Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью складывается по поводу широкого круга преступных деяний и их последствий. Не все из них входят в предмет международного уголовного права, а лишь те группы уголовно-наказуемых деяний, которые прямо предусмотрены в международно-правовых документах (соглашениях, пактах, конвенциях). В теории международного права эти преступления именуют конвенционными. Например, такие деяния, как геноцид, апартеид, военные преступления, преступления против человечности, агрессия, незаконный захват воздушных судов, рабство, торговля людьми, пиратство, фальшивомонетничество, наемничество и другие.
По мере интернационализации преступности, с появлением новых видов преступлений круг конвенционных деяний постепенно расширяется. Несмотря на то, что по их характеру (и прежде всего - по их объективной стороне) такие преступления чрезвычайно разнообразны (сравним, например, геноцид и «отмывание» преступных доходов), их общая черта - в их общественной опасности, посягающей не только на внутригосударственный, но и (в большей или меньшей степени) на отдельные стороны мирового порядка. Тем не менее по степени их общественной опасности, конвенционные преступления принято разделять на две группы - международные преступления и преступления международного характера.
Международные преступления, юридическое оформление которых берет начало в Уставе Нюрнбергского трибунала и его решениях, - это деяния, наиболее опасные для мирового порядка, международного сообщества и всего человечества. Помимо отдельных конвенций, большей частью они ныне предусмотрены в Уставе Международного уголовного суда (Римском статуте) 1998 г. Это преступления против международного мира (агрессия; разработка, производство, накопление, оборот запрещенного международным договором оружия массового поражения; нападение на лиц, пользующихся международной защитой, с целью вызвать международные осложнения); преступления против безопасности человечества (геноцид, экоцид, апартеид); военные преступления (применение запрещенных средств и методов войны; жестокое обращение с военнопленными и гражданским населением; наемничество; разграбление национального имущества на оккупированных территориях и др); преступления против человечности.
Характерной особенностью международных преступлений является то, что их субъекты - физические лица, - как правило, выступают одновременно должностными либо официальными лицами, действуя как проводники определенной политики государств, политических структур, тех или иных социальных групп. Этим отличны, например, геноцид и простое убийство.
Уголовная ответственность за международные преступления может реализовываться как национальными судебными органами, так и международными судами (Нюрнбергский и Токийский военные трибуналы, Международный трибунал по бывшей Югославии, Международный уголовный суд и т.д.). К преступникам могут применяться как нормы национального, так и непосредственно - международного уголовного права. Кроме того, как указано в ч. 2 ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах, ничто не препятствует «преданию суду и наказанию любого лица за любое деяние или упущение, которые в момент совершения являлись уголовным преступлением согласно общим принципам права, признанным международным сообществом».
Все международные преступления совершаются умышленно. Ссылка на «исполнение приказа» не принимается во внимание при оценке субъективной стороны таких преступлений.
Другая группа конвенционных деяний, входящих в предмет международного уголовного права, - это преступления международного характера. С преступлениями первой группы их объединяет то, что они предусмотрены в международных актах (договорах, пактах, конвенциях). Однако степень их общественной опасности относительно ниже опасности международных преступлений.
В зависимости от объекта преступных посягательств (главного или единственного) их можно разделить на несколько групп:
Преступления, наносящие вред международному сотрудничеству и межгосударственным отношениям.
Преступления против экономического, социального и культурного развития государств и народов.
Преступные посягательства, наносящие вред личности, здоровью, имуществу, природной среде и основополагающим моральным ценностям.
Уголовная ответственность за совершение преступлений международного характера возникает на основании норм национального уголовного права после имплементации государствами соответствующих международных актов (договоров, соглашений, конвенций). Возможность непосредственного применения норм международного уголовного права применительно к преступлениям международного характера отсутствует.
Уголовная ответственность за их совершение реализуется только национальными судебными органами, что само по себе не исключает ме
ждународного сотрудничества (в выдаче преступников, оказании правовой помощи по уголовным делам и т.п.). С учетом этого обстоятельства важное значение приобретают вопросы уголовной юрисдикции (к примеру, при совершении преступлений в отрытом море).
Принятие в 1998 г. Римского статута привело к появлению в предмете международного уголовного права еще одной группы преступлений, которые нельзя отнести ни к международным преступлениям, ни к преступлениям международного характера. Это деяния, направленные против судопроизводства в рамках Международного уголовного суда. Они предусмотрены ст. 70 Римского статута: это дача ложных показаний; предоставление заведомо ложных или сфальсифицированных доказательств; противоправное воздействие на свидетеля или создание ему помех; создание препятствий, запугивание или противоправное воздействие на должностное лицо суда; вымогательство или получение взятки в качестве должностного лица суда в связи со своими официальными обязанностями. Санкция данной нормы предусматривает наказание в виде лишения свободы до 5 лет или штрафа.
Подытоживая сказанное, сделаем вывод, что к предмету международного уголовного права ныне относятся:
- международные преступления;
- преступления международного характера;
- преступления против судопроизводства в Международном уголовном суде.
Однако международное сотрудничество в борьбе с преступностью, а следовательно, - и его правовые основы не исчерпываются указанными выше преступлениями. Широкое взаимодействие между государствами имеет место и по поводу общеуголовных преступлений, не относящихся к конвенционным, то есть не входящим в предмет международного уголовного права. Но лишь при условии, что эти преступления и (или) их последствия имеют интернациональные аспекты. О наличии таких аспектов свидетельствуют следующие обстоятельства:
- совершение преступления в более чем одном государстве;
- совершение преступления в открытом море или на борту воздушных судов, если затронуты интересы других государств;
- планирование и подготовка преступления за пределами страны его совершения;
- наступление последствий преступления за пределами страны его совершения;
- совершение преступления транснациональной организованной группой;
- нахождение доказательств, потерпевших, свидетелей за пределами уголовной юрисдикции государства;
- нахождение имущества, в том числе финансовых активов, подлежащих аресту или конфискации, вне пределов юрисдикции государства;
- необходимость обеспечения минимального уровня защиты жертв преступлений;
- отбывание наказания (включая надзор за условно осужденными) гражданином одного государства;
- совершение преступления или участие в нем иностранцев или лиц без гражданства;
- трансграничное перемещение материальных ценностей, финансовых средств, документов в результате или в ходе совершения преступления;
- совершение преступления против иностранцев.
Все эти вопросы в той или иной мере решаются посредством двух- или многосторонних межгосударственных соглашений, уставов отдельных международных организаций (например, Устава Интерпола).
|