До принятия Устава ООН в международном праве имелись лишь отдельные соглашения, регулирующие некоторые вопросы в области прав человека. Лишь после принятия Устава ООН и создания ООН стали складываться условия для широкого сотрудничества государств в этой области и формирования международно-правового принципа уважения прав человека. Устав ООН закрепил в п. 3 ст. 1 и ст. 55 положение об обязанности государств-членов содействовать уважению прав человека в качестве одной из важнейших целей организации. Однако в ст. 2 Устава ООН, где перечисляются обязательные международные принципы, не содержится упоминания об обязанности государств- членов соблюдать основные права и свободы человека. И только после принятия Всеобщей декларации прав человека, Пактов о правах человека и других международных договоров по правам человека стала постепенно складываться норма о юридически обязательном характере прав и свобод личности. Окончательно принцип уважения прав человека и основных свобод был сформулирован в 1975 г. в Заключительном акте СБСЕ (принцип VII «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений»).
Содержание данного принципа включает в себя следующие положения:
государства обязаны уважать основные права и свободы всех лиц, находящихся на их территориях;
государства обязаны не допускать дискриминации по признакам пола, расы, языка и религии;
государства обязаны содействовать всеобщему уважению прав человека и основных свобод и сотрудничать друг с другом в достижении этой цели;
государства признают, что уважение прав и свобод человека является существенным фактором мира, справедливости и благополучия.
В правовой системе Российской Федерации принцип уважения прав и основных свобод человека и гражданина получил свое отражение в Конституции РФ, в ст. 2 которой говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Указанная статья служит гарантией прав и свобод человека, закрепленных в других статьях Конституции РФ, а также в текущем законодательстве и международных договорах Российской Федерации.
С развитием международного права и международных отношений во второй половине XX в. и начале нынешнего столетия сфера действия принципа уважения прав человека постоянно расширялась, наполняясь все новым содержанием. Сейчас, в XXI в. рассматриваемый принцип обязывает государства не только уважать и соблюдать права человека, но и принимать меры для их защиты и пресечения преступных нарушений. Международное сообщество также несет обязанность защищать права человека и пресекать их преступные нару- шения[1]. Принятая на саммите глав государств и правительств в 2005 г. концепция обязанности государств и международного сообщества защищать права человека включает в себя обязанность государств защищать свое население: международная помощь и расширение средств для содействия государствам в защите их населения; своевременный и решительный ответ международного сообщества в тех случаях, когда государства не способны и не хотят защищать свое население; обязанность международного сообщества принимать меры по постконфликтному урегулированию.
Международное право прав человека как самостоятельная отрасль международного права имеет и собственные специальные (отраслевые) принципы, получившие закрепление в Уставе ООН, актах универсального и регионального характера, подтверждены в Венской декларации и Программе действий 1993 г.
К ним относятся принципы: наибольшего благоприятствования индивиду; неделимости, взаимозависимости и взаимосвязанности прав человека; неотъемлемости прав человека; равноправия и недискриминации; универсальности[2].
Принцип наибольшего благоприятствования означает, что преимущество имеет та норма международного права, которая гарантирует индивиду наиболее широкую и эффективную защиту его прав.
В соответствии с принципом неделимости, взаимозависимости и взаимосвязанности прав человека международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием.
Согласно принципу неотъемлемости прав человека нормы, гарантирующие права и свободы человека, должны применяться и толковаться с учетом неотъемлемой природы прав и свобод индивида.
Принцип равноправия и недискриминации выражается в том, что государства обязаны соблюдать и обеспечивать соблюдение прав человека на равной основе всем лицам независимо от расы, пола, языка, религии или каких-либо других подобных оснований.
Принцип универсальности означает, что определенные общепризнанные международно-правовые нормы в области прав человека обязательны для соблюдения всеми государствами. Каждое государство должно соблюдать определенные общепризнанные международноправовые нормы в области прав человека в отношении не только собственных граждан, но и иностранных граждан и лиц без гражданства. Существуют основные права и свободы, которые должны соблюдаться всеми государствами в любой ситуации и независимо от того, являются ли они участниками тех или иных международных соглашений, т.е. они должны выполняться всеми государствами, включая те из них, которые не давали на принятие этих обязательств формального согласия. Такой новый подход к традиционному правилу о том, что договор не создает обязательств и прав для третьего государства без его на то согласия, несомненно, оказывает революционизирующее воздействие на обеспечение и укрепление современного международного правопорядка[3].
[1] См.: Карташкин В.А. Изменение нормативного содержания основных принципов международного права // Актуальные теоретические вопросы современного международного права: Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. А.В. Торкунова, А.Н. Вылегжанина; сост. И.И. Синякин. М.: МГИМО, 2015. С. 89.
[2] См. об этом подробнее: Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. С. 534-535; Международное право: Учебник / Отв. ред. Г. Стародубцев. М.: МРИОР; Инфра-М, 2015. С. 135.
[3] Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. С. 542.
|