Необходимо отметить несколько аспектов установления правового статуса профсоюзных организаций. С точки зрения гражданского права профсоюз (если он зарегистрирован как юридическое лицо) одновременно является:
- юридическим лицом;
- отдельным видом юридических лиц - корпорацией;
- НКО;
- некоммерческой корпоративной организацией;
- общественным объединением как формой НКО;
- общественной организацией как одной из организационно-правовых форм НКО (п. 3 ст. 50 ГК РФ) и общественного объединения (ст. 7 Закона об общественных объединениях);
- отдельным видом общественных организаций (как профессиональный союз, первичная профсоюзная организация и т.д.).
Все вышеперечисленные характеристики профсоюза определяют особенности правового регулирования отношений, возникающих в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов (ст. 1 Закона о профсоюзах).
При этом нормы, регулирующие порядок создания, реорганизации, ликвидации и деятельности профессиональных союзов, содержатся в различных нормативных правовых актах федерального уровня <1> (табл. 3).
--------------------------------
<1> В соответствии со ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство отнесено к ведению Российской Федерации.
Таблица 3
Нормы, регулирующие порядок создания, реорганизации,
ликвидации и деятельности профессиональных союзов
Категория юридического лица
Нормативный правовой акт
Пояснение
Профсоюз
Закон о профсоюзах
Предмет деятельности - представительство, осуществление и защита прав, свобод и законных интересов членов профсоюза
Общественная организация
Закон об общественных объединениях, гл. 4 ГК РФ
Создается на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей; членами могут быть только физические лица; в качестве высшего органа - съезд (конференция) или общее собрание (ст. 8 Закона об общественных объединениях); может иметь над собой вышестоящие органы и организации; может быть преобразована в ассоциацию (союза), АНО или фонд
Общественное объединение
Там же
В зависимости от масштаба деятельности может быть общероссийским, межрегиональным, региональным и местным; вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения
Некоммерческая корпоративная организация
Гл. 4 ГК РФ, Закон о НКО
Не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности; не распределяет полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 и ст. 65.1 ГК РФ); учредители (участники) приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ
Некоммерческая организация
Там же
Не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели; не распределяет прибыль между участниками
Корпоративное юридическое лицо
Гл. 4 ГК РФ, ст. 65.1 ГК РФ
Участники имеют корпоративные (ст. 65.2 ГК РФ), а не вещные права, как в унитарных предприятиях и учреждениях (п. 3 ст. 48 ГК РФ); учредители (участники) приобретают право участия (членства) и формируют высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ (съезд, конференция)
Членство в профсоюзе как в общественной организации и корпорации по гражданскому праву совпадает с членством в нем как в представительном органе работников, однако различается с точки зрения правового статуса по гражданскому и трудовому праву. Так, количество членов профсоюза (первичной профсоюзной организации) влияет на полномочность по представлению интересов работников в коллективных переговорах (ст. 37 ТК РФ). С позиции гражданского права численность членов профсоюза не влияет на его гражданско-правовой статус.
В соответствии с п. 1 ст. 65.1 и п. 1 ст. 123.1 ГК РФ профессиональные союзы (профсоюзные организации) и их объединения отнесены к некоммерческим корпоративным организациям. При этом вопреки относительно устоявшемуся в международных документах пониманию корпорации как объединения юридических лиц <1>, ГК РФ (п. 1 ст. 65.1) к корпоративным организациям относит юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. К таким корпоративным организациям ГК РФ относит и общественные организации. Учитывая, что и учредителями, и участниками профсоюза как вида общественных организаций могут быть только граждане (физические лица), ГК РФ дает в некоторой степени оригинальное понятие корпорации.
--------------------------------
<1> Например, п. 6 Трехсторонней декларации принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики (принята в г. Женеве 16 ноября 1977 г. на 204-й сессии Административного совета МОТ). URL: https://www.lawmix.ru/abro/11579 (дата обращения: 26.09.2016).
С момента вступления в силу новой редакции ГК РФ документом, на основе которого действуют профсоюзы, их объединения и профсоюзные организации, может быть только устав (ч. 1 ст. 52 ГК РФ). В соответствие с этой нормой приведены ст. 3 и последующие Закона о профсоюзах - исключены упоминания о положениях в качестве учредительных документов первичных профсоюзных организаций.
Если изменения в ТК РФ, внесенные в 2006 г., в некоторой степени придали более значимую роль первичным профсоюзным организациям в ущерб другим представительным органам работников <1>, то законодательная новация в ГК РФ и ее отражение в Законе о профсоюзах повышает уровень самостоятельности и независимости первичных профсоюзных организаций от вышестоящих профсоюзных структур. Такие нововведения открывают возможности для разрыва связи между профсоюзом и первичными профсоюзными организациями. Заменив положение уставом, любая "первичка" может объявить себя профсоюзом. Это влечет за собой ряд проблем для всех профсоюзных структур.
--------------------------------
<1> См.: Герасимова Е. Свобода объединения в России: поправки в Трудовой кодекс // Бюллетень НП "Юристы за трудовые права". 2006. N 23. С. 34 - 35.
Во-первых, возникает риск утраты финансирования вышестоящих профсоюзных органов, а также профсоюзных объединений (ассоциаций), для которых основным постоянным источником пополнения бюджета являются членские взносы. Во всех профсоюзах и их объединениях предусмотрено отчисление части членских взносов на организационно-уставную деятельность в вышестоящие организации профсоюзов, в объединения профсоюзов.
Состоявшийся в 2011 г. VII Съезд ФНПР принял резолюцию о финансовой дисциплине. В этой резолюции съезд призвал все профорганизации при распределении членских взносов руководствоваться принципом перечисления первичными профсоюзными организациями не менее 50% собранных взносов вышестоящим профорганам, имея в виду, что на деятельность межсоюзных органов направляются 5 - 7% собранных взносов, а 93 - 95% остаются на собственную деятельность профсоюза <1>.
--------------------------------
<1> Профсоюзные взносы. Часть 3 // Центральная профсоюзная газета "Солидарность". URL: http://www.solidarnost.org/articles/articles_2295.html (дата обращения: 23.09.2016).
Однако в большинстве первичных профсоюзных организаций остается в их распоряжении до 70 - 80% и даже до 90% членских профсоюзных взносов <1>. Нововведение 2014 г. в ГК РФ усугубляет эту ситуацию - преобразование первичной профсоюзной организации в профсоюз означает прекращение ее статуса структурной организации вышестоящего профсоюза и, следовательно, прекращение отчислений в него <2>. В связи с этим возрастает риск имущественных споров между профсоюзными организациями по вопросу принадлежности членских взносов.
--------------------------------
<1> Федерация независимых профсоюзов России. Об уплате членского взноса в ФНПР за 2004 г. Доклад заместителя Председателя ФНПР В.И. Будько на заседании Генерального Совета ФНПР 13 апреля 2005 г. URL: http://www.fnpr.ru/4/27/85/880.html (дата обращения: 23.09.2016).
<2> Существуют ситуации с противоположными последствиями, когда первичная профсоюзная организация не имеет права требовать возврата денежных средств, перечисленных в качестве членских взносов в территориальную организацию в период нахождения первичной профсоюзной организации на ее полном финансировании. См.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 февраля 2003 г. N А56-21199/00. Доступ из справочно-правовой системы "КонсультантПлюс".
Во-вторых, первичная профсоюзная организация, объявившая себя профсоюзом, "выпадает" из системы существующих профсоюзов, которые, в свою очередь, являются членами профсоюзных объединений (ассоциаций). Из этого следует неподчиненность общей политике профсоюзного движения, отстраненность от скоординированных действий членов профсоюзных объединений (ассоциацией) по представительству и защите социально-трудовых и гражданских прав, производственных, профессиональных, экономических и социальных интересов членов профсоюзов, коллективных прав и интересов работников, а также представительства и защиты общих интересов и достижения общих целей. По этой же причине становится невозможно осуществлять контроль над такими профсоюзами со стороны вышестоящих профсоюзных организаций, в том числе за расходованием денег - работникам некуда направить жалобы на действия (бездействие) профсоюза. С учетом того что уставами профсоюзов не допускается участие их членов в иных профсоюзах (и судами такое правило признается законным и не противоречащим конституционным правам на объединение и защиту своих трудовых прав и интересов профессиональными союзами - см. Определение Свердловского областного суда от 12 июля 2001 г. <1>), а уставами профсоюзных объединений установлено аналогичное правило в отношении своих членов, создание новых профсоюзов влечет за собой сокращение численности членов существующих профсоюзов и их объединений.
--------------------------------
<1> Определение Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда по делу по заявлению Топиро Нины Александровны на действия Министерства юстиции РФ, первичной профсоюзной организации Горно-металлургического профсоюза России, действующей на ОАО "Салдинский металлургический завод", об оспаривании положения Устава Горно-металлургического профсоюза России по кассационной жалобе Горно-металлургического профсоюза России на решение Нижнесалдинского городского суда Свердловской области от 25 апреля 2001 г., которым постановлено жалобу Топиро Нины Александровны удовлетворить полностью. URL: http://www.sutyajnik.ru/rus/echr/rus_judgments/obl/topiro_obl_12_07_01.htm (дата обращения: 23.09.2016).
В-третьих, увеличивается шанс создания независимого от других профсоюзных структур (но не от работодателя) профсоюза наряду с существующей первичной профсоюзной организацией с последующим переманиванием в него работников и развалом "первички" <1>. Своеобразным "индикатором" таких якобы независимых профсоюзов может быть установление крайне низкого членского взноса, которым "подкупаются" члены неугодной работодателю первичной профсоюзной организации с более высокими взносами.
--------------------------------
<1> Следует заметить, что возможна и обратная ситуация - создание и деятельность более активного профсоюза в противовес неэффективной "первички". См., например: Профсоюз "Баррикада" в Гатчине начинает борьбу // Конфедерация труда России. URL: http://ktr.su/content/news/detail.php?ID=530 (дата обращения: 23.09.2016).
Таким образом, указанное нововведение в ГК РФ представляет угрозу выстраиваемой в течение более двух десятилетий российской системы профсоюзных организаций и их значимости в международных структурах.
Разумеется, нет никаких оснований утверждать, что изменения в гражданское законодательство, вступившие в силу с 1 сентября 2014 г., были инициированы с умыслом на ослабление системы профсоюзов. Однако едва ли возможна ситуация, при которой законодатель не мог предвидеть таких последствий регулирующего воздействия новых норм. С целью предотвращения негативных последствий нормотворческих инициатив законодательством и Регламентом Государственной Думы предусмотрены механизмы согласования, консультаций с представителями заинтересованных субъектов, включающие функционирование Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) и ее взаимодействие с Государственной Думой, Правительством РФ, иными органами государственной власти. Однако нормы об участии РТК в обсуждении и оценке законопроектов игнорируются, часто по причине того, что законопроект якобы не затрагивает социально-трудовых отношений и поэтому не входит в сферу компетенции РТК.
|