Сегодня насчитывается около 60 ММПО, занимающихся вопросами экологии, но действующих разрозненно и несогласованно. При этом на универсальном уровне отсутствует специализированная межправительственная организация по вопросам экологии.
В этих условиях центральное место в системе международного природоохранного сотрудничества занимает ООН не только в силу своей практически универсальной правосубъектности, охватывающей и сферу экологии, но и в связи с наделением ее этой компетенцией состоявшейся в 1949 г. в Нью-Йорке по инициативе ЭКОСОС хронологически первой конференцией ООН по вопросам охраны природы — Конференцией ООН по сохранению и утилизации ресурсов. Среди главных органов ООН основная роль в организации международных природоохранных мероприятий принадлежит Генеральной Ассамблее ООН и ЭКОСОС. В составе Международного суда ООН с 1993 по 2006 г. существовала специальная Камера по экологическим вопросам.
По решению Генеральной Ассамблеи ООН были проведены четыре конференции: Конференция по проблемам окружающей человека среды в Стокгольме в 1972 г., Конференция по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г., Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 г. и Конференция по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро в 2012 г.
В Стокгольме была принята Декларация из 26 принципов и было рекомендовано учредить ЮНЕП как вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН. В Рио-де-Жанейро в 1992 г. была также принята Декларация, состоявшая из 27 принципов, и было рекомендовано учредить КУР. В Рио-де-Жанейро в 2012 г. был принят документ «Будущее, которого мы хотим», содержавший предложения по реформированию ЮНЕП и КУР.
ЮНЕП была учреждена на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2997 (XXVII) от 15 декабря 1972 г. в составе четырех главных органов: Совета управляющих, Секретариата, Фонда по окружающей среде и Совета по координации в области окружающей среды (в 1977 г. Совет по координации был упразднен). Совет управляющих состоял из представителей суверенных государств (всего 58).
С созданием ЮНЕП международное природоохранное сотрудничество активизировалось, стало более упорядоченным и охватило всю систему ООН.
КУР была учреждена в 1993 г. в качестве вспомогательного органа ЭКОСОС в целях содействия осуществлению принятой на Конференции в Рио-де-Жанейро «Повестки дня на XXI век».
Декларацией 2012 г. «Будущее, которого мы хотим» были рекомендованы изменения в структуру и статус ЮНЕП и КУР. В соответствии с п. 84 этой Декларации был взят курс на упразднение КУР и на учреждение на ее основе Политического форума высокого уровня. Как результат, 10 июля 2013 г. на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 67/290 такой Форум был создан. В отличие от своей предшественницы Форум является органом универсального характера, в котором смогут принимать участие представители всех без исключения государств — членов ООН и государств—членов специализированных учреждений ООН. В п. 88 Декларации предусматривалось универсальное членство в Совете управляющих ЮНЕП. Одновременно Генеральная Ассамблея ООН своим решением А/67/784 от 7 марта 2013 г. переименовала Совет управляющих ЮНЕП в Ассамблею ООН по окружающей среде Программы ООН по окружающей среде. Такое переименование не влечет за собой никакого изменения существующего мандата, целей и задач ЮНЕП или роли и функций ее руководящего органа.
Образуемый в рамках реформирования ЮНЕП Комитет постоянных представителей, судя по перечню его функций и полномочий, является по существу еще одним бюрократическим органом, в задачи которого входит осуществление координации между другими органами ЮНЕП.
Специальные учреждения ООН начали уделять внимание экологической проблематике в 1950-х — начале 1960-х годов в контексте своей основной профильной деятельности.
В ИКАО с 1983 г. функционирует Комитет по охране окружающей среды от воздействия авиации, который образовался в результате слияния Комитета по авиационному шуму и Комитета по эмиссии авиационных двигателей. Среди приложений в Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1974 г. имеется Приложение 16 «Охрана окружающей среды», т. 1 которого содержит стандарты по авиационному шуму, а т. 2 — стандарты и рекомендации по эмиссии авиационных двигателей.
ИКАО признала принцип предосторожности в качестве одного из принципов своей политики.
ФАО является ключевым партнером по трем природоохранным конвенциям: Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г.,
РКИК ООН и Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и (или) опустынивание, особенно в Африке, 1994 г. Она также является ведущим партнером программы региональных морей ЮНЕП.
ФАО имеет восемь комитетов и Комиссию по Codex Alimentarius, созданную в 1963 г. из специалистов ФАО и ВОЗ, которая устанавливает стандарты по питанию.
В ИМО исключительной компетенцией принимать рекомендации по вопросам предотвращения загрязнения моря наделена Ассамблея (п. «g» ст. 15 Конвенции о Межправительственной морской консультативной организации 1948 г.). Кроме нее разработкой экологической проблематики занимаются также Комитет по защите морской среды и Юридический комитет.
Среди универсальных международных неправительственных экологических организаций ведущая роль принадлежит МСОП, созданному в 1948 г. во Франции.
Основная деятельность МСОП сосредоточена в его шести комиссиях: комиссии по видам животных, находящихся под угрозой исчезновения; комиссии по особо охраняемым территориям; комиссии по экосистемному управлению; комиссии по экологическому праву; комиссии по экологической, экономической и социальной политике; комиссии по образованию и связи в области экологии, а также в Центре экологического права Союза, учрежденном в 1970 г. Союзом были разработаны и рекомендованы к принятию многочисленные универсальные, региональные, субрегиональные и национальные нормативные природоохранные акты.
Важную роль в деле защиты и сохранения окружающей среды и ее отдельных объектов играют сегодня также Всемирный фонд дикой природы (1961 г.) и Гринпис Интернэшнл (1971 г.).
В частности, Всемирному фонду дикой природы принадлежит идея использования части внешнего долга развивающихся стран на природоохранные программы путем заключения так называемых договоров об обмене (debt-for-natureswaps). Эти договоры, с одной стороны, пусть незначительно, но уменьшают внешнюю задолженность государства- должника, а с другой стороны, позволяют последнему высвобождать финансовые ресурсы в национальной валюте для решения наиболее острых экологических проблем. Сегодня системой таких договоров охвачено около 40 государств мира.
Начиная с 1987 г. практика выработала три типа договоров об обмене:
коммерческие или трехсторонние договоры. В этом случае неправительственная природозащитная организация, выступая в роли до
нора, приобретает титул на долг коммерческого банка на вторичном рынке. В дальнейшем неправительственная организация передает титул на долг государству-должнику в обмен на обязательство последнего либо осуществлять конкретную экологическую политику, либо выпустить государственные облигации от имени природозащитной организации с целью финансирования природоохранных программ. Всего за период с конца 1980-х годов до 2010 г. с помощью таких трехсторонних договоров на цели охраны окружающей среды было высвобождено 140 млн долл. США;
двусторонние договоры. В этой схеме принимают участие два государства, одно из которых — государство-кредитор прощает часть причитающегося ему публичного долга государства-должника в обмен на экологические обязательства последнего;
многосторонние договоры во многом схожи с двусторонними договорами. От последних их отличает лишь то, что в транзакции принимают участие более двух государств. С помощью двусторонних и многосторонних договоров об обмене в период с 1987 г. по 2010-е годы на цели охраны окружающей среды было направлено 900 млн долл. США.
Заключение таких договоров возможно только в том случае, если в стране-должнике существует авторитетная неправительственная природозащитная организация.
|