Все действующие в настоящее время на универсальном уровне источники, регулирующие международные отношения по поводу сохранения биоразнообразия, вырабатывались в рамках МСОП и включают в себя Всемирную хартию природы 1982 г., Конвенцию о водноболотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, 1971 г., Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (далее — CITES), 1973 г., Конвенцию о сохранении мигрирующих видов диких животных (далее — CMS) 1979 г. и Конвенцию о биологическом разнообразии 1992 г.
Последняя в ст. 2 определяет биоразнообразие как «вариабельность живых организмов из всех источников, включая, среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются, это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем».
Вслед за Всемирной стратегией охраны природы 1980 г., которая рекомендовала государствам меры неистощительного использования природных ресурсов и содержала призыв к сохранению разнообразия видов и экосистем как условия устойчивого развития, Всемирная хартия природы закрепила, что популяции каждой формы жизни, дикой или одомашненной, должны сохраняться по крайней мере на том уровне, который достаточен для их выживания (п. 2).
Конвенция 1971 г. явилась первым универсальным международным договором, направленным на сохранение биологического разнообразия. Она применяется к угодьям, которые типичны или уникальны для соответствующего региона, имеют особую ценность для поддержания биологического разнообразия и регулярно посещаются большим количеством водоплавающих птиц (20 тыс. птиц или 1% особей популяции одного вида или подвида водоплавающих птиц). Включение водно-болотного угодья в Рамсарский список означает, что государство принимает на себя обязательства осуществлять свою деятельность на данном угодье таким образом, чтобы способствовать сохранению и устойчивому использованию такого угодья, а также содействовать охране, управлению и рациональному использованию ресурсов мигрирующих водоплавающих птиц.
Составной частью Списка Конвенции является Протокол Монтре, в который вносятся угодья, где в результате технологического развития, загрязнения или иного вмешательства человека произошли, происходят или могут произойти изменения экологического характера. Улучшается ситуация за счет действующих с 1990 г. Рамсарских консультативных миссий.
CITES преследует цель обеспечить международный контроль над торговлей дикими видами животных и растений, численность которых подорвана или может быть подорвана из-за того, что они являются популярными объектами торговли. С момента вступления Конвенции в силу не исчез в результате торговли ни один из 30 тыс. видов флоры и фауны (из которых 25 тыс. видов растений), находящихся под ее защитой.
Меры охраны Конвенции распространяются на сферы как внешней, так и внутренней торговли, включают меры строгого контроля за перемещением через государственные границы видов животных, нуждающихся в особой охране, жесткой правовой регламентации всех операций (правила перевозки, размеры клеток и др.), усиления ответственности, повышения неотвратимости наказания, а также организацию специальных служб и органов.
CITES имеет три приложения, содержащие перечни видов, на степень сохранности которых либо уже отрицательно влияет международная торговля ими, либо может повлиять такая торговля, либо международная торговля которыми требует особых научных заключений и разрешений.
CMS преследует цель сохранения видов диких животных, мигрирующих через государственные границы и вне них, путем разработки и реализации совместных соглашений о запрещении добычи особей находящихся под угрозой исчезновения видов, сохранении их местообитаний и контроле неблагоприятного воздействия.
В отношении видов, находящихся под угрозой исчезновения (Приложение I), государства — участники Конвенции должны прилагать максимальные усилия по их защите, сохранению и восстановлению мест их обитания, сокращению препятствий к миграции и контролю других факторов, которые могут оказать негативное влияние на данные виды (ст. III). В отношении видов, которые могут стать предметом соглашений (Приложение II), государства ареала их обитания будут прилагать усилия к заключению благоприятных для данных видов соглашений и должны отдавать приоритет таким видам, статус сохранности которых является неблагоприятным (ст. IV).
Развивающие CMS соглашения могут варьироваться от договоров, имеющих обязательную силу (называемых соглашениями), до менее формальных инструментов, таких как меморандумы о взаимопонимании, и могут быть адаптированы к условиям того или иного региона.
В настоящее время имеется семь таких соглашений: о сохранении тюленей Ваттового моря 1990 г., о сохранении популяций европейских летучих мышей 1991 г., о сохранении малых китообразных Балтийского моря, северо-восточной Атлантики, Ирландского и Северного морей 1991 г., о сохранении афро-евразийских мигрирующих водоплавающих птиц 1995 г., о сохранении китообразных Средиземного, Черного морей и прилегающего района Атлантического океана 1996 г., о сохранении альбатросов и буревестников (качурок) 2001 г., о сохранении горилл и их местообитаний 2007 г.
Что касается меморандумов о взаимопонимании, то их в настоящее время заключено 19.
Конвенция 1992 г. является «рамочной» конвенцией (в 2000 г. в дополнение к ней в Монреале был принят Картахенский протокол по биобезопасности, а в 2010 г. — Нагойский протокол регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения), преследующей цели: 1) «сохранения биологического разнообразия»; 2) «устойчивого использования» его компонентов; 3) «честного и справедливого распределения выгод, полученных от использования генетических ресурсов», в том числе путем соответствующего доступа к ним и передачи технологии, с учетом всех прав на эти ресурсы и технологии (ст. 1).
В соответствии с Конвенцией 1992 г. устойчивое использование означает «использование компонентов биологического разнообразия таким образом и такими темпами, которые не приводят в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия, тем самым сохраняя его способность удовлетворять потребности нынешнего и будущих поколений и отвечать их чаяниям» (ст. 2).
Статьи 8 и 9 Конвенции 1992 г. посвящены сохранению наземного и морского биоразнообразия соответственно in-situ (сохранение экосистем, естественных мест обитания, поддержание и восстановление популяций в их естественной среде) и ex-situ (за пределами естественной среды обитания видов).
Примером субрегионального договора, направленного на сохранение биоразнообразия, может служить заключенное в Осло Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г. В нем арктические государства признали, что белый медведь является важным видом ресурсов арктического района. Участники Соглашения обязались принимать соответствующие меры с целью защиты экосистем, частью которых являются белые медведи (берлоги, места добычи корма и др.). В 2000 г. Россия и США заключили договор о сохранении и использовании чукотско-аляскинской популяции белого медведя (вступил в силу в 2007 г.).
В настоящее время сохранение биологического разнообразия обеспечивают также Международная конвенция по защите растений 1951 г., Международная конвенция по охране птиц 1950 г., Соглашение о защите растений в регионе Юго-Восточной Азии и Тихого океана 1956 г., Бернская конвенция о сохранении европейской дикой природы и естественных местообитаний 1979 г., Международный договор о растительных генетических ресурсах 2001 г. и др.
|