Четверг, 28.11.2024, 01:53
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Понятие и виды жилищной собственности

Большинству европейских континентальных правопорядков давно известно право собственности на отдельные жилые (а также некоторые нежилые) помещения, находящиеся в многоквартирных жилых домах, - жилые квартиры или даже отдельные комнаты, а также находящиеся в том же доме гаражи и другие обособленные нежилые помещения (используемые в качестве офиса, магазина и для тому подобных целей). Объектом данного права закон признает не отдельную вещь, а определенную часть юридически неделимой вещи (дома), неразрывно связанную с другими его частями и с земельным участком. Эта ситуация требует признания за такими собственниками права на использование общих частей дома, а также земельного участка, на котором он расположен, т.е. неизбежно вызывает к жизни тот или иной юридический вариант отношений общей собственности на недвижимую вещь.

Поскольку в европейской малоэтажной архитектуре квартиры и указанные помещения нередко расположены на различных этажах дома (от подвала до крыши), возможность иметь их в собственности привела к не вполне точному наименованию данного института "этажной собственностью" (хотя имеется в виду право собственности именно на квартиру, а не на этаж, состоящий из нескольких квартир или других помещений). Впервые возможность "этажной собственности" (propriete par etages) была закреплена в ст. 664 французского Code civil; в качестве Stockwerkeigentum она допускалась также законодательством ряда германских земель и швейцарских кантонов. Однако в конце XIX - начале XX в. "этажная собственность" подверглась законодательному запрету, поскольку отсутствие четкого разграничения объектов общей и индивидуальной собственности участников, а также механизма управления ими и разрешения возникающих споров привели к появлению массы юридических, социальных и экономических проблем, превратив большинство таких домов в Streithauser, или Streitbauten ("дома споров"), т.е. в арену постоянных конфликтов между собственниками отдельных квартир.

Однако последовавшее перед Первой мировой войной усиление процесса урбанизации повлекло переселение основной части населения европейских стран в крупные города и вызвало резкий рост стоимости городской земли и жилья, что, в свою очередь, лишило большинство горожан возможности иметь в собственности отдельные дома и даже квартиры. Поэтому после Первой мировой войны, в 20-е - 30-е гг. прошлого века, "этажная собственность" фактически возродилась, получив подробное регулирование в ряде специальных законов, принятых многими европейскими странами. Усиление жилищного кризиса, вызванного тяжелыми разрушениями, полученными в ходе Второй мировой войны, и развитие массового многоэтажного жилищного строительства (сделавшего "многоуровневые" квартиры исключением, а не правилом) привели к преобразованию этого института в специально посвященных ему законах конца 40-х - начала 50-х гг. XX в. из "этажной" в "жилищную" собственность <1>. При этом полностью сохранились особенности правового режима его объектов - жилых квартир и других помещений, которые, фактически будучи составными частями юридически неделимой вещи (жилого дома), в противоречие с традиционными положениями учения о вещном праве специальными жилищными законами признавались самостоятельными вещами - объектами права собственности.

--------------------------------

<1> Подробнее об этом см.: Van der Merwe C.G. Apartment Ownership // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. VI: Property and Trust. Chapt. 5. Tubingen, 1984; Дабовик-Анастасовска J. Етажна сопственост // Зборник во чест на Асен Групче. Скопjе, 2001. С. 208 - 211.

Следовало также учитывать, что резко обострившаяся после Второй мировой войны жилищная потребность сделала необходимым привлечение к жилищному строительству даже сравнительно небольших капиталов (сбережений обычных людей), а передача квартир в собственность граждан, в том числе бывших нанимателей, имела в обществе весьма благоприятные социальные последствия. Кроме того, во многих случаях жилые дома строились при финансовом участии государства, т.е. денег налогоплательщиков, которые в результате пошли на благо общества, а не только на пользу строительных компаний. В результате этого, например, в Германии к концу XX в. почти половина всех жилых квартир находится в "жилищной собственности" их владельцев.

Вместе с тем признание "жилищной собственности" противоречит некоторым традиционным общим принципам вещного права, в частности "принципу присоединения" (Akzessionsprinzip), в силу которого составная часть вещи, не являющаяся самостоятельным объектом вещных прав, всегда следует юридической судьбе "своей" вещи (в Германии в силу правила абз. 1 § 94 BGB даже само здание (строение) считается не отдельной вещью, а составной частью земельного участка, на котором оно находится). В зависимости от сохранения этого принципа или отказа от него "жилищную собственность" разделяют на два типа (две модели).

В первом случае речь идет о комбинации (соединении) индивидуального права собственности владельцев квартир (или иных помещений) и их права общей собственности на земельный участок и общие части здания (фундамент, несущие стены, лестницы, крышу и т.д.). В такой модели "этажной собственности" (закрепленной жилищным законодательством Германии, Италии, ряда балканских стран) на первое место выдвигается индивидуальное право собственности на квартиру (т.е. "индивидуалистически выраженная форма собственности"), а общая собственность получает вспомогательное значение. В доктрине она рассматривается как "подлинная" или "настоящая этажная собственность" (das echte Stockwerkeigentum).

Иной подход закреплен законодательством Австрии и Швейцарии. Здесь как здание в целом, так и земельный участок, на котором оно расположено, в качестве юридически неделимых вещей находятся в общей долевой собственности жильцов, которые пропорционально своим долям в этом праве получают в пользование соответствующую квартиру или иную часть дома (на особом, ограниченном вещном праве). Иначе говоря, в этой ситуации владелец конкретной квартиры имеет не индивидуальное право собственности на нее, а лишь долю в праве общей собственности на дом и земельный участок в целом. Поскольку в такой модели, рассматривающейся в качестве "квалифицированной общей собственности", преобладает "идея общности" (Gemeinschaftsgedanke), она именуется "ненастоящей этажной собственностью" (unechtes Stockwerkeigentum) <1>.

--------------------------------

<1> Rey H., Maetzke L. Schweizerisches Stockwerkeigentum. 3. Aufl. Zurich, 2009. S. 1 - 2.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (08.07.2017)
Просмотров: 178 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%