Как известно, право собственности возникает на основе различных правопорождающих юридических фактов - титулов собственности. В свою очередь, титулы собственности могут приобретаться различными способами, которые традиционно подразделяются на первоначальные и производные. Различие между ними сводится к отсутствию или наличию правопреемства (или "сукцессии" - от лат. successio), т.е. перехода прав и обязанностей от праводателя (в данном случае предшествующего собственника вещи) к правопреемнику (новому собственнику) в порядке производного правоприобретения с соблюдением традиционного принципа "Никто не может передать другому больше прав на вещь, чем имеет сам" (nemo plus iuris ad alienum transferre potest, quam ipse habet). В соответствии с названным принципом сохраняются ранее установленные на отчуждаемую (приобретаемую) вещь права других лиц - несобственников (например, права залогодержателя, субъекта иного ограниченного вещного права или арендатора).
Важно также подчеркнуть, что в силу правопреемства происходит именно переход права (собственности) от одного лица к другому, а не прекращение одного права собственности (какого-либо "вида" или "формы") и возникновение другого, нового права собственности (иного "вида" или "формы"). Даже при приватизации государственного и муниципального имущества оформляются гражданско-правовые сделки по его возмездному отчуждению публичным собственником и приобретению частным собственником (в том числе акционерным обществом, созданным в результате преобразования государственного или муниципального предприятия), что прямо свидетельствует о производном характере приобретения последним права собственности, т.е. о наличии правопреемства. Данное обстоятельство вновь подтверждает единство права собственности даже применительно к государственной (публичной) и частной собственности и юридическую бессмысленность выделения различных "форм собственности" и "видов" или "форм права собственности", признание которых по существу означает отрицание правопреемства, а тем самым и гражданского (имущественного) оборота. Ведь правопреемство составляет существо этого оборота, предметом которого становятся права на вещи, возникшие не только производными, но и первоначальными способами.
Большинство способов возникновения права собственности могут использоваться любыми субъектами гражданского права, будучи общими (или общегражданскими), тогда как некоторые из них могут использоваться лишь строго определенными субъектами, будучи специальными способами возникновения этого права. Очевидно, например, что реквизиция, конфискация, национализация, а также сбор налогов и пошлин могут служить основанием возникновения только публичной собственности. Законодательством предусмотрены специальные способы возникновения и для частных собственников, недоступные публично-правовым образованиям. К ним, в частности, относится приватизация государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ).
Важной юридической особенностью обладают ситуации приобретения членом потребительского кооператива (или иным лицом, имеющим право на паенакопление, например супругом или наследником члена кооператива) права собственности на находившееся у него в пользовании недвижимое имущество кооператива (жилую квартиру, гараж, дачу, иное помещение) в случае полной уплаты за него паевого взноса (п. 4 ст. 218 ГК РФ) <1>, а также бесплатный переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен такой дом и иные входящие в его состав недвижимые вещи (п. 1, 2 и 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") <2>. В этих случаях государственная регистрация права на недвижимую вещь имеет не правопорождающее, а лишь правоподтверждающее значение <3>, будучи исключением из общего правила п. 2 ст. 8.1 ГК РФ. При этом речь идет об одном из первоначальных способов приобретения права собственности, возникающего независимо от воли предшествующего собственника и без правопреемства. Правоподтверждающее значение государственная регистрация прав на недвижимость может иметь и в некоторых случаях производного приобретения права собственности (в порядке правопреемства). Таковы ситуации перехода права собственности на недвижимую вещь в порядке ее наследования или в результате реорганизации юридического лица (абз. 2 п. 11 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22).
--------------------------------
<1> Данное правило, превратившее потребительские кооперативы во временных собственников своего основного имущества, было установлено абз. 1 п. 2 ст. 7 Закона "О собственности в СССР" и абз. 2 п. 2 ст. 13 Закона "О собственности в РСФСР" в связи с тем, что одновременно за нанимателями жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов (и членами их семей) этими Законами было признано право на выкуп (а по сути на приватизацию) занимаемого ими жилья (абз. 2 п. 2 ст. 7 союзного Закона о собственности и п. 3 ст. 13 российского Закона о собственности) (подробнее об этом см.: Суханов Е.А. Российской Закон о собственности: Научно-практический комментарий. С. 73 - 76).
<2> Арбитражно-судебная практика распространила этот подход и на общее имущество собственников помещений в нежилых зданиях, прямо признав, что их долевая собственность на это имущество "возникает в силу закона", вне зависимости от его государственной регистрации (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания").
<3> См.: Ярошенко К.Б. О приобретении права собственности на дачу в ДСК в связи с полной выплатой пая // Комментарий судебной практики. Вып. 3. М., 1997. С. 34 - 35; Научно-практический комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. 2-е изд. М., 1999. С. 344.
В целом же необходимо подчеркнуть важное различие в порядке приобретения права собственности на движимые и недвижимые вещи, состоящее в необходимости государственной регистрации права на недвижимость. Между тем подавляющее большинство действующих правил закона о приобретении права собственности фактически распространяется только на приобретение права собственности на движимые вещи.
2. Прекращение права собственности
Право собственности является наиболее устойчивым, юридически прочным вещным правом, составляющим основную юридическую предпосылку и результат нормального имущественного оборота. Гражданско-правовая регламентация оснований его прекращения в основном направлена на обеспечение неприкосновенности частной собственности граждан и юридических лиц, поскольку большинство указанных оснований устанавливают возможности перехода имущества из частной в публичную собственность, будучи с этой точки зрения специальными. Это в первую очередь относится к различным возможностям принудительного прекращения права собственности (помимо воли собственника) <1>.
--------------------------------
<1> Статья 235 ГК РФ в ред. Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ (СЗ РФ. 2014. N 26 (ч. I). Ст. 3377) и Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ (СЗ РФ. 2015. N 1 (ч. I). Ст. 52).
Особый случай прекращения права собственности представляет собой приватизация государственного и муниципального имущества (ст. 217 и абз. 13 п. 2 ст. 235 ГК РФ), которая прекращает право публичных собственников и становится основанием возникновения права частной собственности (граждан и юридических лиц). Она проводится по решению (воле) самого публичного собственника, причем в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не гражданским законодательством, а ее объектами являются главным образом недвижимые вещи - имущественные комплексы государственных и муниципальных предприятий, земельные участки, жилые помещения, прямо указанные в этом качестве в законе (а также не относящиеся к вещам бездокументарные акции приватизированных предприятий, преобразованных в акционерные общества).
Универсальный характер, касающийся всех собственников, имеют основания прекращения права собственности:
1) по воле самого собственника (при отчуждении вещи по сделке или при отказе от права на нее);
2) при обращении кредиторами взыскания на имущество собственника по его обязательствам;
3) при гибели или уничтожении принадлежавшей собственнику вещи.
В любом случае прекращение права собственности происходит лишь в ситуациях, прямо предусмотренных законом.
Принудительное изъятие у частного собственника принадлежащего ему имущества допустимо:
а) только в случаях, исчерпывающим образом перечисленных в п. 2 ст. 235 ГК РФ;
б) по общему правилу на возмездных основаниях, т.е. с компенсацией собственнику стоимости изымаемой вещи (вещей);
в) в судебном порядке либо при возможности судебного оспаривания как решения об изъятии вещи, так и размера компенсации.
Безвозмездное изъятие у собственника принадлежащего ему имущества помимо его воли закон допускает лишь в случае обращения взыскания на него по обязательствам собственника (которое иногда допустимо во внесудебном порядке, например, по исполнительной надписи нотариуса) или его конфискации за совершение правонарушения (ст. 243 ГК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 35 Конституции РФ, запрещающим лишение частных лиц принадлежащего им имущества иначе как по решению суда, ГК РФ предусматривает принудительное изъятие имущества, находящегося в частной собственности, по общему правилу только в судебном порядке, а в особых ситуациях - в административном (внесудебном) порядке, но с возможностью последующего судебного обжалования решений, принятых органами публичной власти (п. 2 ст. 11 ГК РФ). К числу последних относятся случаи принудительного изъятия у частных собственников вещей в порядке конфискации (п. 2 ст. 243 ГК РФ) и реквизиции (ст. 242 ГК РФ), а также сноса построек, возведенных на предоставленных в аренду государственных и (или) муниципальных земельных участках (п. 4 ст. 222 ГК РФ <1>).
--------------------------------
<1> В ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 258-ФЗ // СЗ РФ. 2015. N 29 (ч. I). Ст. 4384.
Хотя на такие постройки и может быть зарегистрировано право собственности, они обычно являются самовольными по признаку их несоответствия разрешенному использованию земельного участка (п. 1 ст. 222 ГК РФ), например являются капитальными, а не временными и во всяком случае могут подлежать сносу по истечении сроков действия договоров аренды земельных участков (подробнее об этом см. далее, п. 1 § 2 настоящей главы) (ср. также п. 1 и 6 ст. 239.1 ГК РФ в ред. Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ).
Следует также иметь в виду, что изъятие у частных собственников (и иных правообладателей - субъектов ограниченных вещных прав) земельных участков для государственных или муниципальных нужд теперь урегулировано также гл. VII.1 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ). Здесь прямо предусматривается возможность судебного обжалования решения органа публичной власти об изъятии у частного правообладателя земельного участка (п. 14 ст. 56.6 ЗК РФ), а также необходимость разработки письменного соглашения с ним об изъятии земельного участка, при отказе от подписания которого должно последовать обращение в суд с соответствующим иском к правообладателю (ст. 56.9 и п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ).
|