В результате мировой войны и революции одним из последствий финансового упадка России, а также нарушения хозяйственных связей между центром и регионами стало отсутствие достаточного количества денежных средств для поддержания стабильности экономической жизни. Несмотря на старания центральной власти, поставить под контроль эмиссионный процесс и остановить появление многочисленных местных денежных выпусков не удалось.
Денежная политика советской власти в период военного коммунизма была полностью подчинена военным задачам. Власть предпринимала попытки оздоровить финансовую систему - укрепить валюту - не только в середине 1918 г., но и во второй половине 1918 г. и в течение 1919 г., т.е. уже после перехода к военному коммунизму.
В это время наблюдается чрезмерная эмиссия денежных знаков, которая сыграла важную роль в ускорении обесценивания денег и роста цен. В течение всего 1919 г. эмиссия денежных знаков постоянно возрастала и превысила показатели 1918 г. <1> (Таблица 3).
--------------------------------
<1> См.: Атлас З.В. Очерки по истории денежного обращения в СССР (1917 - 1925). М., 1914. С. 50.
Таблица 3
Эмиссия бумажных денег (в млн руб.)
Кварталы
1918 год
1919 год
1920 год
1921 год
I
6 325,4
13 859,3
115 647,1
518 086,6
II
9 736,3
25 845,2
171 153,5
-
III
7 813,6
47 170,8
233 341,7
-
IV
9 800,7
76 813,7
423 439,4
-
Итого
33 676,0
163 689,0
943 581,7
-
Всего в 1918 г. было эмитировано бумажных денег на сумму 33 676,0 млн руб.; в 1919 г. - на сумму 163 689,0 млн руб., т.е. в пять раз больше, а в 1920 г. - на сумму 943 581,7 млн руб., или в 28 раз больше, чем в 1918 г., и в шесть раз больше, чем в 1919 г.
Быстрорастущий товарооборот требовал устойчивой валюты. В качестве такой денежной единицы расчетов и средства обращения стали внедряться золото и иностранная валюта.
В соответствии с Декретом СНК РСФСР от 11 октября 1922 г. "О предоставлении Государственному банку права выпуска банковых билетов" начинается выпуск червонцев <1>. Предусматривался выпуск банковых билетов достоинством в 1, 2, 3, 5, 10, 25 и 50 червонцев, однако купюры номиналом в 2 и 50 червонцев в обращение пущены не были.
--------------------------------
<1> См.: СУ РСФСР. 1922. N 64. Ст. 827.
Отныне устанавливалось, что "банковские билеты полностью обеспечиваются не менее чем на 25% драгоценными металлами и устойчивой иностранной валютой по курсу ее на золото, а в остальной части - легко реализуемыми товарами, краткосрочными векселями и иными краткосрочными обязательствами". Банковые билеты должны были приниматься "по нарицательной цене при уплате государственных налогов и сборов в том случае, когда по закону платежи выражены в золоте".
В.И. Ленин положительно относился к практике расчетов на золото, поскольку считал, что это в той или иной мере дает возможность преодолеть господствовавший в хозяйственных делах хаос <1>.
--------------------------------
<1> См.: Ленин В.И. Указ. соч. Т. 27. С. 76.
Необходимо отметить, что еще летом 1921 г. Наркомфин принял меры к сосредоточению в руках государства золота, необходимого для международных платежей и стабилизации валюты. На заседании коллегии Наркомфина 15 июня 1921 г. был поставлен вопрос о скупке золота и постановлено: "отпустить 10 миллиардов советских дензнаков на скупку золота" <1>.
--------------------------------
<1> Атлас З.В. Указ. соч. С. 172.
Новая валюта эмитировалась кредитным методом. Червонцы поступали в каналы денежного обращения в порядке выдачи кредитных ссуд Госбанком. Таким образом, устанавливалась связь между выпуском денег и потребностями хозяйственного оборота. Погашение червонных кредитов банковскими билетами обеспечивало возвратность червонцев в кассу Госбанка <1>.
--------------------------------
<1> См.: Денежные реформы в России: история и современность. М., 2004. С. 135.
Твердая фиксация курса совзнаков на червонцы с момента их выпуска означала бы полное проведение реформы денежного обращения. Однако этого не было сделано в конце 1922 г., потому что именно в этот момент происходило быстрое обесценение совзнака, а наличие значительного бюджетного дефицита не позволяло еще отказаться от эмиссии совзнаков <1>.
--------------------------------
<1> См.: Атлас З.В. Указ. соч. С. 52.
Одновременно с выпуском бумажных червонцев было принято решение о выпуске золотых червонцев в виде монет. Декретом СНК РСФСР от 26 октября 1922 г. "Чеканка золотых червонцев" Совнарком РСФСР постановил Наркомфину приступить к изготовлению металлических золотых монет, достоинство которых выражалось бы в червонцах <1>. Золотое содержание червонца было определено в 1 золотник - 78,24 доли чистого золота, что соответствовало ценности дореволюционной монеты номиналом 10 руб. Вошедшая в историю золотая монета под названием "Сеятель" была отчеканена на Петроградском монетном дворе тиражом в 2 751 000 экземпляров <2>.
--------------------------------
<1> См.: Известия. 1922. 4 нояб. С. 4.
<2> См.: Васильков В. Монеты из драгоценных металлов превратились в одну из форм сбережения // Банкноты стран мира: Каталог-справочник. 2006. N 5.
Данные монеты в основном использовались при расчетах по внешнеторговым операциям, однако часть монет имела обращение и внутри страны <1>.
--------------------------------
<1> См.: Юровский Л.Н. Червонец // Деньги и кредит. 1990. N 7. С. 74.
В начале 1922 г. в статье В.В. Тарновского, бывшего до революции директором и членом правления Сибирского торгового банка в Петербурге, а в 1922 г. - заместителем управляющего Северо-Западной конторой Госбанка, "Вопросы денежного обращения и Госбанк" отмечалось, что "ввиду невозможности достигнуть устойчивости государственной бумажной валюты - совзнаков - необходимо допустить создание параллельной валюты для нужд народного хозяйства, поставив ее в такие условия, чтобы расстройство государственного хозяйства и неустойчивость государственной валюты не могли бы вредить ее устойчивости..." <1>.
--------------------------------
<1> Вопросы банковой политики: Сб. ст. М., 1922. С. 17.
Однако при параллельном обращении, так же как и при двойном, существует свобода чеканки, но не существует законом установленного твердого соотношения между деньгами из обоих металлов, хотя бы эти деньги и носили одно и то же наименование. Соотношение это устанавливается рынком и соответствует рыночной расценке металлов. В этих условиях нет ни лучших, ни худших денег, ибо платежная сила денег определяется рыночной ценой того металла, из которого они изготовлены. Однако, как отмечает Л.Н. Юровский, "мы имели не две металлические, а две бумажные валюты, из коих одна была относительно устойчивой, а другая падающей. Не могло быть и речи о том, чтобы законодатель установил твердое соотношение между ними. Если проводить аналогию между двумя бумажными и двумя металлическими валютами, то надо сказать, что мы имели систему не двойного, а параллельного обращения" <1>.
--------------------------------
<1> Юровский Л.Н. Денежная политика Советской власти (1917 - 1927). М., 1996. С. 229.
В условиях обесценения бумажных денег среди населения были размещены три натуральных и два в золотом исчислении займа <1>.
--------------------------------
<1> См.: История денежно-кредитной системы России. С. 115.
Кроме этого, с целью установления монополии бумажного червонца во внутренних платежах Декретом СНК РСФСР от 15 февраля 1923 г. "О валютных операциях" царская золотая монета и иностранная валюта были запрещены в обороте как средство платежа и могли использоваться только для расчетов за границей <1>.
--------------------------------
<1> См.: СУ РСФСР. 1923. N 15. Ст. 189.
Благодаря осуществлению данных мероприятий к концу 1923 г. в стране сложились благоприятные экономические условия. Сократился дефицит бюджета, торговый и платежный баланс страны имели активное сальдо, увеличился золотой запас страны, наметились позитивные результаты в восстановлении отраслей народного хозяйства. Все это сделало возможным проведение второго этапа денежной реформы в течение 1924 г. Задача второго этапа состояла в переходе к устойчивой единой валюте, позволяющей использовать преимущества международного разделения труда в реализации национальной стратегии развития <1>.
--------------------------------
<1> См.: Дьяченко В.П. История финансов СССР (1917 - 1950 гг.). М., 1978. С. 97 - 98.
В целях выполнения поставленных задач было проведено четыре мероприятия <1>:
- в качестве разменного средства для червонцев 5 февраля 1924 г. были выпущены казначейские билеты 1, 3, 5 рублей, которые в первое время частично использовались для покрытия бюджетного дефицита. Во втором полугодии 1924 г. был запрещен выпуск денежных знаков для покрытия бюджетного дефицита, а в октябре 1924 г. дефицит бюджета был ликвидирован. Между казначейским билетом и банковским червонцем было установлено соотношение: 1 червонец к 10 руб. (см. Декрет ЦИК и СНК СССР от 5 февраля 1924 г. <2>);
- 14 февраля 1924 г. установлен запрет печатания и выпуска совзнаков, стоимость которых не обозначена в твердой валюте (см. Декрет ЦИК и СНК СССР от 14 февраля 1924 г. <3>);
- 22 февраля 1924 г. предусмотрена чеканка и выпуск разменных серебряных (10, 15, 20 и 50 коп., 1 руб.) и медных монет (1, 2, 3 и 5 коп.) советского образца (см. Постановление ЦИК СССР от 22 февраля 1924 г. "О чеканке и выпуске в обращение серебряной и медной монеты советского образца" <4>);
- 7 марта 1924 г. совзнаки были изъяты из обращения путем их выкупа по курсу 1 руб. золотом за 50 тыс. денежных знаков образца 1923 г. (см. Постановление СНК СССР от 7 марта 1924 г. "О порядке выпуска советских денежных знаков, стоимость которых не обозначена в твердой валюте" <5>).
--------------------------------
<1> См.: История денежно-кредитной системы России. С. 116.
<2> См.: СУ РСФСР. 1924. N 32. Ст. 288.
<3> См.: Там же. N 34. Ст. 308.
<4> См.: Там же. N 32. Ст. 325.
<5> См.: Там же. N 45. Ст. 433.
В результате проведенных мероприятий в обращении остались банковские и казначейские билеты и золотые червонцы, которые использовались, как правило, в качестве мировых денег.
В процессе своего развития денежная система СССР стала единой системой денежного обращения, состоящей из имеющих одинаковую платежную силу банковских билетов, казначейских билетов и разменной монеты, т.е. трех элементов, взаимно дополняющих друг друга.
К 1924 г. курс червонца стал выше официального золотого паритета по отношению к фунту стерлингов и доллару. Таким образом, не прибегая к иностранным займам, была решена задача повышения курса валюты до официального золотого паритета <1>.
--------------------------------
<1> См.: История денежно-кредитной системы России. С. 117.
Основная причина успеха червонца заключалась в преимуществах советской системы хозяйства и, в частности, в наличии у советского Госбанка мощных рычагов воздействия на хозяйственный оборот. Запасы золота и иностранной валюты позволяли Госбанку поддержать устойчивость червонца.
В это время червонцы в качестве твердой советской валюты стали котироваться на биржах различных капиталистических стран. Раньше всего еще в сентябре 1923 г. червонец проник на денежные рынки Китая. В марте 1924 г. червонец на Нью-Йоркской бирже котировался в 5 долларов 20 центов, т.е. выше всех других европейских валют <1>.
--------------------------------
<1> См.: Глейзер М.М. Советский червонец. СПб., 1993. С. 37.
По сравнению с банкнотами 1922 г. содержание надписей на вновь выпущенных билетах несколько изменилось: вместо слова "РСФСР" теперь было слово "СССР", золотое содержание выражалось в граммах вместо золотников и долей, была снята последняя фраза: "Банковские билеты принимаются по их нарицательной цене в уплату государственных сборов и платежей, взимаемых по закону в золоте" <1>.
--------------------------------
<1> Там же. С. 38.
Необходимо отметить, что обеспечение червонцев золотом Госбанка СССР не означало возвращения к золотомонетному стандарту, введенному в результате реформы С.Ю. Витте, когда денежная система основана на золотых монетах. Обращавшиеся в то же время бумажные кредитные рубли свободно обменивались на золотую монету. Золото стояло за кредитно-бумажными деньгами, которые являлись его представителями <1>.
--------------------------------
<1> См.: Аникин А.В. Указ. соч. С. 297.
Советские червонцы на 28 ноября 1922 г. полностью обеспечивались золотыми монетами дореволюционного образца, так называемого "имперского чекана", в 5 руб., 7 руб. 50 коп. и 15 руб. в количестве 303 500 штук. Кроме того, остальная часть (314 653 червонца) обеспечивалась золотом в слитках (чистого золота 333 803 золотника 56 долей) на сумму 183 591,7 червонца, иностранной золотой монетой на 22 936,3 червонца и банкнотами английского банка в 125 тыс. фунтов стерлингов по курсу 0,865 червонца за фунт на 108 125 червонцев <1>.
--------------------------------
<1> См.: Известия. 1922. 28 нояб. С. 3.
В таких условиях можно говорить о формировании золотослиткового стандарта. Золотые запасы попросту не соответствовали стоимости бумажных денег, находившихся в обращении.
Как известно, при золотослитковом стандарте страна не чеканит и не выпускает в обращение свою монету. Денежная единица представляет собой фиксированный вес золота, как при золотомонетном или золотодевизном стандартах, но не существует в виде монеты. Золотые резервы состоят из стандартных золотых слитков, в основном имеющих крупные номиналы, и национальную валюту обычно можно обменять на эти слитки по первому требованию. Тезаврирование золота при такой системе минимально, потому что ценность золотого слитка слишком велика для того, чтобы сделать его доступным для большинства людей. Обеспечивая бумажную валюту слитками, правительство отсекало всех мелких потенциальных предъявителей прав на золото из запасов государства <1>.
--------------------------------
<1> См.: Kemmerer E.W. Gold and the Gold Standrt. N.Y., 1944. P. 175.
Преобразования денежной системы СССР происходили на фоне формирования новой валютной системы. В 1922 г. была проведена Генуэзская международная конференция, участники которой решительно высказались в пользу золотодевизного стандарта.
На конференции были приняты принципиальные рекомендации по данному вопросу: "мерам денежной реформы будет способствовать развитие в нескольких странах постоянного сотрудничества между центральными эмиссионными банками. Желательно, чтобы все европейские валюты опирались на единый стандарт. Золото - единственный общий стандарт, на который в настоящий момент согласны перейти все европейские страны <1>.
--------------------------------
<1> См.: Kemmerer E.W. Op. cit.
К псевдозолотому стандарту, как его называет Р. Мюррей, европейские страны вернулись в 1926 г. Граждане Великобритании и других стран Европы больше не могли использовать золото в повседневных обменах. Это стимулировало увеличение предложения бумажных денег и банковских кредитов. Великобритания гасила фунты не только золотом, но еще и долларами, а остальные страны меняли свои валюты не на золото, а на фунты. При этом большинство стран под воздействием Британии вернулись к золотому стандарту, установив искусственно завышенный курс национальной валюты. В результате была построена типичная финансовая пирамида, в основании которой было золото, на нем - частично обеспеченные долларами фунты и, наконец, частично обеспеченные фунтами национальные валюты континентальной Европы. Это сооружение и носило имя "золотодевизного стандарта" <1>.
--------------------------------
<1> Rothbard M.N. What Has Government Done to Our Money? Auburn, 2010. P. 97.
Навязанная Великобританией валютная система просуществовала непродолжительное время. Недолговечность золотодевизного стандарта объясняется растущей инфляцией, увеличением внешнеторгового дефицита. Экономический кризис привел в 1931 г. к банкротству крупнейших банков Европы. Великобритания, а вслед и другие европейские страны, полностью отказалась от золотого стандарта <1>.
--------------------------------
<1> См.: Gardner R. Sterling-Dollar Conspiracy. London, 1956. P. 141.
Фиксированный курс червонца к золоту в СССР просуществовал до 1936 г. В соответствии с Постановлением СНК СССР от 29 февраля 1936 г. "О порядке расчетов по внешней торговле и другим валютным операциям" во всех расчетах по экспорту и импорту с 1 апреля 1936 г. стал применяться курс 1 руб. = 3 французских франка <1>.
--------------------------------
<1> См.: СЗ СССР. 1936. N 10. Ст. 86.
С 19 июля 1937 г. курс рубля стал устанавливаться исходя из соотношения 5,30 руб. = 1 доллару США, что соответствовало золотому содержанию рубля в 0,167674 грамма чистого золота. Этот курс и соответствующее ему золотое содержание, исчислявшееся по валютному курсу, просуществовали без каких-либо изменений до марта 1950 г.
На основании Постановления Совета Министров СССР от 1 марта 1950 г. "О переводе рубля на золотую базу и о повышении курса рубля в отношении иностранных валют" <1> с 1 марта 1950 г. прекращалось определение курса рубля по отношению к иностранным валютам на базе доллара прекращалось и переводилось на более устойчивую, золотую основу, в соответствии с золотым содержанием рубля.
--------------------------------
<1> См.: Известия Советов депутатов трудящихся СССР. 1950. N 51 (10200).
Золотое содержание рубля устанавливалось на уровне 0,222168 грамма чистого золота. Кроме этого, отныне курс рубля в отношении иностранных валют определялся исходя из золотого содержания рубля: 4 руб. за один американский доллар вместо существующего - 5 руб. 30 коп.; 11 руб. 20 коп. за один фунт стерлингов вместо существующего - 14 руб. 84 коп.
Впоследствии золотое содержание советского рубля было повышено. Так, с 1 января 1961 г. золотое содержание рубля было увеличено с 0,222168 грамма чистого золота (Постановление Совета Министров СССР от 28 февраля 1950 г. "О переводе рубля на золотую базу и о повышении курса рубля в отношении иностранных валют" <1>) до 0,987412 грамма чистого золота (Постановление Совета Министров СССР от 15 ноября 1960 г. "О новом золотом содержании рубля и о повышении курса рубля по отношению к валютам иностранных государств" <2>).
--------------------------------
<1> См.: Известия Советов депутатов трудящихся СССР. 1950. N 51 (10200).
<2> См.: Правда. 1960. 15 нояб. С. 3.
Связь между номинальной стоимостью и золотым содержанием денежной единицы в России просуществовала до принятия в 1992 г. Закона Российской Федерации "О денежной системе Российской Федерации", ст. 4 которого содержала норму о том, что официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Так, с банкнот исчезла соответствующая надпись: "Банковские билеты обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и прочими активами Государственного банка".
Анализ эволюции денежного обращения в советский период невозможен без учета институциональной составляющей, нормативное закрепление которой было окончательно оформлено именно в XX в.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации хранение, отпуск и использование драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляет Гохран России.
Деятельность Гохрана России всегда была совершенно секретной. Научная разработанность тем о правовом статусе учреждения является крайне скудной, имеющаяся литература не изобилует сведениями об истории и современном положении Гохрана России.
Как отмечается на официальном сайте учреждения, создание государственного фонда ценностей России началось с Указа Петра I от 11 (22) декабря 1719 г., по которому коронационные регалии выделялись как "государству принадлежащие вещи". Согласно этому Указу была организована Камер-коллегия, в Регламенте (уставе) которой приводился полный перечень ценностей и указывался порядок их хранения в специально организованном помещении - в Царской Рентерее. Таким образом, с принятием петровского Указа произошло юридическое оформление рентереи как Государственного фонда ценностей России. Позже при Екатерине II рентерея получила название Бриллиантовой комнаты, куда продолжали собирать диковинки со всего мира, а также изделия придворных российских ювелиров <1>.
--------------------------------
<1> См.: История Гохрана России // Гохран России при Минфине России: офиц. сайт. URL: http://www.gokhran.ru/ru/about/history/ (дата обращения: 15.03.2014).
Однако, как было отмечено ранее, окончательное формирование Гохрана России завершилось в XX в.
С началом Первой мировой войны государственные ценности были перевезены подальше от фронта, в Москву, и размещены в Кремле, в кладовых Оружейной палаты <1>.
--------------------------------
<1> См.: Рыбкин В. Тайны Гохрана // VIP. Международный журнал о лидерах и для лидеров. 2008. N 5 - 6. С. 90.
Поступление золота и других ценностей в советскую казну обеспечивалось декретами, санкционирующими различные формы их изъятия.
3 февраля 1920 г. был издан Декрет СНК РСФСР "О конфискации всего движимого имущества эмигрантов и лиц, приравненных к ним" <1>. 16 апреля 1920 г. вступил в силу Декрет СНК РСФСР "О реквизициях и конфискациях" <2>.
--------------------------------
<1> См.: СУ РСФСР. 1921. N 18. Ст. 106.
<2> См.: Там же. 1920. N 29. Ст. 143.
Данный Декрет позволил реквизицию и конфискацию предметов домашнего обихода (мебели, одежды, обуви, посуды и пр.), но только в случае острой общественной нужды. Более того, правом реквизиции и конфискации имущества были наделены многочисленные государственные органы: Президиум Высшего Совета Народного Хозяйства и Народного Комиссариата, Президиум Всероссийской Чрезвычайной Комиссии, Революционные Трибуналы и Народные Суды, а также Особые Комиссии в составе представителей: Губернского Исполнительного Комитета, Губернского Совета Народного Хозяйства и Губернского Продовольственного Комитета.
13 июля 1920 г. было издано Постановление СНК РСФСР "Об изъятии благородных металлов, денег и различных ценностей" <1>, в соответствии с которым безвозмездно и независимо от количества таковых изымались золото и платина в слитках и "сыром виде" (т.е. в самородках и золотом песке). Особый пункт извещал об обязательном изъятии золотых и платиновых изделий весом свыше 18 золотников, причем на этот раз уже не отдельных массивных единиц, как это было ранее, а изделий в "общей сложности" "по расчету на одно лицо" <2>. Декретом от 25 июля 1920 г. этот порядок был подтвержден и дополнен некоторыми уточняющими положениями <3>.
--------------------------------
<1> См.: Декреты советской власти. Т. IX. М., 1978. С. 213 - 214.
<2> См.: Сапоговская Л.В. Политика в сфере золота и золотопромышленная политика Республики Советов в 1917 - 1921 гг. // Рынок драгоценных металлов: портал. URL: https://bullion.ru/artmant/uploads/1/history_gold_1917.pdf (дата обращения: 15 марта 2014 г.).
<3> См.: Известия ВЦИК. 1920. N 163.
О тотальном характере конфискационных кампаний свидетельствует тот факт, что изъятиям подвергались даже "золотые медали, выданные за ученые заслуги" <1>. Для прекращения подобной практики в сентябре 1920 г. было издано специальное постановление СНК РСФСР <2>.
--------------------------------
<1> См.: Сапоговская Л.В. Указ. соч.
<2> См.: Декреты советской власти. Т. X. М., 1978. С. 363.
Для централизации и учета ценностей в феврале 1920 г. при Центральном бюджетно-расчетном управлении было создано Государственное хранилище ценностей Республики Советов - Гохран.
В то время возникла острая необходимость в создании надежных условий для "централизации, хранения и учета всех принадлежащих РСФСР ценностей", доставшихся молодой республике. Кроме того, перед Гохраном была поставлена задача по изучению этих поступивших ценностей - выделению из них наиболее значимых и определению некоторых для реализации за границей. Была создана специальная комиссия, занявшаяся классификацией имеющихся фондов и оприходованием новых поступлений. Как известно, в первые годы советской власти немало ценностей было продано за валюту. На вырученные средства осуществлялись закупки продовольственных и промышленных товаров, оборудования и технических средств, необходимых в условиях разрухи. В то время бытовала такая фраза - "бриллианты для диктатуры пролетариата". Первые годы советской власти Гохран находился фактически в ведении НКВД <1>.
--------------------------------
<1> См.: Рыбкин В. Указ. соч. С. 93.
В 1921 г. продолжился курс на принудительное изъятие собственности. 3 января 1921 г. принимается Постановление СНК РСФСР "О реквизиции и конфискации ценностей, хранящихся у частных лиц и обществ, медицинского и фармацевтического имущества, об осуществлении права реквизиции и конфискации Народным комиссариатом просвещения, таможенными учреждениями, Военным, Морским, Почтово-телеграфным ведомствами" <1>.
--------------------------------
<1> См.: Декреты советской власти. Т. XII. М., 1978. С. 127 - 137.
По этому Постановлению конфискации подлежали следующие ценности: платиновые, золотые и серебряные монеты независимо от количества таковых; золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в слитках и сыром виде независимо от количества таковых; бриллианты, алмазы и другие драгоценные камни; жемчуг; изделия весом более 18 золотников из золота, более трех фунтов из серебра. Все перечисленное подлежало срочной, в трехдневный срок, сдаче в ближайшую кассу Комиссариата финансов, а в Москве - непосредственно в Гохран <1>.
--------------------------------
<1> См.: Сапоговская Л.В. Указ. соч.
В 1922 г. в Гохран были перевезены ценности из Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. В 1925 - 1926 гг. Гохран издал четыре выпуска иллюстрированного каталога "Алмазный фонд СССР". В настоящее время Алмазный фонд - уникальное собрание памятников истории, в том числе и коронных драгоценностей, произведений ювелирного искусства, редких образцов драгоценных камней, самородков благородных металлов <1>.
--------------------------------
<1> См.: Иванов А.Г., Прыгов В.И. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". М., 2011. С. 42.
27 октября 1937 г. Постановлением СНК СССР было утверждено Положение об Управлении драгоценных металлов Наркомфина СССР <1>.
--------------------------------
<1> См.: СЗ СССР. 1937. N 71. Ст. 345.
Золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в сыром виде, слитках, ломе, монете и изделия из этих металлов, изделия из драгоценных камней, жемчуга и драгоценные камни, если они не имеют музейного значения, подлежали хранению в Управлении драгоценных металлов Наркомфина СССР.
Впоследствии Постановлением Совета Министров СССР от 22 декабря 1950 г. N 5016 учреждение было переименовано в Управление драгоценных металлов Министерства финансов СССР. В соответствии с п. 1 Положения об Управлении драгоценных металлов Министерства финансов СССР <1> данное Управление драгоценных металлов Министерства финансов СССР ведает учетом государственных запасов драгоценных металлов (золота, серебра и платиноидов), редких металлов (радия и изотопа радия - мезотория), драгоценных камней и других ценностей, планированием и отпуском их в установленном порядке, а также осуществляет контроль за извлечением, переработкой, расходованием, скупкой, учетом и хранением драгоценных и редких металлов (радия, мезотория) и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях.
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.
В 1960 г. Гохран вошел в структуру Министерства финансов СССР как Третий специальный отдел. В то же время в составе самого Минфина действовало Управление драгоценных металлов Министерства финансов СССР. Управление осуществляло текущее руководство фондом драгоценных металлов и драгоценных камней и от имени Министерства финансов СССР:
- разрабатывало проекты планов отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней и планов сдачи в государственный фонд министерствами и ведомствами драгоценных металлов и драгоценных камней в виде лома и отходов;
- организовывало прием, хранение и отпуск драгоценных металлов, драгоценных камней и других ценностей, составляющих государственный фонд;
- производило сортировку и предварительную обработку поступающих в государственный фонд алмазов с целью рационального и эффективного использования их в народном хозяйстве;
- вело учет ценностей государственного фонда и производило расчеты за ценности, поступающие в государственный фонд;
- составляло отчет о движении и запасах государственного фонда;
- осуществляло контроль за извлечением, переработкой, рациональным использованием, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях;
- осуществляло пробирный надзор на территории СССР;
- устанавливало для учреждений, предприятий и организаций порядок получения и использования драгоценных металлов и драгоценных камней в соответствии с действующим законодательством (см. Постановление Совета министров СССР от 16 февраля 1971 г. "Об утверждении Положения о Министерстве финансов СССР" <1>).
--------------------------------
<1> См.: СЗ СССР. 1990. N 5. Ст. 391. См. также: Инструкция Минфина СССР от 27 октября 1961 г. N 352 "О порядке получения драгоценных металлов и алмазов, а также расходования, учета и хранения их на предприятиях, в учреждениях и организациях" // СПС "КонсультантПлюс"; Инструкция Минфина СССР от 8 июля 1967 г. N 228 "О порядке получения драгоценных металлов и драгоценных камней, а также расходования, учета и хранения их на предприятиях, в учреждениях и организациях" // СПС "КонсультантПлюс".
Впоследствии Управление драгоценных металлов было преобразовано в Управление драгоценных металлов и драгоценных камней, а полномочия по осуществлению пробирного надзора переданы Управлению государственного пробирного надзора Министерства финансов СССР.
В 1979 г. Гохран был переименован в Третье главное управление (Гохран) при Министерстве финансов СССР. Данное название стало использоваться в нормативных правовых актах. Так, например, полномочие по сортировке золотых самородков массой 50 г было закреплено за Третьим главным управлением (Гохраном) и главным контролером Управления драгоценных металлов Министерства финансов СССР (см. Инструкцию Министерства цветной промышленности СССР и Министерства финансов СССР от 15 декабря 1979 г. N И48-1-79 "Самородки золотые. Инструкция по отбору золотых самородков на золотодобывающих предприятиях СССР и передаче их в государственный фонд СССР") <1>.
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".
В 1987 г. Третье главное управление (Гохран) при Министерстве финансов СССР было переименовано в Государственное хранилище ценностей СССР (Гохран СССР) при Министерстве финансов СССР.
15 ноября 1991 г. был издан Указ Президента РСФСР N 214 "О добыче драгоценных металлов и алмазов на территории РСФСР" <1>. В соответствии с п. 2 Указа при Министерстве экономики и финансов РСФСР на базе существовавшего Управления драгоценных металлов и драгоценных камней создавался Комитет драгоценных металлов и драгоценных камней. В состав Комитета вошли Государственное хранилище ценностей (Гохран СССР) и Управление государственного пробирного надзора Министерства финансов СССР.
--------------------------------
<1> См.: ВСНД и ВС РСФСР. 1991. N 47. Ст. 1613.
Институциональные преобразования были продиктованы формированием Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РСФСР как важнейшего условия государственного суверенитета республики, повышения заинтересованности республик в составе РСФСР, краев, областей, автономных образований, а также предприятий в увеличении добычи драгоценных металлов и драгоценных камней и обеспечения потребностей в них народного хозяйства.
В 1992 г. Гохран России вошел в состав Комитета Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням (Роскомдрагмет).
В соответствии с п. 1 Положения о Комитете Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 114 <1>, Роскомдрагмет являлся центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в вопросах формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, в том числе Алмазного фонда, государственный контроль за производством, переработкой и использованием драгоценных металлов и драгоценных камней.
--------------------------------
<1> См.: САПП РФ. 1993. N 7. Ст. 569.
Данное Постановление Правительства Российской Федерации определяло полномочия Комитета Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням. Согласно п. 3 Положения Роскомдрагмет, в частности:
- обеспечивал прием произведенных на территории Российской Федерации (добытых из недр, полученных из вторичного сырья, поднятых и найденных) аффинированных драгоценных металлов, а также драгоценных камней, самородных минералов, драгоценных металлов, кладов, конфискованных и реквизированных, скупленных у населения ценностей, а также находящихся у потребителей драгоценных металлов, драгоценных камней, накопленных за счет неиспользованных фондов;
- осуществлял организацию сортировки, оценки, обработки алмазов и других драгоценных камней, а также изготовления и реставрации уникальных изделий из них;
- разрабатывал проекты планов отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней потребителям для производственных, научно-исследовательских, социально-культурных целей и на экспорт, а также планов сдачи в Госфонд России драгоценных металлов, извлекаемых из лома и отходов, и рекуперированных алмазов и согласование этих планов с Министерством финансов Российской Федерации;
- осуществлял отпуск драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий, их содержащих, в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;
- осуществлял организацию перевозки ценностей и доставки аффинированных драгоценных металлов;
- проводил ежегодную инвентаризацию ценностей Госфонда России в установленном порядке и осуществлял иные полномочия.
В 1996 г. Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням был упразднен, а его полномочия переданы Министерству финансов Российской Федерации. Тогда же было создано Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 1996 г. N 1378 "О создании при Министерстве финансов Российской Федерации Государственного учреждения по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней" <1>).
--------------------------------
<1> См.: СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5555.
Функции государственного учреждения были определены Положением о Гохране России, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 декабря 1996 г. N 1941 <1>.
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.
Перед Гохраном были поставлены следующие задачи:
во-первых, участие в процессе формирования Госфонда России, в том числе Алмазного фонда, обеспечение хранения, учета и сохранности драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий, их содержащих;
во-вторых, формирование плана отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней и возврата указанных ценностей из лома и отходов;
в-третьих, осуществление контроля за целевым использованием, учетом, хранением драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий, их содержащих, за реализацией этих ценностей на внутреннем и внешнем рынках, сбором и сдачей в Госфонд России драгоценных металлов в виде лома и отходов и рекуперированных алмазов.
Позднее была утверждена новая редакция Положения о Гохране России - Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. N 353 <1>.
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.
В настоящее время правовой статус Гохрана России определен Уставом федерального казенного учреждения "Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации" (см. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 мая 2011 г. N 196 <1>).
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.
Согласно п. 12 Устава предметом деятельности Гохрана России является формирование, учет, хранение, обеспечение сохранности драгоценных металлов, драгоценных камней, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также их лома и отходов и отпуск ценностей Госфонда России.
Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и разд. 1 Положения о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2003 г. N 127 <1>) составляет часть золотовалютных резервов Российской Федерации и представляет собой совокупность полученных драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, составляя ценности Алмазного фонда Российской Федерации, ценности золотого запаса Российской Федерации и прочие ценности Госфонда России.
--------------------------------
<1> См.: СЗ РФ. 2003. N 9. Ст. 866.
Специфичность операций - организация учета и хранения ценностей, их покупка и реализация, проведение экспертизы драгоценных металлов и драгоценных камней - требовали создания органа государственной власти либо подотчетной государству организации, обладающей специальной компетенцией в сфере обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.
Изменение правового статуса (структурное подразделение министерства, самостоятельный орган государственной власти, обособленное учреждение), множественность наименований свидетельствует лишь об изменениях в структуре органов государственной власти и системе государственного управления в целом.
Перечень функций органов управления драгоценными металлами и драгоценными камнями постоянно расширялся за счет передачи отдельных полномочий структурных подразделений Министерства финансов СССР и включал полномочия по организации пробирного надзора, осуществлению экспертизы драгоценных металлов и драгоценных камней. Данные процессы позволили создать на современном этапе учреждение специальной компетенции - Гохран России, обеспечивающий хранение и использование драгоценных металлов и драгоценных камней, реализацию ценностей, а также научно-техническое сопровождение процесса обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.
Исследование развития форм употребления ценностей в денежном обращении показывает, что золото и иные драгоценные металлы (серебро и платина) заняли особое место в истории в силу своих качеств, позволивших им выполнять функции денег (всеобщего эквивалента): однородность и равнокачественность, прочность и сохраняемость, экономическая делимость и высокая стоимость в единице массы металла.
Основанием использования благородных металлов в качестве денег послужила монетная регалия - исключительное право государства чеканить монету и наделять ее свойством законного средства платежа - быть обязательной к приему как в частном торговом обороте, так и при уплате обязательных платежей.
Монетная регалия была призвана обеспечивать функционирование денежного обращения, ограничение вмешательства частных субъектов в организацию денежного обращения и не могла служить фискальным целям.
Однако со временем монетная регалия превратилась в финансовый ресурс казны, лишив выпускаемые денежные знаки важного качества - достоверности, соответствия содержания чистого металла в монетах количеству металла, предписанному законом.
На протяжении исследуемого периода выпуск монеты из драгоценного металла преследовал прежде всего фискальные цели. Основным инструментом пополнения доходной части бюджета стала эксплуатация монетной регалии. Объемы чеканки возрастали, сама монета становилась легковесной, малоценной - порченой.
|