Четверг, 28.11.2024, 01:45
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Общемировые универсальные акты

Подавляющее большинство важнейших общемировых универсальных международных документов, имеющих отношение к борьбе с преступностью, - это разработанные в рамках и под эгидой Организации Объединенных Наций договоры (пакты, конвенции) о защите прав и свобод человека. Среди них особое место занимает Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 г. Сама по себе декларация не является документом договорного характера, она не нуждалась в ратификации странами-членами ООН. Однако ее положения с момента ее принятия приобрели статус «общепризнанных принципов и норм международного права» и практически все в дальнейшем были воспроизведены в ряде договоров, конвенций, в силу чего обрели обязательный характер для ратифицировавших их государств. И в первую очередь - в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (ратифицирован СССР в 1973 г. и вступил в силу в 1976 г.).

Все положения рассматриваемых ниже документов применимы для определения коренных основ правового статуса личности в сфере уголовной юстиции. Статья 2 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что права и свободы, провозглашенные Декларацией, относятся ко всем без исключения. Среди наиболее общих принципов такого рода следует указать на право человека на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3), право на признание правосубъектности (ст. 5), равенство перед законом и защита от дискриминации (ст. 7), защита от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь (ст. 12), право гражданства (ст. 15), право владения имуществом (ч. 1 ст. 17), право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18) и другие.

Другая группа содержащихся во Всеобщей декларации принципов сформулирована в большей мере применительно к сфере уголовной юстиции. Это запрет пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (ст. 5); право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами (ст. 8); запрет произвольного ареста, задержания или изгнания (ст. 9); право на справедливое, беспристрастное и независимое судебное разбирательство (ст. 10); презумпция невиновности и запрет обратной силы уголовного закона (ст. 11); запрет произвольного лишения имущества (ч. 2 ст. 17).

Международный пакт о гражданских и политических правах

воспроизводит и отчасти конкретизирует большинство соответствующих норм Всеобщей декларации прав человека, делая их непосредственно действующими в качестве положений ратифицированного международного договора. К числу заслуживающих наибольшего внимания дополняющих положений в Международном пакте относятся следующие:

- запрет проведения медицинских или научных опытов над лицом без его свободного согласия (ст. 7);

- запрет принудительного или обязательного труда (ст. 8);

- конкретизация оснований и порядка лишения человека свободы (ст. 9);

- недопустимость лишения свободы, если человек не в состоянии выполнить договорное обязательство (ст. 11);

- равенство перед судом и подробные гарантии в уголовном судопроизводстве (ст. 14);

- запрет вторичного осуждения или наказания за преступления, за которые лицо уже однажды было осуждено или оправдано (ст. 14);

- запрет обратной силы уголовного закона с оговоркой относительно предания суду и наказания за уголовное преступление «согласно общим принципам права, признанным международным сообществом (ст. 15)».

Особого внимания заслуживают положения Международного пакта относительно смертной казни, запрета принудительного труда и обращения с лицами, лишенными свободы. В отличие от более поздних ев

 

ропейских документов, Пакт 1966 г. в принципе не запрещает смертную казнь как уголовное наказание. В ст. 6 Пакта содержится лишь ряд серьезных ограничений ее применения. Это вынесение смертных приговоров судом только за «самые тяжкие преступления» при исключении обратной силы уголовного закона, право осужденных просить о помиловании или о смягчении приговора, причем «амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях». Смертные приговоры не должны выноситься за преступления, совершенные лицами до восемнадцати лет, и не приводиться в исполнение в отношении беременных женщин.

При этом Международный пакт стимулирует ограничение, отсрочку или отмену смертной казни, указывая, что ничто в нем не должно рассматриваться как препятствующее этому. Принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г. и открытый для подписания Второй факультативный протокол к Международному пакту, направленный на отмену смертной казни, в частности, предусматривает, что каждое государствоучастник должно принять «все необходимые меры для отмены смертной казни в рамках своей юрисдикции (ст. 1)». Российская Федерация пока не ратифицировала данный Протокол.

Статья 10 Пакта относится к лицам, лишенным свободы. Они, независимо от оснований и вида лишения свободы, имеют право на гуманное обращение; обвиняемые, по общему правилу, должны содержаться отдельно от осужденных, а несовершеннолетние - от взрослых. Важно, что пенитенциарный режим должен преследовать цель исправления осужденных.

Международный пакт в ст. 8 запрещает рабство, подневольное состояние, а также «принудительный или обязательный труд». Вместе с тем данным термином не охватываются, следовательно, не подпадают под международно-правовой запрет каторжные работы, назначенные в виде наказания по приговору суда, а также «работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения».

Такая постановка вопроса и его решение в международном праве, по сути, не нова. Еще в 1930 г. Генеральная конференция Международной организации труда приняла Конвенцию № 29 «О принудительном или обязательном труде». Эта Конвенция была ратифицирована СССР в 1956 г. Запрещая такой труд, Конвенция не отнесла к таковому, помимо прочего, «всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет уступлено в распоряжение частных лиц, компаний или обществ».

Примечательно, что это положение в его основе воспроизведено в принятом в 2001 г. Трудовом кодексе Российской Федерации (ч. 4 ст. 4)[1].

Среди рассматриваемых универсальных международных актов важное место принадлежит Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1984 г., ратифицированной СССР в 1987 г. Принципиально важно содержащееся в ст. 1 Конвенции определение пытки, которое существенно отличается от представления о пытках в обыденном правосознании: это «любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия».

Никакие исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, будь то состояние или угроза войны, чрезвычайное положение, приказ вышестоящего начальника или государственной власти и тому подобные обстоятельства не могут служить оправданием пыток.

Вместе с тем в определение пытки «не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно».

Каждое государство-участник Конвенции должно обеспечить рассмотрение всех актов пыток в соответствии с его уголовным законодательством и с установлением «соответствующих наказаний» за пытки как за тяжкие преступления. Государства-участники обязуются включать такие преступления в качестве преступлений, влекущих выдачу, в любой заключаемый ими договор о выдаче (ст. 8). Жертвы пыток должны получать справедливую и адекватную компенсацию.

Конвенция предусматривает возможность проведения международного расследования, когда имеются достаточные основания полагать, что на территории какого-либо государства-участника систематически применяются пытки. Такое расследование может включать посещение территории государства с его согласия членами Комитета против пыток, созданного в соответствии с Конвенцией.

 

[1] Тем не менее здесь налицо противоречие. Снимая в полном соответствии с международными актами вопрос о принудительности труда осужденных, Трудовой кодекс не содержит специальной главы об особенностях правового регулирования их труда. Такие особенности, большей частью, предусмотрены в Уголовноисполнительном кодексе РФ 1996 г. Но УИК РФ, в отличие от Трудового кодекса, к сожалению, не включает в себя принципиальное положение о недопустимости считать принудительным труд осужденных на основании приговора суда.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (07.07.2017)
Просмотров: 201 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%