Сегодня специальные принципы международного экологического права наиболее полно неофициально кодифицированы в проекте международного пакта по окружающей среде и развитию 1995 г.
Проект пакта в четвертой редакции от 22 сентября 2010 г. содержит указание на 10 таких принципов:
обеспечение соблюдения конституционных экологических прав человека. Этот принцип не имеет прямого действия и зависит от того, какие конкретные экологические права человека закреплены в конституциях и конституционных актах государств;
недопустимость нанесения трансграничного ущерба окружающей среде. Суть этого принципа заключается в том, что в случае угрозы причинения ущерба окружающей среде должны быть приняты все меры по предотвращению такого ущерба. Любая деятельность, которая может повлечь такой ущерб, должна быть прекращена;
экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов. Суть данного принципа сводится к следующему: рациональное планирование и управление возобновляемыми и невозобновляемыми ресурсами Земли в интересах нынешнего и будущих поколений; долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы; оценка возможных последствий деятельности государств в пределах своей территории, зон юрисдикции или контроля для систем окружающей среды за этими пределами; сохранение эксплуатируемых природных ресурсов на уровне, при котором обеспечивается их неистощительное использование; научно обоснованное управление живыми ресурсами;
недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды. Этот принцип распространяет свое действие как на мирную, так и на военную область использования радиоактивных веществ (ядерной энергии). Государства не должны осуществлять ввоз и вывоз средств потенциального радиоактивного заражения без принятия должных (надежных) средств радиоактивной безопасности;
защита экологических систем Мирового океана. Юридическое содержание данного принципа сводится к обязанности всех государств «защищать и сохранять морскую среду» (ст. 192 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Международные нормы и стандарты по предотвращению загрязнения с судов в открытом море, включая исключительные экономические зоны, разрабатываются самими государствами, а обеспечение таких норм и стандартов в исключительной экономической зоне преимущественно, а в открытом море — полностью относится к юрисдикции государства флага;
запрет военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Своим появлением данный принцип обязан Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г. и Дополнительному протоколу I 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. Он обязывает государства при ведении военных действий проявлять заботу «о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба» (ст. 55 Протокола); запрещает использование методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить или, как можно ожидать, причинят такой ущерб природной среде, а также преднамеренное управление «природными процессами—динамикой, составом или структурой Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космическим пространством» (ст. 2 Конвенции) в целях нанесения ущерба вооруженным силам противника, гражданскому населению противостоящего государства, его городам, промышленности, сельскому хозяйству, транспортным и коммуникационным сетям или природным ресурсам;
обеспечение экологической безопасности. Основу этого принципа составляет теория приемлемого риска, с которым общество в це
лом готово мириться ради получения определенных благ в результате своей деятельности и который оправдан с точки зрения экономических и социальных факторов;
международно-правовая ответственность государств за ущерб, причиненный окружающей среде. В соответствии с данным принципом государства обязаны возместить ущерб окружающей среде, причиненный как в результате нарушения ими своих международных обязательств, так и в результате деятельности, не запрещенной международным правом. Сложившаяся практика государств в этом вопросе получила отражение в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН 62/68 от 6 декабря 2007 г. «Рассмотрение вопроса о предотвращении трансграничного вреда от опасных видов деятельности и распределении убытков в случае такого вреда» и 61/36 от 4 декабря 2006 г. «Распределение убытков в случае трансграничного вреда, причиненного в результате опасных видов деятельности»;
предосторожный подход, или предосторожность. Иначе говоря, отсутствие достаточной научной информации не должно использоваться в качестве основания для того, чтобы откладывать или не принимать меры по сохранению и защите окружающей среды;
сохранение биоразнообразия. Данный принцип находится в стадии становления. В ст. 2 и 25 проекта международного пакта содержится указание на необходимость сохранения биоразнообразия, в том числе видового разнообразия, генетического разнообразия внутри вида и разнообразия экосистем, особенно через сохранение in situ на основе концепции экологической сети, а также закреплена обязанность сторон регулировать и использовать биологические ресурсы таким образом, чтобы обеспечивались их сохранение, устойчивое использование и, там где это необходимо и возможно, восстановление.
К этому можно добавить, что в международном экологическом праве утвердился еще один принцип — «загрязнитель платит», зародившийся в недрах международного экономического права.
Получается, что только по критерию наличия специальных принципов, кодифицированных в едином широком универсальном международно-правовом акте, международное экологическое право не соответствует условиям, которым должна отвечать совокупность международно-правовых норм для признания ее самостоятельной отраслью.
Остальные критерии, по М.И. Лазареву, таковы: специфический круг общественных отношений; специфические нормы, регулирующие эти отношения; достаточно крупная общественная значимость круга общественных отношений; достаточно обширный объем нормативно-правового материала; заинтересованность общества в выделении новой отрасли права; специальные принципы права, регулирующие построение новой отрасли права.
|