Общая собственность - это принадлежность вещи на праве собственности не одному собственнику, а одновременно нескольким лицам - сособственникам (например, наследникам, супругам), т.е. множественность субъектов одного права собственности. При этом общая вещь не делится между сособственниками на отдельные части, а одновременно принадлежит им всем сообща (pro indiviso), что особенно очевидно, когда такая вещь является юридически неделимой (п. 1 ст. 133 ГК РФ). Невозможно одновременно иметь несколько одинаковых "прав собственности" на одну и ту же вещь. Поэтому, согласно взглядам римского юриста Цельза (Celsus), которые считались господствующими уже в римском частном праве, каждый из сособственников имеет часть права собственности (pro parte dominium) на всю вещь, но не право собственности на отдельную (хотя бы и "идеальную" или тем более "реальную") часть вещи (что возможно только при разделе или выделе доли из общей собственности). Иначе говоря, сособственники взаимно ограничиваются в осуществлении своего (единого, общего) права собственности, а не делят между собой его содержание <1>.
--------------------------------
<1> Хвостов В.М. Система римского права: Учебник. С. 234.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации не появляется какой-либо особой, новой "формы собственности" (вроде "смешанной" или "коллективной"), поскольку каждый из участников остается вполне самостоятельным собственником (сособственником). Общая собственность является не особым экономическим отношением ("формой") собственности, а разновидностью существующих отношений собственности, представляя собой юридический вариант присвоенности конкретных материальных благ (вещей): не одним лицом, а несколькими лицами. Это типичная ситуация возникновения неправосубъектной "правовой общности" (Rechtsgemeinschaft), свойственная не только вещным, но и другим типам гражданских правоотношений (например, обязательственным - с участием содолжников и сокредиторов и интеллектуальным - с участием соавторов). Поэтому с целью устранения "ложного представления о том, что существует некое право общей собственности, отличное от права собственности", в Концепции развития гражданского законодательства было даже предложено вообще отказаться от этой категории, установив, что "общая собственность - это правовой режим вещи (вещей), принадлежащей на "обыкновенном" праве собственности двум или более лицам" <1>.
--------------------------------
<1> Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. С. 87.
Сособственникам принадлежат "идеальные доли" в праве собственности на вещь, в соответствии с которыми определяется размер их участия в выгоде и убытках, приносимых общей вещью, и в расходах по ее содержанию, а также размер фактически передаваемой им в пользование (но не в собственность) части вещи ("реальной доли", pars pro indiviso). В результате этого в состав личного имущества каждого из сособственников по прямому указанию закона входит часть (доля) общего права, но не часть общей вещи. Доля в праве общей собственности является объектом гражданского оборота: она может быть самостоятельным объектом сделок сособственника (п. 2 ст. 246 ГК РФ), она переходит по наследству (и в иных случаях универсального правопреемства), а также может стать объектом взыскания со стороны его кредиторов (ст. 255 ГК РФ) <1>.
--------------------------------
<1> Речь, разумеется, идет о сделках с существующими долями в праве, образовавшимися в силу закона или договора. Единоличный собственник вещи (делимой или неделимой) не может своим односторонним волеизъявлением искусственно создать общую собственность на нее с тем, чтобы впоследствии отчуждать новым "сособственникам" произвольно образованные им доли в праве на вещь (а не отдельные части делимой вещи в качестве самостоятельных вещей). При ином подходе могут возникнуть абсурдные ситуации, нарушающие экономическое назначение вещей и не соответствующие существу отношений общей собственности вроде имевших место случаев продажи собственниками жилья чисто символических "долей в праве" на эти недвижимые вещи с целью создания для их приобретателей оснований для регистрации их проживания. Это обстоятельство удачно подметил и обосновал К.И. Скловский (см.: Скловский К.И. Применение гражданского законодательства о собственности и владении. Практические вопросы. С. 223 - 224).
Поэтому владеть, пользоваться и распоряжаться общей вещью (в том числе улучшать ее части, находящиеся в пользовании отдельных сособственников), т.е. осуществлять свое право общей собственности, сособственникам всегда приходится сообща, по решению всех без исключения участников, независимо от размера их доли (а в случае возникновения спора между ними - по судебному решению). Ведь ни один из них не обладает всей полнотой права на вещь, будучи ограниченным правами других участников. Таким образом, право общей собственности можно определить как вещное право нескольких лиц сообща и по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими им вещами.
Необходимость совместной реализации права общей собственности ведет к тому, что наряду с обычными для вещного права собственности "внешними" правоотношениями сособственников со всеми третьими лицами между самими сособственниками неизбежно складываются "внутренние" взаимоотношения по согласованию их общей воли, направленной на совместное осуществление принадлежащих им правомочий собственника. Такие и им подобные отношения "юридической общности" обусловили появление в гражданском праве специальных норм о "решениях собраний" их участников (п. 2 ст. 181.1 ГК РФ). Эти взаимоотношения сособственников по сути и составляют предмет института общей собственности, определяя его основные особенности <1>.
--------------------------------
<1> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. 2-е изд. М., 2002. С. 556 (автор комментария - Ю.К. Толстой).
По своей юридической природе данные взаимоотношения являются не абсолютными, а относительными правоотношениями между вполне конкретными субъектами и, следовательно, не могут быть отнесены к категории вещных правоотношений. Необходимость формировать и выражать общую, единую волю сособственников в отношении реализации принадлежащего им права делает необходимым достижение между ними соглашений по тем или иным вопросам (например, о порядке использования и распоряжения общим имуществом). При этом возникают обязательственные отношения сособственников, которые не смешиваются с их вещными отношениями с другими (третьими) лицами <1>. Например, между сособственниками возникают вещные отношения в связи с преимущественным правом покупки доли в праве общей долевой собственности на недвижимую вещь.
--------------------------------
<1> Нельзя поэтому согласиться с мнением о том, что доля в праве общей собственности "является одновременно и вещным правом (правом собственности) и имеет некоторые черты права относительного, предоставляющего определенные права и создавая обязанности в отношениях с иными участниками" (Скловский К.И. Применение гражданского законодательства о собственности и владении. Практические вопросы. С. 221). Такие права и обязанности создают соглашения сособственников либо заменяющие их судебные решения, а не сами по себе их доли в праве общей собственности, подчиняющиеся, как справедливо отмечает сам автор, режиму вещных, а не обязательственных прав.
Вместе с тем смысл и содержание обязательственных отношений сособственников состоят в юридическом оформлении совместного осуществления ими характерного для собственности хозяйственного господства над присвоенным имуществом, а не в удовлетворении потребностей одних (управомоченных) лиц за счет поведения других (обязанных) лиц. Поэтому названные взаимоотношения - особая разновидность обязательственных отношений. Соглашения сособственников о порядке пользования общими недвижимыми вещами целесообразно заключать в письменной форме и регистрировать в реестре прав на недвижимость, в результате чего они становятся обязательными и для последующих приобретателей долей в праве общей собственности <1> (что уже давно имеет место в ряде западноевропейских правопорядков).
--------------------------------
<1> Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. С. 87.
Отношения общей собственности могут возникать между любыми субъектами гражданского права: физическими и юридическими лицами, государственными и муниципальными образованиями, причем в любых сочетаниях. Так, в многоквартирном жилом доме могут существовать как приватизированные гражданами, так и неприватизированные квартиры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. В такой ситуации граждане как собственники приватизированных квартир вместе с соответствующим публично-правовым образованием в силу указаний закона становятся сособственниками общих помещений такого дома (чердаков, подвалов и т.д.), его несущих конструкций, санитарно-технического и иного оборудования и земельного участка под домом (п. 1 ст. 290 ГК РФ, п. 1 ст. 36 ЖК РФ).
Множественность участников (субъектов) общей собственности четко отличает ее от корпоративной собственности, единым и единственным субъектом которой становится соответствующая корпорация как юридическое лицо, а не ее отдельные участники и не их совокупность. Сособственники даже в качестве участников простого товарищества составляют лишь разновидность "гражданско-правового сообщества" (в смысле п. 2 ст. 181.1 ГК РФ), но не корпорацию как единого и самостоятельного собственника - субъекта гражданского права.
|