Принципиальные положения о защите прав и свобод человека содержатся и в региональных международно-правовых документах универсального характера. На Европейском континенте в послевоенное время они разрабатывались и принимались под эгидой Совета Европы, образованного в 1949 г. В соответствии с его Уставом Совет является правительственной организацией и занимается вопросами развития социальной сферы, обеспечением прав и свобод человека в Европе. Помимо международных актов общемирового значения юридическую основу деятельности Совета составляют Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (с протоколами) и Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г. (с протоколами).
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод зиждится на Всеобщей декларации прав человека. Статья 3 Конвенции определяет, что никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию. Согласно ст. 5, никто не может быть лишен свободы иначе как в предусмотренных Конвенцией случаях и в порядке, установленном законом. К таким случаям, в частности, относятся «законное содержание под стражей лица, осужденного компетентным судом», предварительное заключение подозреваемого, обвиняемого и т. д..
Судя по тексту Конвенции, «законным» в принципе признается не только лишение свободы исключительно и непосредственно в силу судебного решения, но и по решению иных предусмотренных законом компетентных органов. Но при этом каждый, кто лишен свободы в результате ареста или заключения под стражу, имеет право на безотлагательное рассмотрение судом правомерности его заключения под стражу и на освобождение, если его заключение под стражу признано судом незаконным. Каждый незаконно лишенный свободы имеет право на компенсацию.
Конвенция запрещает «принудительный или обязательный труд». Однако в этот термин не включается в том числе «любая работа, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям ст. 5 настоящей Конвенции или условно освобожденное от такого заключения».
Конвенция в принципе допускает применение смертной казни «в исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание». Вместе с тем Протокол № 6 Конвенции от 28 апреля 1983 г. «Относительно отмены смертной казни», выражая общегуманистическую тенденцию к отмене смертной казни, в ст. 1 провозгласил ее отмену. Согласно ст. 2 упомянутого Протокола, это наказание возможно лишь «за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны».
Впоследствии, в 2002 г. был принят еще один документ - Протокол № 13 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни в любых обстоятельствах. В нем никакие оговорки относительно смертной казни не допускаются. Как известно, Российская Федерация подписала Протокол № 6, хотя его пока не ратифицировала. Протокол № 13 Россией не подписан и не ратифицирован.
Европейская конвенция 1950 г. особо закрепляет право граждан на справедливое судебное разбирательство и его важнейшие гарантии, включая презумпцию невиновности (ст. 6), а также запрет обратной силы уголовного закона (ст. 7).
Отметим также содержащееся в Конвенции запрещение дискриминации (ст. 14), запрещение злоупотребления правами (ст. 17) и право на эффективные средства правовой защиты (ст. 13).
Раздел II Конвенции 1950 г. закрепляет статус, компетенцию и порядок деятельности Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).
Европейская конвенция о защите прав человека в отношении Российской Федерации вступила в силу в 1998 г. Согласно Федеральному закону РФ о ее ратификации от 30 марта 1998 г., «Российская Федерация в соответствии со статьей 46 Конвенции признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации».
Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. вступила в силу в феврале 1989 г. и ратифицирована Российской Федерацией в 1998 г., Конвенция исходит из принципов, изложенных в упомянутой выше Конвенции против пыток 1984 г., но имеет особенности. Они связаны с созданием специального внесудебного механизма контроля в области предупреждения пыток в местах заключения (Европейский комитет по предупреждению пыток).
Все участники Конвенции договариваются о том, что Комитет имеет право посещать места заключения (в том числе тюрьмы) с целью выявления и предотвращения нарушений в этой области. Рекомендации, включаемые Комитетом в свои конфиденциальные доклады, признаны улучшать условия заключения с тем, чтобы исключить всякую возможность пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.
|