Ряд следственных действий разрешается производить только на основании судебного решения, т.к. они ограничивают конституционные права и свободы. К таким следственным действиям относятся:
• осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нём лиц;
• обыск и выемка в жилище;
• выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;
• личный обыск, за исключением случаев, когда он проводится при задержании или заключении под стражу, а также в ходе обыска, если лицо скрывает при себе объекты, имеющие значение для уголовного дела;
• выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;
• наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка;
• контроль и запись телефонных и иных переговоров;
• получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.
Предварительный судебный контроль. При возникновении оснований для производства вышеуказанных следственных действий:
следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора выносят постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве следственного действия;
постановление направляется следователем (дознавателем) в
суд;
судья единолично рассматривает ходатайство не позднее 24 часов с момента его поступления (в судебном заседании вправе участвовать прокурор, следователь, дознаватель);
судья, рассмотрев ходатайство, выносит решение о разрешении производства или об отказе в производстве следственного действия с указанием мотивов своего решения.
Последующий судебный контроль. В исключительных случаях, не терпящих отлагательств, осмотр жилища, обыск, выемка в жилище, личный обыск, выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи могут быть произведены на основании постановления следователя, без получения судебного разрешения[1]. В этом случае следователь не позднее 3 суток с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья не позднее 24 часов проверяет законность решения о производстве следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе его производства, признаются недопустимыми.
[1] В данном случае согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации следователь обязан при производстве обыска разъяснить заинтересованным лицам их права, в т.ч. право заявить ходатайство об участии в судебном заседании по проверке законности проведенного обыска, обеспечить возможность их осуществления и указать суд, в котором будет проводиться судебное заседание (см.: Определение Конституционного Суда РФ от 16.12.2008 № 1076- О-П «По жалобам граждан Арбузовой Елены Николаевны, Баланчуковой Александры Васильевны и других на нарушение их конституционных прав частями третьей и пятой статьи 165 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2009. № 3).
|