Отнесение драгоценных металлов и драгоценных камней к числу ценностей стало возможным благодаря их экономическим свойствам, в течение длительного времени влиявшим на ход истории. Изучение хозяйственного быта народов показывает, что самые разнообразные товары в тех или иных странах в разное время играли роль всеобщего эквивалента.
Драгоценным металлам удалось занять такую позицию в истории благодаря наличию свойств, присущих товарам, способным выполнять функции денег. Во-первых, это однородность и равнокачественность. Нельзя, чтобы одна единица денег отличалась от другой, как упитанная овца отличается от тощей. Во-вторых, прочность и сохраняемость. Например, рыба, которая, как известно, служила всеобщим эквивалентом в древней Исландии, как бы хорошо ее ни солили или коптили, может испортиться довольно быстро. В-третьих, экономическая делимость. Если, скажем, деньгами были меха <1>, то десятая часть шкурки отнюдь не стоила десятой части целого меха. В-четвертых, компактность, портативность, высокая стоимость в единице веса. Наконец, в-пятых, желательно, чтобы денежный товар обладал сравнительно постоянной стоимостью, не зависящей от капризов погоды или других случайностей <2>.
--------------------------------
<1> "Народ торговый, - писал Н.М. Карамзин, - не может обойтись без денег, или знаков, представляющих цену вещей. Но деньги не всегда бывают металлом: вместо них жители Мальдивских островов употребляют раковины. Так и Славяне Российские ценили сперва вещи не монетами, а шкуры зверей, куниц, белок: слово куны означало деньги" (Карамзин Н.М. История государства Российского. Пг., 1915. Т. 1. С. 128). См. также: Десятовский М.П. О ценностях в Древней Руси. СПб., 1854. С. 133; Исторический опыт о древних русских монетах и кожаных деньгах, начиная со введения оных в Россию до нынешних времен. М., 1831. С. 1; Лебедев Н.А. О деньгах, обращавшихся в России с 862 по 1663 год. СПб., 1876. С. 2.
<2> См.: Аникин А.В. Золото: международный экономический аспект. М., 1988. С. 28.
К. Маркс следующим образом описывает переход к драгоценным металлам как к всеобщему эквиваленту: "Специфический товарный вид, с натуральной формой которого общественно срастается эквивалентная форма, становится денежным товаром, или функционирует в качестве денег. Играть в товарном мире роль всеобщего эквивалента делается его специфической общественной функцией, а следовательно, его общественной монополией. Это привилегированное место среди товаров... исторически завоевал определенный товар, а именно золото" <1>.
--------------------------------
<1> Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1955. Т. 23. С. 79.
Ученый выделяет пять основных функций золота-денег: золото - мера стоимости и масштаб цен, средство обращения, способ образования сокровищ (или средство тезаврации), средства платежа, мировые деньги.
Первая и основополагающая функция золота заключалась в том, чтобы дать всему товарному миру всеобщую меру стоимости. Все существующие товары противопоставляются одному из них, особому - золоту, все измеряют в нем свои меновые стоимости. Золото - всеобщий эквивалент. "Из слуги оно становится господином, из простого подручного - богом товаров" <1>.
--------------------------------
<1> Маркс К. К критике политической экономии // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 13. С. 108.
Исследовательский интерес к эволюции обращения драгоценных металлов направлен на исторический период, началом которого служит выделение науки о публичных финансах в самостоятельную отрасль государственной деятельности и научного знания.
Несмотря на то что первым в русской литературе высказал свою позицию по вопросу о предмете и системе финансового права, а точнее, науки о финансах, И.Я. Горлов <1>, представляется важным обратить внимание на более ранние этапы развития финансовой науки, сформированные в том числе под влиянием воззрений иностранных профессоров по финансово-правовой проблематике <2>.
--------------------------------
<1> См. подробнее: Аникеева А.А. Роль И.Я. Горлова в развитии отечественной финансовой мысли // Финансы и кредит. 2011. N 17. С. 72 - 80; Белозеров С.А. Иван Яковлевич Горлов // Очерки по истории финансовой науки / Под ред. В.В. Ковалева. СПб., 2010. С. 232 - 240; Малофеева О.С. Финансовое управление и развитие денежного обращения в Древней Руси и ее формирование в централизованном Московском государстве: историко-правовой аспект: Дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2010.
<2> См., напр.: Зонненфельс И. Начальные основания полиции, или благочиния. М., 1787.
С VII в. на славянские земли начинает поступать огромное количество денег из Арабского Халифата. Серебряные дирхемы вошли в обращение в Киевской Руси <1>. Однако наряду с ними эквивалентом товаром долгое время служили разные вещи. Для России наиболее характерно было использование меха животных <2>.
--------------------------------
<1> См.: Романов Б.А. Деньги и денежное обращение. История культуры Древней Руси. Домонгольский период. М., 1948. С. 370 - 381.
<2> См.: Гурьев А.Н. Денежное обращение в России в XIX столетии: Истор. очерк. СПб., 1903. С. 1.
Появление собственных денег обычно связывают с принятием христианства на Руси в 988 г. <1>. Именно во время правления Владимира Святославовича началась чеканка златников и серебреников - золотых и серебряных монет <2>.
--------------------------------
<1> См.: Щапов Я.Н. Государство и церковь в Древней Руси X - XII веков. М., 1989. С. 77.
<2> См.: Спасский И.Г. Русская монетная система. Л., 1970. С. 52.
На рубеже X - XI вв. устанавливается монетная регалия, т.е. исключительное право государства чеканить монету и пускать ее в обращение. Сведения о чеканке монеты относятся к княжению Дмитрия Донского. Впоследствии с открытием медной руды при Иоанне III началась чеканка медной монеты <1>.
--------------------------------
<1> См.: Базилевич К.В. Денежная реформа Алексея Михайловича (1654 - 1663). М., 1935. С. 209.
Большое внимание понятию и классификации регалий в своем творчестве уделил И.И. Янжул. В работе "Основные начала финансовой науки: учение о государственных доходах" он писал, что под регалией принято понимать такого рода казенные промыслы, в которых государство имеет какое-либо преимущество перед подданными, или, другими словами, такие промысловые источники дохода, которыми государство пользуется преимущественно или исключительно для себя, совершенно не допуская частной конкуренции или же значительно ограничивая последнюю.
Монетная регалия относится к разряду юридических регалий - промыслов государства, имеющих первостепенное государственное и общественное значение, где государство или ограничивает, или совершенно исключает частную конкуренцию, поступая так единственно в интересах общественных, экономических или политических (но не фискальных), опасаясь, что в частных руках, при свободной конкуренции, эти промыслы не могли бы выполнить своего назначения в такой степени, как того требует благо общества, или даже прямо могли бы оказаться вредными <1>.
--------------------------------
<1> См.: Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: учение о государственных доходах // Золотые страницы финансового права / Под ред. А.Н. Козырина. М., 1998. Т. 3. С. 138.
И.И. Янжул выделил основные условия свободной циркуляции денег в стране. Во-первых, необходимо, чтобы все монеты были определенного качества, т.е. все монеты одного названия должны иметь одинаковое содержание благородного металла. Во-вторых, удобства денежного обращения требуют, чтобы монета страны отличалась единством, ибо циркуляция в пределах государства различных монет с различными названиями так же усложняет торговые расчеты, как существование монет неопределенного качества <1>.
--------------------------------
<1> См.: Там же. С. 214.
Главное преимущество государственной чеканки монеты состоит в том, что государство в большей степени, чем частные лица способно придавать монетам надлежащий размер и вес и - что еще важнее - выпущенные государством монеты во всей их совокупности или, по крайней мере, частью обладают качеством законного платежного средства <1>. В этом в том числе проявляется публично-правовой характер организации денежного обращения - денежная единица становится законным средством платежа в результате санкционирования этого процесса публично-правовым субъектом.
--------------------------------
<1> См.: Нассе Э., Лексис В. Металлические деньги и валюта. М., 1897. С. 13.
Денежные знаки обретают силу законного средства платежа тогда, как отмечает Ю.В. Базулин, когда государство (органы публичной власти) легитимируют денежные единицы, опосредующие экономический оборот, таким образом, возникают правовые отношения по денежному обращению <1>.
--------------------------------
<1> См.: Базулин Ю.В. Происхождение и природа денег. СПб., 2008. С. 31.
Чрезвычайно важное требование должного денежного обращения состоит в том, чтобы действительное содержание чистого металла в монетах соответствовало количеству металла, предписанному законом. Только полновесные монеты способны обеспечить поддержание их курсовой стоимости и сохранение платежного баланса страны на безопасном уровне.
Монетная регалия в силу своей общественной и государственной значимости не может служить целям фиска. Тем не менее даже изъятие у частных лиц права изготавливать монеты еще не гарантирует невозможности превращения государства в фальшивомонетчика.
В средние века правители разных государств часто смотрели на монетную регалию как источник значительного дохода. Со временем монетная регалия обратилась в финансовый ресурс казны, к которому государства прибегали в затруднительных ситуациях в течение нескольких веков - вплоть до введения бумажного денежного обращения.
Чеканка низкопробной монеты практиковалась в России в разные времена. Зерна этого явления были посеяны в начале XVII в. Проблема экономического падения, военного положения заставила избранного на престол юного царя Михаила Федоровича прибегнуть к порче монеты.
Вес рубля был понижен в это время с 15 золотников (как это было в конце XVI в.) до 8 золотников <1>.
--------------------------------
<1> См.: Гурьев А.Н. Указ. соч. С. 9.
Такой же денежной политики придерживался Алексей Михайлович <1>. Неумеренный выпуск монет, который, как казалось, мог восполнить истощенные ресурсы экономики, привел к обесценению денег. К 1658 г. пуд меди стоил пять рублей, а из него делали 312 рублевых монет <2>.
--------------------------------
<1> См.: Сперанский М.М. Записка о монетном обращении с замечаниями графа Канкрина. СПб., 1885. С. 8; Ходский Л.В. Государственное хозяйство и финансовая наука: основные принципы и особенности государственного хозяйства и классификация государственных доходов. СПб., 1901 // Публично-правовые исследования. 2013. N 3. С. 110 - 113.
<2> См.: Гершельман А.Э. фон. Металлическое обращение. СПб., 1896. С. 36.
К концу 50-х гг. XVII в. ничтожная внутренняя стоимость монет привела к росту цен на продукты питания, спекуляциям и массовой подделке. В 1662 г. на фоне голода и непомерной тяжести налогов народное недовольство вылилось на улицы - по Москве и другим городам государства Московского прокатились медные бунты, для усмирения которых пришлось прибегнуть к драгунам и стрельцам <1>.
--------------------------------
<1> См.: Гершельман А.Э. фон. Указ. соч. С. 37.
Медный кризис при Алексее Михайловиче представляет едва ли не самый наглядный пример того, как для самого правительства может быть невыгодно из чеканки монеты или вообще из денежного обращения делать крупный источник дохода для государственной казны.
Создание флота, регулярной армии, строительство городов и заводов заставили Петра I пересмотреть денежную политику.
Петр I стремился возобновить чеканку медных монет, несмотря на утраченное доверие к ним со стороны населения. Изготовление медных монет было обусловлено возможностью использования монеты в качестве разменной (билонной), сохранения стоимости меди в монетах на уровне рыночной цены меди и соблюдения соотношения медных и серебряных монет в пропорции 1:10.
Указом от 11 марта 1700 г. Петр I повелел делать "медные денежки, полушки и полуполушки". Первое время из пуда меди выбивали 12 руб. 80 коп., хотя рыночная цена меди не превышала 5 - 6 руб. за пуд. Помимо этого, в начале XVIII в. началась регулярная чеканка серебряных рублей.
На рубеже XVII - XVIII вв. резко возросла потребность в золоте для изготовления изделий, и особенно для чеканки монеты. Государственный бюджет рос в огромных размерах из-за продолжительных войн в первой четверти XVIII в., строительства городов и заводов, сооружения каналов, создания флота и самих реформ.
Крупным достижением денежной политики Петра I стало изготовление в 1701 г. первых червонцев. Золотая денежная единица стала новой для страны. Прототипом для червонца послужил западноевропейский дукат, известный еще с XV в.
В декабре 1719 г. был издан Указ "Горная привилегия", предоставляющий право всем жителям России как на собственных, так и на государственных землях вести поиски руд и устраивать предприятия по выплавке металлов. Золотоискатели были освобождены от рекрутской повинности. Берг-коллегии предлагалось всячески содействовать развитию горного дела. В Указе Петра I было записано: "Кто в землях полезные металлы, яко золото, серебро и медь сыщет и объявит в Берг-коллегию, и похощет завод строить, тому дастся из коллегии, по доброте руд смотря, взаймы денег на строения" <1>.
--------------------------------
<1> Фосс Г.В. Золото. М., 1963. С. 110.
Настойчивость власти на пути поиска месторождений драгоценных металлов подтверждалась и институциональными преобразованиями, сопровождавшими научные экспедиции на Урал и в Сибирь. Постоянно накапливаемый опыт и все возрастающая детализация поисковых маршрутов создавали основу для деятельности в данной сфере. Этому способствовала постоянная систематизация результатов геологических разведок, которой занимался Приказ каменных дел, затем Приказ рудоконных дел, преобразованный в 1717 г. в Государственную Берг-коллегию. В 1724 г. в Санкт-Петербурге был открыт Монетный двор.
Тем не менее в государстве сохранялась постоянная нехватка денег. Пойти на облегчение веса только что отчеканенной серебряной монеты Петр I не решился. Тем не менее события Северной войны заставили царя обратиться к практике своего отца и уменьшить вес медной монеты: с 1702 г. она выбивалась уже по 15 руб. 44 коп. из пуда, с 1704 г. - по 20 руб., а с 1718 г. - по 40 руб., что приносило казне пяти-шестикратные доходы <1>.
--------------------------------
<1> См.: Гурьев А.Н. Указ. соч. С. 16.
Наводнение рынка неполноценной монетой вело к девальвации денег, росту цен. Желая увеличить доходы, казна ухудшила весовую норму, в результате чего рос эмиссионный доход (сеньораж). Расстройство денежного обращения отрицательно сказывалось на состоянии торговли, экономики в целом и положении населения, особенно тех его слоев, которые имели единственный доход в виде жалованья <1>.
--------------------------------
<1> См.: История денежно-кредитной системы России / Под ред. Н.И. Парусимовой. Оренбург, 2004. С. 40.
Денежная реформа Петра I позволила государству саккумулировать огромные средства, ставшие основным источником финансирования преимущественно военных расходов и других преобразований первой четверти XVIII в. (Таблица 1).
Таблица 1
Динамика изменения резервов драгоценных металлов
в первой четверти XVIII в.
Год
Золото
Серебро
Медь
Доход в рублях
1698
-
6 139 096
-
1699
-
-
1700
-
15 726
1701
-
1702
-
1703
-
1704
-
1 216 083
1705
-
1706
-
1707
-
1708
-
1709
-
1710
-
1711
-
1712
-
456 369
1713
-
1714
-
1715
-
934 575
1716
-
1717
-
1718
8 141
367 951
1719
1 651
1720
14 749
201 706
1721
11 507
255 250
1722
7 699
66 871
1723
8 788
175 711
116 773
1724
427
137 210
1725
2 810
-
-
Итого
55 772
8 366 788
1 716 533
10 106 093
С одной стороны, чеканка монет, номинальная цена которой отличается от внутренней, торговой ценности монеты, обеспечивая кратковременную прибыль, таит в себе серьезные опасности для народного хозяйства в будущем, с другой стороны, использование Петром I монетной регалии в качестве фискального инструмента позволило выиграть Северную войну, не прибегая к иностранным заимствованиям и провести иные реформы.
Чрезмерный выпуск неполноценной медной монеты, а также практически исчезновение из обращения серебряной и золотой монеты во время царствования Екатерины I снова обнажили экономические и социальные проблемы: цены на товары росли, частные лица и казна, получавшая свои доходы от обесцененной монеты, несли убытки, настроение народных масс ухудшалось. Все эти обстоятельства доказывали несостоятельность существующего денежного обращения и необходимость проведения кардинальных изменений.
Результатом такой политики стала массовая подделка мелких медных монет. Примитивный способ чеканки позволял фальшивомонетчикам изготавливать монеты в больших объемах и затруднял различение подлинных и фальшивых денег.
В этих условиях правительство решило создать Комиссию о монетном деле, назначением которой стала разработка мер по оздоровлению денежного обращения в Российской империи.
Создаваемая как орган по изъятию медных монет из обращения, Комиссия о монетном деле посчитала необходимым повысить ценность медных разменных монет, изготавливая из пуда меди 10 руб.; повысить пробу серебряной монеты; отбить из мелких серебряных монет монеты более высокого достоинства и наладить выпуск золотой монеты высокой пробы и найти способ "как покончить с фальшивыми деньгами ("воровские пресечь") <1>.
--------------------------------
<1> См.: ПСЗРИ (1649 - 1825). Т. VII. N 5578.
Комиссия начала свою работу в июне 1730 г. с обсуждения вопроса об обмене медных денег, изготавливаемых по 40 руб. из пуда, в первую очередь полушек и копеек, так как именно эти монеты стали воплощением государственной политики порчи денег. Однако задача обменять все медные деньги оказалось невыполнимой. Во-первых, правительство выделило крайне малый срок, предложенный к обмену пятикопеечников, и, во-вторых, отказалось принять на себя основную часть расходов по реализации этого предложения, в то время как фальшивая монета продолжала приливать в огромном количестве, что вызывало нестабильность торговых отношений и повышение цен на продовольствие.
В конце 30-х гг. XVIII в. разразился новый денежный кризис. В этих условиях Императрица Елизавета Петровна в 1744 г. решила вновь вернуться к обсуждению вопроса об изъятии из обращения медных пятикопеечников.
За основу был принят проект кабинет-министра П.И. Ягужинского. Предложение графа состояло в том, чтобы привести пятикопеечники в копейки путем ежегодного понижения из номинальной цены на одну копейку. Таким образом, от девальвации в течение четырех лет одинаково потеряют и казна, и население.
Елизавета Петровна утвердила мнение Сената. 11 мая 1744 г. был издан Указ о снижении нарицательной цены пятикопеечников ежегодно на 1 копейку, но не с 1 января 1745 г., как предлагал Сенат, а с 1 августа 1744 г. <1>. Через год, 5 июля 1745 г. было принято решение о хождении с 1 октября четырехкопеечников по три копейки <2>, а с 18 августа 1746 г. трехкопеечники стали ходить по 2 копейки <3>. Таким образом, и количество медных монет в обращении уменьшилось, и желание изготавливать фальшивые деньги убавилось.
--------------------------------
<1> См.: ПСЗРИ (1649 - 1825). Т. XII. N 8939.
<2> См.: Там же. N 9185.
<3> См.: Там же. N 9297.
Однако, с одной стороны, как пишет А.Н. Гурьев, произведенная девальвация тяжело отозвалась на населении, в особенности на его низших слоях, понесших большие убытки, с другой стороны, изъятие в сравнительно короткий срок из народного оборота медной монеты на значительную номинальную сумму (свыше 2 млн руб.) не могло не отразиться и на поступлении казенных платежей и в особенности подушных денег <1>.
--------------------------------
<1> См.: Гурьев А.Н. Указ. соч. С. 25.
Под давлением этих обстоятельств граф П.И. Шувалов, чтобы уберечь народ от разорения, предложил заменить девальвационный способ на обмен - копейка за копейку <1>. Произведенная реформа дала положительные результаты: доверие к деньгам укрепилось, торговля оживилась, благосостояние населения начало улучшаться.
--------------------------------
<1> См.: ПСЗРИ (1649 - 1825). Т. XIV. N 10370.
Однако начавшаяся Семилетняя война 1756 - 1763 гг. потребовала колоссальных средств, и в условиях дефицита бюджета и невозможности получить заем правительству пришлось вновь пошатнуть восстановленное денежное обращение.
Как и прежде, наиболее гарантированным способом пополнить казну признали усиленную эксплуатацию монетной регалии. П.И. Шувалов посчитал необходимым изменить стопу медной монеты: изготовить новую монету по 16 руб. из пуда и перебить всю прежнюю монету по новому весу.
Император Петр III пошел еще дальше. Указом от 17 января 1762 г. повелено было всю медную монету, кроме денежек и полушек, перепечатать в новую "легчайшую", по 32 руб. из пуда, но уже в следующем году Указом от 27 января 1763 г. Императрица Екатерина II отменила это распоряжение и восстановила в народном обращении прежнюю 16-рублевую монету.
Легковесная монета времен Петра III в пять раз превосходила рыночную цену меди. Как писал генерал-губернатор А.И. Глебов, медную монету надо чеканить по 10 или, в крайнем случае, по 16 руб. из пуда, причем она должна служить лишь для размена мелких серебряных денег <1>.
--------------------------------
<1> См.: Юхт А.И. Русские деньги от Петра Великого до Александра I. М., 1994. С. 184.
Екатерина II не решилась вернуться к монете стопой 8 - 10 руб. из пуда, изготавливаемой более четверти века при Анне Иоанновне и Елизавете Петровне: несмотря на стремление побороть фальшивомонетничество, при 16-рублевой монетной стопе казна получала более значительную прибыль, чем при 10-рублевой.
Так, в годы царствования Екатерины II в росписях существовали такие рубрики, как "Берг-коллежская прибыль с Гороблагодатских и Нерчинских заводов", "Берг-коллежская десятинная с меди" и "Медный передел" <1>. Это свидетельствует о прочном закреплении за медными монетами возможности дополнительного дохода для казны.
--------------------------------
<1> См.: Чечулин Н.Д. Очерки по истории русских финансов в царствование Екатерины II. СПб., 1906. С. 224.
В царствование Екатерины II серебряной монеты было выпущено на 66 млн руб., в среднем по 2 млн руб. в год. Большую часть необходимого серебра казна получала из таможенных сборов, в определенных случаях обязательно уплачивавшихся иностранным серебром, от перечеканки которого правительство получало свою выгоду, так как иностранное серебро принималось при оценке почти вдвое ниже его настоящей стоимости <1>.
--------------------------------
<1> См.: Шторх П.А. Материалы для истории денежных знаков в России // Журнал Министерства народного просвещения. 1868. N 3. С. 784.
Наступившая Русско-турецкая война, потребовавшая изыскания новых источников для покрытия огромных расходов, привела к заключению первого русского "голландского" займа, а затем побудила воспользоваться идеей покрытия дефицита бюджета выпуском билетов - бумажных денежных знаков.
В 1768 г. граф К.Е. Сиверс подал Екатерине II записку, в которой доказывал пользу и необходимость введения в России бумажных денег <1>. Проект состоял в том, чтобы, собрав в Санкт-Петербурге и Москве до 1 млн руб. медными деньгами, на такую же сумму выпустить ассигнации достоинством 25, 50, 75 и 100 рублей, с тем чтобы размен их производился в учрежденных для того банках <2>.
--------------------------------
<1> См.: Куломзин А. Ассигнации в царствование Екатерины II // Русский вестник. 1869. N 5. С. 216 - 218.
<2> См.: Гурьев А.Н. Указ. соч. С. 33.
В Манифесте от 29 декабря 1768 г. (опубликован 1 февраля 1769 г.) подчеркивалось важное значение денежного обращения, от положения которого во многом "зависят благоденствие народа и цветущее состояние торговли", перечислялись причины введения ассигнаций (неудобство медной монеты, отсутствие банков в России). Согласно Манифесту в Санкт-Петербурге и Москве учреждались два банка для размена ассигнаций, которые должны иметь хождение наравне с ходячей монетой и приниматься "во все государственные сборы за наличные деньги без малейшего затруднения". Московские ассигнации следовало предъявлять для обмена на деньги в Московский банк, а петербургские - в Петербургский. Первоначально капитал каждого банка составлял 500 тыс. руб., соответственно этому выпускалось на такую же сумму ассигнаций" <1>.
--------------------------------
<1> ПСЗРИ (1649 - 1825). Т. XVIII. N 13219.
При этом в Манифесте не упоминалось о фискальных целях преобразований, проведение которых позволило бы создать резерв с целью финансирования начавшейся Русско-турецкой войны. На первом плане были задачи по оздоровлению денежного обращения.
Екатерина II действовала очень осторожно. Серебряную монету казна придерживала и экономила, а медную не стала называть, чтобы не подорвать доверия к ассигнациям. Поэтому в манифесте и появилась формула об их обмене на "ходячую монету". В действительности банки с самого начала за ассигнации платили только медной монетой. Позднее банки начали обменивать ассигнации и на серебряные деньги <1>.
--------------------------------
<1> См.: Юхт А.И. Указ. соч. С. 256.
Активная внешняя политика, требовавшая увеличения армии и строительства военно-морского флота, приводила к росту расходов. Казна физически не могла обменять такое количество ассигнаций даже на медные деньги. Войны с Турцией 1787 - 1791 гг. и Швецией 1788 - 1790 гг. требовали все больших расходов.
Правительство Екатерины II в том числе видело разрешение данной проблемы в обращении к займам. К 1792 г. сумма займов превысила 39 млн руб., почти в шесть раз больше, чем в предыдущее двадцатилетие <1>. Однако эти займы давали лишь временную передышку, за которую потом надо было расплачиваться. Главным источником пополнения казны являлась эмиссия ассигнаций.
--------------------------------
<1> См.: Бржеский Н.К. Государственные долги России. СПб., 1884. С. 128 - 154.
Печатание бумажных денег продолжалось во все возрастающих масштабах. К 1775 г. сумма ассигнаций в обращении уже составила 30 млн руб., а в 1786 г. достигла 46 млн руб. В этом же году директор Ассигнационного банка А.П. Шувалов предложил императрице увеличить эту сумму до 100 млн руб. Екатерина II одобрила предложение Шувалова и 28 июня 1786 г. издала соответствующий манифест.
Данный документ подвел черту под первым периодом в истории ассигнаций. В течение почти 20 лет они пользовались доверием и ходили по тому же курсу или немногим меньше, что и серебряная монета. Это доверие существовало, пока количество ассигнаций соответствовало внутренней потребности - ценности производимых товаров, торговых сделок и услуг, пока они обеспечивались медной монетой <1>.
--------------------------------
<1> См.: Юхт А.И. Указ. соч. С. 264.
Несмотря на клятвы Екатерины II "святостью слова царского" не выпускать в обращение более 100 млн руб. ассигнациями, к концу ее царствования в обращении находилось 157 млн руб. ассигнациями, к 1801 г. - 212 млн руб., а к 1817 г. - 836 млн руб. <1>. Казалось бы, государство нашло неиссякаемый источник пополнения казны. Однако ближайший сподвижник императрицы князь А.А. Вяземский предупреждал: "Никакое государство не может долго стоять, имея внутри себя такой яд" <2>.
--------------------------------
<1> См.: Чечулин Н.Д. Указ. соч. С. 376 - 380.
<2> См.: РГАДА. Кабинет Екатерины II. Оп. 3. Д. 103. Л. 4 - 5.
На протяжении исследуемого периода выпуск монеты из драгоценного металла преследовал прежде всего фискальные цели. Объемы чеканки возрастали, сама монета становилась легковесной, малоценной - порченой.
С каждым годом дисбаланс между весовым содержанием и номиналом изготавливаемых монет становился все более непоправимым. Основным инструментом денежной политики российских самодержцев, начиная с Алексея Михайловича, стала эксплуатация монетной регалии - исключительного права государства изготавливать монету и своей властью наделять такую монету силой официального средства платежа.
Бюджетный дефицит, рост цен на продовольствие, падение вексельного курса и высокая инфляция сопровождали Российскую империю на протяжении всего XVIII в. В начале XIX в. предпринимаются попытки оздоровления денежного обращения государства посредством учреждения системы серебряного монометаллизма.
Исследование показало, что, с одной стороны, чеканка монет, номинальная цена которой отличается от внутренней ценности монеты, обеспечивая кратковременную прибыль, угрожает финансовой стабильности государства, с другой стороны, выпуск малоценной монеты на основе монетной регалии позволил увеличить доходы государства в максимально короткие сроки, что обеспечило финансирование мероприятий внутренней и внешней политики.
|