всеми государствами, включая те из них, которые не давали на принятие этих обязательств формального согласия. Такой новый подход к традиционному правилу о том, что договор не создает обязательств и прав для третьего государства без его на то согласия, несомненно, оказывает революционизирующее воздействие на обеспечение и укрепление современного международного правопорядка[6].
Источники международного права прав человека. Источники данной отрасли подразделяются в доктрине и международных документах на группы в зависимости от различных оснований. Так, в соответствии с условиями, в которых действуют нормы, и их содержанием международные документы по правам человека разделяются на три группы:
документы, которые содержат принципы и нормы, касающиеся прав человека в основном в условиях мира (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакты о правах человека и др.);
конвенции о защите прав человека в условиях вооруженных конфликтов (положения Гаагских конвенций 1899—1907 гг. о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, принятые в 1977 г., Женевские конвенции 1949 г. и т.д.);
международные документы, регламентирующие ответственность за преступное нарушение прав человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов (Нюрнбергский устав и приговоры международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. и т.д.).
Также по сфере их действия международные документы в области прав человека можно подразделить на универсальные, региональные и двусторонние. Среди универсальных документов следует отметить прежде всего Устав ООН, Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах (с двумя факультативными протоколами к нему), Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенцию о правах ребенка 1989 г., Конвенцию о правах инвалидов 2006 г. и т.д. В отдельную группу универсальных актов по правам человека следует выделить акты, принимаемые в рамках специализированных учреждений ООН (ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ).
Среди региональных актов по правам человека наиболее известными являются Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (и 14 протоколов к ней), Американская конвенция о правах человека 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов 1981 г.,
Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. Государства также заключают между собой двусторонние соглашения по различным аспектам, относящиеся к обеспечению и защите прав человека в различных областях — трудовых, семейных, инвестиционных отношений и т.д. (например, соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, подписанные Российской Федерацией с Канадой (1989 г.), с Итальянской Республикой (1989 г.), с Французской Республикой (1989 г.)). Следует заметить, что нормы в сфере прав человека формируются главным образом при помощи заключения многосторонних договоров. Двусторонние договоры являются лишь этапом на пути становления указанной отрасли права. Международный обычай также не играет существенной роли в процессе формирования международного права прав человека.
Международные документы в области прав человека различаются также с точки зрения юридической силы содержащихся в них норм и положений. Одна часть документов в области прав человека — международные договоры — имеет юридически обязательный характер для их участников. Они закрепляют стандарты в области прав человека. Другая часть документов — резолюции международных организаций, имеющие рекомендательный характер. К ним относятся, например, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г., Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 1992 г. и другие документы. Несмотря на их рекомендательный характер, значение резолюций международных организаций не следует недооценивать. Они имеют важное значение в формировании новых стандартов в области прав человека и уточнении существующих. Морально-политический авторитет многих из них довольно высок. Хотя формально они не налагают юридических обязательств, государства с ними считаются. Примером может служить Всеобщая декларация прав человека, получившая признание большинства государств современного мира. Сегодня положения Декларации превратились в международный обычай.
Классификация прав человека. «Поколения прав человека». Классификация прав и свобод человека проводится на базе самых разнообразных оснований. Одним из общепринятых в международном и внутригосударственном праве критериев их разграничения являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В соответствии с данным критерием различают гражданские (личные), экономические, политические, социальные и культурные права.
Гражданские (личные) права представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом. К ним относят право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства и др.
Экономические права — это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. Это право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, право на предпринимательскую деятельность, право выбирать род деятельности и т.д.
Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом. Сюда относятся право человека на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на объединение для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным и др.
Социальные права отражают уровень материального развития конкретного государства и общества и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида. Среди них наиболее важное значение имеют право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Культурные права влияют на духовно-культурные отношения, обусловливают независимость и самобытность формирования духовного мира личности. В данную группу входят право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, свободу совести и вероисповедования, право на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям.
Три поколения прав человека. Еще одним из оснований классификации прав человека является генерационное. Согласно такому подходу существуют поколения прав человека, под которыми понимают основные этапы их развития, связанные с формированием представлений о содержании прав, признаваемых в качестве неотъемлемых, а также с изменением механизма обеспечения последних. В международной практике приблизительно в начале 1970-х годов получила распространение концепция «трех поколений» прав человека. Обычно их возникновение связывают с выдающимися событиями в истории. К таким событиям относят:
войну за независимость американских народов и Великую французскую революцию, с которыми связывают формирование гражданских и политических прав[7];
волну «социалистических» революций, начало которым положила Россия (если не считать Парижскую коммуну), с которой связывают формирование экономических и социальных прав[8];
завоевание свободы и независимости колониальными народами, с которым связывают формирование коллективных прав, или третьего поколения прав человека. Концепцию прав третьего поколения используют под различными наименованиями: «коллективные», «солидарные», «синтетические права», «права народов». К числу прав третьего поколения относят такие, как право на мир, право на разоружение, право на развитие, право на здоровую окружающую среду. В принятой в 1981 г. ОАЕ (ныне — АС) Африканской хартии прав человека и народов закреплен ряд прав данной категории, в частности относящиеся к правам народов право на самоопределение, право на свободное распоряжение своими естественными богатствами и ресурсами, право на развитие и т.д.
Следует отметить, что права этой категории пока находятся на стадии становления в качестве юридически обязательных норм. Они содержатся в резолюциях и декларациях Генеральной Ассамблеи ООН (например, в Декларации о правах народов на мир (резолюция 39/11 от 12 ноября 1984 г.), Декларации о праве на развитие (резолюция 41/128 от 4 декабря 1986 г.), Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (резолюция 1514 (XV) от 14 декабря 1960 г.)).
Международный билль о правах человека. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, а также Международный пакт о гражданских и политических правах и два факультативных протокола к нему в совокупности с Всеобщей декларацией прав человека составляют Международный билль о правах человека.
Первым международным универсальным документом в этой сфере, принятым Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., была Всеобщая декларация прав человека, к выполнению которой должны стремиться все государства и народы. В ст. 1 отражаются философские предпосылки Декларации[9]: во-первых, право на свободу и равенство является неотъемлемым правом человека, которого он не может быть лишен. Признавая естественный характер прав человека, Декларация провозгласила, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах». Во-вторых, человек имеет разум и совесть, что отличает его от других существ на Земле, поэтому он имеет право на определенные права и свободы, которыми не пользуются другие существа.
Кроме провозглашения общечеловеческих ценностей в области прав человека Декларация впервые закрепила конкретный перечень основных прав и свобод человека, которые, став нормой обычного международного права в настоящее время, подлежат обязательному соблюдению и защите всеми государствами. Всеобщая декларация прав человека — это лаконичный документ, состоящий из преамбулы и 30 статей, в которых излагаются основные права и свободы человека, нарушение которых считается недопустимым. В ст. 2 представлен основной принцип равенства и отсутствия дискриминации в отношении пользования всеми правами и основными свободами «без какого бы то ни было разли
чия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения». В ст. 3 провозглашается право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность человека — право, которое имеет исключительно важное значение для пользования всеми другими правами.
В ст. 4—21 Декларации продолжается перечень важнейших гражданских и политических прав, указывающих на принципы взаимоотношений человека с государством и себе подобными людьми (право на свободу от рабства и подневольного состояния (ст. 4); право на свободу от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (ст. 5) и т.д.). В Декларации специально оговариваются положения, гарантирующие свободное волеизъявление, признание права человека на свободу мыслей, совести, участие в управлении своей страной непосредственно или через посредников, свободно избранных представителей.
Вторую важную часть Всеобщей декларации прав человека составляют ст. 22—27. Здесь излагаются экономические и культурные права, на которые имеет право каждый гражданин как член общества: право на социальное обеспечение (ст. 22), на труд (ст. 23) и т.д.
Заключительная, третья часть Декларации (ст. 28—30) указывает на то, что «каждый человек имеет право на социальный международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в Декларации, могут быть полностью осуществлены» (ст. 28). В тексте Декларации одна статья отведена обязанностям человека. В ней говорится: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». Завершающая ст. 30 содержит особенно важное положение, акцентируя внимание на том, что государство, группа лиц или отдельное лицо не может претендовать на право «заниматься какой -либо деятельностью или совершать действия, направленные на уничтожение прав и свобод», изложенных в документе.
Важное место в системе обеспечения прав человека занимают Пакты о правах человека. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах были приняты 16 декабря 1966 г. и ратифицированы СССР в 1973 г.
Международный пакт о гражданских и политических правах помимо таких общих прав человека, как право на свободу и личную неприкосновенность, провозглашает право на гуманное обращение, право на свободное передвижение и свободу выбора места жительства, равенство граждан перед судом и презумпцию невиновности, право на
защиту личной жизни, право на свободное выражение мнений, право на мирные собрания. К Международному пакту о гражданских и политических правах в 1966 г. были приняты два факультативных протокола. Первый Факультативный протокол, которым создается Комитет по правам человека, ратифицирован СССР 5 июля 1991 г., и на сегодняшний день в нем участвуют около 50 государств. Второй Факультативный протокол (о запрете смертной казни) Российской Федерацией пока не ратифицирован. На основании норм Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах государства гарантировали индивиду право на труд, включая право на место работы, справедливые и благоприятные условия труда, право на отдых, право на участие в профсоюзах, право на социальное обеспечение и социальное страхование, охрану семьи, право на образование и участие в культурной жизни и другие права.
Целый ряд международных правовых актов был разработан в целях защиты отдельных категорий лиц и населения. К ним следует отнести следующие документы: Конвенцию о политических правах женщин 1952 г., Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенцию о правах ребенка 1989 г., а также, поскольку речь идет о регламентации статуса определенных групп людей, Конвенцию о статусе беженцев 1951 г. (Российская Федерация присоединилась к ней в 1992 г.), Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г., Конвенцию о коренных и ведущих племенной образ жизни народах в независимых странах 1989 г. и т.д.
[1] См.: КарташкинВ.А. Права человека: международная защита в условиях глобализации. М.: Норма; Инфра-М, 2011. С. 53 и далее.
[2] См.: Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов. М.: Международные отношения; Юрайт-Издат, 2007. С. 542—543; Карташкин В.А. Права человека: международная защита в условиях глобализации. С. 53 и далее.
[3] Карташкин В.А. Права человека: международная защита в условиях глобализации. С. 62.
[4] См.: Карташкин В.А. Изменение нормативного содержания основных принципов международного права // Актуальные теоретические вопросы современного международного права: Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. А.В. Торкунова, А.Н. Вылегжанина; сост. И.И. Синякин. М.: МГИМО, 2015. С. 89.
[5] См. об этом подробнее: Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. С. 534-535; Международное право: Учебник / Отв. ред. Г. Стародубцев. М.: МРИОР; Инфра-М, 2015. С. 135.
[6] Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. С. 542.
[7] Политические права и свободы — это обеспеченная правом и государственной властью возможность участия человека в общественно-политической жизни государства и в осуществлении государственной власти. Они делятся на правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов (это осуществляется в форме представительной и непосредственной демократии) и правомочия по активному участию в жизни общества, что находит свое отражение в свободе слова, печати, собраний, манифестаций, в праве на создание партий и других организаций.
Гражданские права обеспечивают минимальные гарантии физической и духовной неприкосновенности личности. Они признают за личностью нравственную свободу, например право на равенство и свободу, свободу выражения мнений, право не подвергаться пыткам и не быть убитым. К гражданским правам также относятся правовые нормы, защищающие от произвола властей.
[8] Экономические права — это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. Это право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т.д.
Социальные права отражают уровень материального развития государства и общества и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида. Среди них наиболее важное значение имеют право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, на отдых, охрану здоровья и др.
[9] Мингазов Л.Х. Всеобщая декларация прав человека // Основы права: Учебник / Под ред. И.А. Тарханова, А.Ю. Епихина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Альфа-М; Ин- фра-М, 2014. С. 44-47.
|