Четверг, 26.06.2025, 16:42
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Финансово-правовой режим золотовалютных резервов Российской Федерации

Проблема поддержания устойчивого развития экономики и предотвращения последствий негативных явлений в хозяйстве остается актуальной в течение нескольких десятилетий.

Решение данных задач требует проведения самостоятельной внутренней и внешней экономической политики. Одним из аспектов такой политики является создание резервов.

В нашей стране исторически резервирование понимается только как создание запасов материальных средств (материальный запас), пусть даже и в государственном масштабе. Система государственного материального резерва активно участвует в решении задач, стоящих перед государством. В резерве страны всегда содержались запасы продовольствия, нефтепродуктов, топлива, промышленных товаров и минералов. Эти резервы страховали экономику в случае неурожаев и стихийных бедствий, использовались для обеспечения армии и населения в военное время. Известно, что государственные материальные резервы активно использовались при восстановлении разрушенных войной предприятий промышленности и сельского хозяйства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Земсков А.Е. Государственное резервирование как фактор инновационного развития // Экономика и управление. 2009. N 10 (48). С. 10 - 14.

До революции Россия располагала значительными запасами золота. За период с 1886 по 1914 г. ее золотой запас вырос в пять раз и достиг 1 208 т, перед революцией он сократился до 850 т. Это произошло в результате специальных операций по передаче золота взаймы правительству Великобритании. Взамен были получены беспроцентные обязательства сроком от 3 до 5 лет о возврате золота после окончания войны. Эти обязательства зачислялись на баланс Госбанка как "золото за границей" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Борисов С.М. Рубль - валюта России. М., 2004. С. 136.

После революции две трети золотого запаса России оказались за рубежом (в Великобритании, Франции, США и Японии). За годы советской власти в России было произведено 11 тыс. т золота, из них 3 тыс. т использовано в промышленном производстве. В советский период предусматривались различные меры по увеличению золотых запасов, которые достигли максимума в начале 50-х гг. (1 953 - 2 049,8 т).

Начиная с 1953 г. Советский Союз в возрастающих объемах стал экспортировать золото и почти за 40 лет до 1991 г. реализовал в различных формах на мировом рынке 8,2 тыс. т золота <1>.

--------------------------------

<1> См.: Андрианов В.Д. Золотовалютные резервы России // Общество и экономика. 2003. N 9. С. 150.

Одной из наиболее заметных тенденций последних лет является существенный рост объемов золотовалютных резервов развивающихся стран мира. В настоящее время 74% мировых валютных резервов приходится на центральные банки 10 стран. Россия с золотовалютными резервами на уровне 515,59 млрд. долларов США (по данным Банка России на 1 декабря 2013 г. <1>) занимает третье место в мире.

--------------------------------

<1> См.: Международные резервы Российской Федерации // Центральный банк Российской Федерации: сайт. URL: http://www.cbr.ru/hd_base/default.aspx?Prtid=mrrf_m (дата обращения: 15 марта 2014 г.).

Международные резервы государства являются частью его общих резервных запасов, представляют собой высоколиквидные активы, которые обеспечивают исполнение государством принятых обязательств. Чем больше величина таких резервов, тем большим доверием иностранных инвесторов и кредиторов пользуется государство. Кроме этого, международные резервы являются важным условием доверия населения и бизнеса к собственному правительству.

К международным (золотовалютным) резервам страны относятся внешние активы, которые доступны и подконтрольны органам денежно-кредитного регулирования в целях удовлетворения потребностей в финансировании дефицита платежного баланса, проведения интервенций на валютных рынках для оказания воздействия на обменный курс валюты и в других соответствующих целях (поддержание доверия к национальной валюте и экономике, основа для осуществления заимствований на внешнем рынке). Резервные активы должны быть активами в иностранной валюте и реально существующими. К международным резервам относятся только высококачественные активы.

Международные (золотовалютные) резервы Российской Федерации представляют собой высоколиквидные иностранные активы, имеющиеся в распоряжении Центрального банка Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Сегодня перед центральным банком любого государства стоит не только задача эффективного управления золотовалютными резервами и увеличения их объемов, но и обеспечения сбалансированной структуры золотовалютных резервов.

Это касается как их общей структуры, т.е. соотношения фонда драгоценных металлов и драгоценных камней и валютного фонда, так и внутренней структуры каждого фонда в отдельности, т.е. в соотношении различных видов драгоценных металлов и драгоценных камней и видов валют. Сегодняшняя структура резервов, как общая, так и внутренняя, создавалась по принципу "как получится" и поэтому имеет серьезные недостатки, чреватые большими потерями материальных ценностей <1>.

--------------------------------

<1> См.: Колесов Н.Д., Колесова О.Н. Роль Центрального банка в формировании и использовании золотовалютных резервов // Проблемы современной экономики. 2007. N 3 (23). С. 200.

Международно-правовую основу формирования международных (золотовалютных) резервов Российской Федерации составляют акты так называемого мягкого права, - методологические издания Международного валютного фонда: шестое издание "Руководство по платежному балансу и международной инвестиционной позиции" <1> (РПБ6) и "Международные резервы и ликвидность в иностранной валюте. Формы предоставления данных: руководящие принципы" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Balance of payments and international investment position manual. Russian. Washington D.C., 2009 // Internation Monetary Fund: (офиц. сайт Международного валютного фонда). URL: http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/bop/2007/bopman6r.pdf (дата обращения: 15.03.2014).

<2> См.: Международные резервы и ликвидность в иностранной валюте. Вашингтон, 2012 (см.: Internation Monetary Fund: [офиц. сайт Международного валютного фонда]. URL: http://www.imf.org/external/pubs/FT/IRFCL/rus/guideR.pdf (дата обращения: 15.03.2014)).

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствуют термины "международные резервы" или "золотовалютные резервы". Данные термины используются в понимании, сформулированном МВФ.

Так, в Руководстве по платежному балансу и международной инвестиционной позиции содержатся определения резервных активов государства как внешних активов, которые имеются в свободном распоряжении органов денежно-кредитного регулирования и контролируются ими в целях удовлетворения потребностей в финансировании платежного баланса, проведения интервенций на валютных рынках для оказания воздействия на валютный курс и в других соответствующих целях.

При этом определяется функциональная концепция органов денежно-кредитного регулирования для определения резервных активов. Как следует из анализируемого Руководства, органы денежно-кредитного регулирования охватывают центральный банк (к которому относятся прочие институциональные единицы, включаемые в подсектор центрального банка, такие как валютное управление) и определенные операции, обычно присущие центральному банку, но иногда проводимые другими государственными учреждениями или коммерческими банками, принадлежащими государству. В число таких операций входит эмиссия валюты, поддержание резервных активов и управление ими, включая активы, которые образуются в результате операций с МВФ, и функционирование фондов валютной стабилизации.

Резервные активы состоят из монетарного золота, авуаров в СДР, резервной позиции в МВФ, наличной валюты и депозитов, ценных бумаг (включая долговые ценные бумаги и ценные бумаги, обеспечивающие участие в капитале), производных финансовых инструментов и прочих требований (ссуд и займов и прочих финансовых инструментов).

Монетарное золото представляет собой золото, на которое органы денежно-кредитного регулирования имеют правовой титул и которое они держат в качестве резервных активов. Оно включает золото в слитках (в том числе золотые монеты, бруски и слитки с чистотой как минимум 995/1 000 и золото в слитках, хранимое на золотых счетах ответственного хранения, независимо от местонахождения счета) и обезличенные золотые счета.

Авуары в СДР (специальные права заимствования, Special Drawing Rights, SDR) являются резервами, создаваемыми непосредственно МВФ и практически во всех отношениях эквивалентны ликвидным остаткам в конвертируемых валютах.

Резервная позиция в МВФ - это сумма, во-первых, "резервного транша", т.е. количества иностранной валюты (включая СДР), которое государство-член может получить от МВФ с коротким уведомлением, и во-вторых, любой задолженности МВФ (в рамках кредитного соглашения) по Счету общих ресурсов, которая легко доступна государству-члену, включая ссуды, полученные МВФ от страны, представляющей отчетность в рамках Генеральных соглашений о займах и Новых соглашений о займах.

Международные стандарты, устанавливающие примерную структуру международных (золотовалютных) резервов государства (Схема 4), можно отнести к институтам "мягкого" права (soft law) - необязательным для применения признанным международным сообществом рекомендациям. Обязательными нормы, содержащиеся в таких рекомендациях, становятся только тогда, когда соответствующие им положения будут приняты в установленном порядке в национальном законодательстве <1>.

--------------------------------

<1> См.: Артюхин Р.Е. Вопросы развития бюджетного права // Реформы и право. 2012. N 3. С. 21.

┌────────────────┐ ┌───────────────────────────────────┐

│Резервные активы│ │Связанные с резервами обязательства│

└─┬──────────────┘ └─┬─────────────────────────────────┘

│┌────────────────────────────┐ │┌────────────────────────────────┐

││ Монетарное золото │ ├┤ Ссуды и займы от МВД │

││ Золото в слитках │ │└────────────────────────────────┘

├┤Обезличенные золотые счета │ │┌────────────────────────────────┐

││Монетарное золото в рамках │ ├┤ Долговые ценные бумаги │

││операций своп с обеспечением│ │└────────────────────────────────┘

││ в форме денежных средств │ │┌────────────────────────────────┐

│└────────────────────────────┘ ├┤ Депозиты │

│┌────────────────────────────┐ │└────────────────────────────────┘

├┤ Специальные права │ │┌────────────────────────────────┐

││ заимствования │ ├┤ Ссуды и займы │

│└────────────────────────────┘ │└────────────────────────────────┘

│┌────────────────────────────┐ │┌────────────────────────────────┐

├┤ Резервная позиция в МВФ │ └┤ Прочие краткосрочные │

│└────────────────────────────┘ │ обязательства в иностранной │

│┌────────────────────────────┐ │ валюте │

││ Прочие резервные активы │ └────────────────────────────────┘

││ Наличная валюта и депозиты │

││ Требования к органам │

││ денежно-кредитного │

││ регулирования │

││ Требования к прочим │

││ институциональным единицам │

││ Ценные бумаги (долговые │

└┤ ценные бумаги; инструменты │

│ участия в капитале и │

│ паи/акции инвестиционных │

│ фондов; ценные бумаги в │

│ рамках операций РЕПО с │

│ обеспечением в форме │

│ денежных средств) │

│ Производные финансовые │

│ инструменты │

│ Прочие требования │

└────────────────────────────┘

Схема 4. Структура международных (золотовалютных) резервов

государства, рекомендованная Международным валютным фондом

Тем не менее законодательства большинства государств не содержит установленной структуры международных (золотовалютных) резервов. Информация о составе таких резервов следует из отчетов органов денежно-кредитного регулирования (центральных банков).

Взгляды западных ученых на толкование понятия "международные (золотовалютные) резервы" в целом совпадают с подходом МВФ.

Американский экономист Р. Купер под международными резервами понимает всеобще признанные международные средства платежа в распоряжении национальных органов денежно-кредитного регулирования, предназначенные для поддержания национального валютного курса в периоды, когда общие внешние обязательства превышают общие внешние активы <1>.

--------------------------------

<1> См.: Cooper R. The Relevance of International Liquidity to Developed Countries // The American Economic Review: Papers and Proceeding of the Eightieth Annual Meeting of the American Economic Association. 1968. Vol. 58. N 2. P. 625 - 636.

По мнению американского ученого Х.Р. Хеллера, международные резервы являются совокупностью краткосрочных активов в иностранной валюте и всех кредитных линий, доступных для резидентов данной страны, а также исключительно золотым запасом в распоряжении органов денежно-кредитного регулирования <1>.

--------------------------------

<1> См.: Heller H. Optimal international reserves // The Economic Journal. 1966. Vol. 76. N 302. P. 296 - 311.

Английский экономист Э. Крокетт рассматривал международные резервы как ликвидные активы, которые находятся в распоряжении органов денежно-кредитного регулирования и наделены международной платежной способностью <1>.

--------------------------------

<1> См.: The international monetary system / Ed. by P. Kenen, F. Papadia, F. Saccomanni. Cambridge University Press, 1996.

В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Центральный банк Российской Федерации осуществляет эффективное управление собственными золотовалютными резервами. Также в ст. 2 Федерального закона упоминается, что Банк России осуществляет полномочия по владению, использованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России.

Как отмечает В.Ю. Катасонов, положения ст. 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" позволяют трактовать золотовалютные резервы Банка России как федеральную собственность, с другой стороны, Банк России не только пользуется и распоряжается данными резервами, но также и владеет ими. Возникает двойственность статуса имущества Банка России, в том числе его золотовалютных резервов, ведь в соответствии со ст. 114 Конституции Российской Федерации управление федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> См.: Катасонов В.Ю. Золото в экономике и политике России. М., 2009. С. 99.

Данная неопределенность правового режима золотовалютных резервов Центрального банка Российской Федерации, по нашему мнению, вытекает из двойственности статуса самого Центрального банка Российской Федерации. Буквальное толкование п. 2 ст. 75 Конституции Российской Федерации позволяет предположить, что Центральный банк Российской Федерации определяется как орган государственной власти. С другой стороны, на основании ст. 10 Конституции Российской Федерации Центральный банк Российской Федерации не входит ни в одну из ветвей государственной власти.

В ст. 23 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" отмечено, что Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами.

В данной норме употреблено понятие "золотовалютные резервы" безотносительно к органу управления такими резервами, золотовалютные резервы в целом - золотовалютные резервы Российской Федерации.

Отсюда следует, что Центральный банк Российской Федерации осуществляет управление золотовалютными резервами, аккумулированными иными органами публичной власти, например, резервами Министерства финансов Российской Федерации.

Так, наметилась тенденция управления ресурсами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния Центральным банком Российской Федерации на основе агентского договора с Правительством Российской Федерации.

Данное полномочие в соответствии с п. 5.3.9 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 <1> отнесено к полномочиям Министерства финансов Российской Федерации.

--------------------------------

<1> См.: СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3258.

Полагаем, что под "осуществлением операций с золотовалютными резервами" законодатель предусмотрел возможность передачи полномочий одного из органов государственной власти по управлению резервами другому органу государственной власти или агенту Правительства Российской Федерации, например Центральному банку Российской Федерации.

Таким образом, в случае передачи полномочий Министерства финансов Российской Федерации по управлению резервами Центральному банку Российской Федерации можно утверждать, что данные функции осуществляются лишь в отношении части резервов в денежных средствах, ценных бумагах и иных обязательствах.

Структура золотовалютных запасов динамична и имеет сложную совокупность постоянно меняющихся элементов. На современный состав международных резервов любого государства большое влияние оказала эволюция мировых валютных систем - совокупности организаций, правил, обычаев, договоренностей и инструментов, созданных для осуществления валютных отношений между государствами.

На ранних этапах развития мировой валютной системы в рамках Парижской мировой валютной системы в 1867 г. был установлен золотомонетный стандарт, затем после Генуэзской конференции в 1992 г. золото стало исполнять роль мировых денег и являлось основным резервным активом.

В результате введения Бреттон-Вудской мировой валютной системы (с 1944 г.) и с официальным введением с 1970 г. МВФ специальных прав заимствования золото утратило свои денежные функции.

В современной - Ямайской валютной системе (с 1976 - 1978 гг. по настоящее время) - официально зафиксирована демонетизация золота, в результате которой золото перестало играть роль всеобщего эквивалента, выполнять функции средства платежа и средства обращения и стало одним из инструментов накопления ликвидности - одним из ключевых, но не единственным.

Несмотря на это, золото продолжает оставаться международным резервным активом любого государства и международных финансовых организаций.

По состоянию на декабрь 2013 г. лидером по накоплению золота являются США - 8 133,5 т (71,7% от совокупного объема международных резервов государства), на второй строчке Германия (3 387,1 т, 68,7% от совокупного объема международных резервов государства). Золотые резервы МВФ составили 2 814 т (третье место рейтинга, подготовленного Всемирным золотым советом).

Золотые резервы Российской Федерации занимают восьмое место и составляют 1 015,1 т (8,3% от совокупного объема международных резервов государства) <1>.

--------------------------------

<1> См.: World official gold holdings: International Financial Statistics, February 2015 // World Gold Council (офиц. сайт Всемирного золотого совета). URL: http://www.gold.org/download/fiIe/3347/World_Official_Gold_Holdings_as_of_February2015_IFS.pdf (дата обращения: 15.03.2014).

Монетарное золото определяется Центральным банком Российской Федерации как аффинированное (чистотой не менее 995/1 000) золото в виде слитков и пластин стандартного образца, принадлежащее органам денежно-кредитного регулирования <1>.

--------------------------------

<1> См.: Обзор деятельности Банка России по управлению резервными валютными активами. М., 2007. Вып. 1. С. 28.

Кроме этого, как было отмечено ранее, часть золотовалютных резервов Российской Федерации аккумулирована и управляется Министерством финансов Российской Федерации. Министерство финансов имеет золото как в монетарной форме (форме слитков), так и немонетарной форме - самородки, монеты, золотой песок, золотосодержащие отходы, ювелирные изделия и т.д.

С точки зрения методологии МВФ и Центрального банка Российской Федерации золото Министерства финансов Российской Федерации в немонетарной форме не должно включаться в состав золотовалютных резервов Российской Федерации. Тем не менее в настоящее время наблюдается обратная ситуация. Из п. 1 ст. 6 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" вытекает, что в состав золотовалютных резервов включается все золото Министерства финансов Российской Федерации (как в виде слитков, так и в любых других формах). Кроме этого, согласно данной статье в состав золотовалютных резервов Российской Федерации включаются любые ценности Министерства финансов Российской Федерации, составляющие Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации <1>. Таким образом, также в противоречие с принципами формирования структуры международных резервов, разработанными МВФ, помимо золота в состав золотовалютных резервов Российской Федерации включаются иные драгоценные металлы и драгоценные камни в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".

--------------------------------

<1> См. подробнее: Катасонов В.Ю. Указ. соч. С. 107.

Второй компонент международных резервов - резервные активы в иностранной валюте. На 1 декабря 2013 г. - 461 685 млн долл. США. В категорию средств в иностранной валюте входят валютные активы Центрального банка Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в форме:

- наличной иностранной валюты;

- остатков средств на корреспондентских счетах, включая обезличенные металлические счета в золоте;

- депозитов с первоначальным сроком погашения до одного года включительно (в том числе депозиты в золоте) в иностранных центральных банках, в Банке международных расчетов (далее - БМР) и кредитных организациях-нерезидентах, имеющих рейтинги долгосрочной кредитоспособности не ниже "А" по классификации рейтинговых агентств "Fitch Ratings" и "Standard & Poor's" (либо "А2" по классификации рейтингового агентства "Moody's");

- долговых ценных бумаг, выпущенных нерезидентами с рейтингом выпусков долговых ценных бумаг (или эмитентов долговых ценных бумаг) не ниже "АА-" по классификации рейтинговых агентств "Fitch Ratings" и "Standard & Poor's" (либо "Аа3" по классификации рейтингового агентства "Moody's");

- кредитов, предоставленных в рамках сделок обратного РЕПО;

- прочих финансовых требований к нерезидентам с первоначальным сроком погашения до одного года включительно.

Кроме этого, в состав международных резервов Российской Федерации включается часть Резервного фонда и Фонда национального благосостояния Российской Федерации, номинированная в иностранной валюте и размещенная Правительством Российской Федерации на счетах в Центральном банке Российской Федерации, которая инвестируется в иностранные финансовые активы.

Кроме этого, международные резервы Российской Федерации составляют: резервная позиция, специальные права заимствования и иные резервные активы <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Ерпылева Н.Ю. Современный правовой статус Международного валютного фонда // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 1; Она же: Международное банковское право: теория и практика применения. М., 2012; Ишханов А.В., Линкевич Е.Ф. Мировая валютная система как источник современного экономического кризиса // Финансы и кредит. 2010. N 44.

Как следует из анализа структуры международных резервов Российской Федерации, преобладающая доля приходится на вложения в иностранную валюту. Монетарное золото занимает незначительную часть (менее одной десятой) в составе золотовалютных резервов государства.

При этом золото следует рассматривать как более стабильную категорию, нежели валюта, поскольку оно не теряет платежную силу, может рассматриваться в качестве объекта гражданских прав, средства платежа и единицы измерения платежа в обязательствах (металлические счета). Характерные особенности золота как объекта гражданских прав (ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации <1>) позволили разъединить категорию "золотовалютные резервы" на валюту и золото, установили для них отличные специальные правовые режимы <2>.

--------------------------------

<1> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

<2> См.: Лаптев В.А. Золото как объект регулирования на современном этапе // Финансовое право. 2013. N 9. С. 6.

Как показывает мировая практика, управление международными резервами может осуществляться посредством: купли-продажи золота в монетарной форме на внутреннем и внешнем рынках, размещения золота на депозитных счетах в различных кредитных организациях, передачи и получения золота на основе кредитных и лизинговых договоров, использования золота в качестве залога для получения и выдачи кредитов, чеканки и реализации монет (преимущественно нумизматических) и некоторых других операций. Все эти операции в конечном счете находят свое отражение в финансовой отчетности центральных банков, отражающей движение золотого запаса <1>.

--------------------------------

<1> См.: Катасонов В.Ю. Указ. соч. С. 123.

Кроме этого, существуют и технические аспекты управления золотым запасом Центральным банком Российской Федерации. Данные меры не влияют на физические объемы золотого запаса, однако могут быть существенным элементом политики органа денежно-кредитного регулирования. К таким мероприятиям можно отнести: переоценку золотого запаса, изменение структуры золотого запаса (по видам слитков и/или монет), определение способов хранения золотого запаса (в собственных хранилищах, хранилищах других организаций; хранение внутри страны и за ее пределами).

Российское законодательство недостаточно подробно регулирует вопросы управления золотым запасом Центрального банка Российской Федерации.

Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" содержит лишь две нормы, непосредственно относящиеся к управлению золотым запасом Банка России.

Во-первых, в соответствии с ч. 5 ст. 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" "Банк России имеет право... покупать, хранить, продавать драгоценные металлы...".

Во-вторых, согласно ст. 47 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" "обеспечением кредитов Банка России могут выступать... золото и другие драгоценные металлы в стандартных и мерных слитках".

Кроме этого, в Федеральном законе "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" содержится положение об управлении золотым запасом Банка России.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" "часть золотого запаса Российской Федерации, хранящаяся в Центральном банке Российской Федерации, учитывается на его счетах. Решение о расходовании этой части золотого запаса Российской Федерации принимается Центральным банком Российской Федерации в порядке, согласованном с Правительством Российской Федерации. Отчет о состоянии учитываемой на счетах Центрального банка Российской Федерации части золотого запаса Российской Федерации представляется Центральным банком Российской Федерации Государственной Думе как составная часть доклада Председателя Центрального банка Российской Федерации о деятельности Центрального банка Российской Федерации".

По нашему мнению, данное положение неполно регламентирует вопросы управления золотым запасом Банка России.

Во-первых, Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" умалчивает о порядке пополнения золотого запаса Банка России, ограничиваясь лишь нормами о порядке отпуска золота, в то время как порядок пополнения золотого запаса Министерства финансов Российской Федерации прописан подробно.

Во-вторых, в ст. 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" действительно упоминается, что "Государственная Дума... заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики)". Однако, как отмечает В.Ю. Катасонов, соответствующие доклады Председателя Банка России - короткая устная информация, сопровождающая представление годового отчета и никакого отчета о золотом запасе Банка России не содержащая <1>.

--------------------------------

<1> См.: Катасонов В.Ю. Указ. соч. С. 125.

В ст. 25 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" указано, что "Банк России... представляет в Государственную Думу годовой отчет Банка России". Вместе с тем в гл. V Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", называемой "Отчетность Банка России", не установлены требования к содержанию такого отчета.

Изучение ежегодных отчетов Центрального банка Российской Федерации показало, что в них не содержится какая-либо подробная информация об управлении золотым запасом Банка России.

Как правило, отчеты содержат информацию о динамике объема золотого запаса, а также указание причин таких изменений. Так, например, Годовой отчет Банка России за 2012 г. в части, посвященной драгоценным металлам, фиксирует увеличение объемов драгоценных металлов с 1 527 545 млн руб. до 1 646 186 млн руб. по сравнению с 2011 г. Отмечается, что увеличение связано в основном с приобретением партий золота у российских кредитных организаций на основании генеральных соглашений и переоценкой драгоценных металлов по учетным ценам <1>.

--------------------------------

<1> См.: Годовой отчет Банка России за 2012 год (утв. Советом директоров Банка России 8 мая 2013 г.) // Центральный банк Российской Федерации: сайт. URL: http://cbr.ru/publ/God/ar_2012.pdf (дата обращения: 15.03.2014).

Следовательно, Государственная Дума Российской Федерации не обладает какой-либо информацией о золотом запасе Центрального банка Российской Федерации, не в состоянии контролировать деятельность органа денежно-кредитного регулирования по управлению находящимся на его балансе активом, который согласно ст. 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" является федеральной собственностью <1>.

--------------------------------

<1> См.: Катасонов В.Ю. Указ. соч. С. 125.

Порядок принятия решения о расходовании золотого запаса Центрального банка Российской Федерации отличается от расходования драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся на счетах Министерства финансов Российской Федерации. Во втором случае решения принимаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации утверждает ежегодный план отпуска ценностей в пределах объемов, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год. В свою очередь, порядок реализации ценностей, находящихся на счете Центрального банка Российской Федерации, не отличается прозрачностью, данные сделки менее контролируемы в отличие от подобных операций Гохрана России.

Продажа золота Банком России осуществляется в следующем порядке.

Во-первых, Департамент иностранных операций Банка России осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи и служебной записки по проводимой операции для целей бухгалтерского учета и проведения расчетов и передает их на подпись уполномоченному лицу Банка России.

Во-вторых, после заключения сделки (на следующий банковский день) Департамент иностранных операций Банка России первый экземпляр служебной записки, два экземпляра спецификации и копию договора передает в Департамент эмиссионно-кассовых операций.

В-третьих, Департамент иностранных операций Банка России на следующий день после поступления денежных средств от клиента в оплату драгоценных металлов готовит и передает в хранилище распоряжение на выдачу драгоценных металлов. Хранилище контролирует поступление денежных средств на свой счет.

В-четвертых, драгоценные металлы передаются клиенту из хранилища одной партией в установленном порядке по спецификациям и паспортам завода-изготовителя. Прием-передача драгоценных металлов производится по маркировкам и спецификациям с проведением сплошного взвешивания всей партии драгоценных металлов и оформлением акта приема-передачи и упаковки и спецификации <1>.

--------------------------------

<1> См.: Терентьева О.И. Операции банка на рынке драгоценных металлов. М., 2009. С. 123.

Покупка Банком России драгоценных металлов может осуществляться как непосредственно у специально уполномоченных банков (Сбербанк, Внешторгбанк), так и по договорам комиссии или по специальным счетам, открываемым в таких банках.

Покупка золота Банком России осуществляется в следующем порядке.

Во-первых, Департамент иностранных операций Банка России осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи и служебной записки по проводимой операции для целей бухгалтерского учета и проведения расчетов и передает их на подпись уполномоченному лицу Банка России.

Во-вторых, после заключения сделки (на следующий банковский день) Департамент иностранных операций Банка России один оригинал договора и второй экземпляр служебной записки, завизированный в Департаменте эмиссионно-кассовых операций, оставляет для хранения в своих документах. Копия договора и первый экземпляр служебной записки передаются в Департамент эмиссионно-кассовых операций, а второй оригинал договора передается клиенту.

В-третьих, Департамент эмиссионно-кассовых операций готовит распоряжение на прием драгоценных металлов и на следующий день передает его в хранилище.

В-четвертых, хранилище принимает от клиента драгоценные металлы одной партией в установленном порядке по спецификациям и паспортам завода-изготовителя. Прием-передача драгоценных металлов производится по маркировкам и спецификациям с проведением сплошного взвешивания всей партии драгоценных металлов и оформлением акта приема-передачи и упаковки и спецификации <1>.

--------------------------------

<1> См.: Терентьева О.И. Указ. соч. С. 122.

Сделки покупки золота в целях увеличения собственных резервов Центральный банк Российской Федерации заключает с кредитными организациями в соответствии с договором поставки (например, с Внешторгбанком), а также с кредитными организациями, каждая из которых должна отвечать следующим требованиям:

- иметь лицензию Центрального банка Российской Федерации на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

- относиться к кредитным организациям первой категории по уровню финансовой стабильности в соответствии с указанием Центрального банка Российской Федерации от 30 апреля 2008 г. N 2005-У "Об оценке экономического положения банков" <1> на последнюю отчетную дату перед заключением договора с Центральным банком Российской Федерации;

- в полном объеме выполнять обязательные резервные требования, установленные Центральным банком Российской Федерации;

- иметь достаточное обеспечение для покрытия получаемой от Центрального банка Российской Федерации суммы аванса в виде: залога иностранной валюты; залога государственных ценных бумаг; залога драгоценных металлов; поручительства субъекта Российской Федерации в пределах расходов на приобретение драгоценных металлов, утвержденных законом о бюджете субъекта Российской Федерации;

- иметь копию договора купли-продажи с предварительным авансированием, заключенного кредитной организацией с добывающим предприятием;

- иметь копию договора об открытии расчетного (текущего) счета добывающему предприятию, предусматривающего условие осуществления кредитной организацией контроля за расходованием денежных средств, направляемых добывающим предприятием в качестве аванса по договорам купли-продажи золота.

--------------------------------

<1> См.: Вестник Банка России. 2008. N 28.

Исключение драгоценных металлов и драгоценных камней из состава валютных ценностей нивелировало любые валютные ограничения при осуществлении операций с ними. Таким образом, проводимые в настоящее время сделки купли-продажи между Центральным банком Российской Федерации и кредитными организациями совершаются относительно золота, фактически превратившегося в обычный товар.

В то же самое время, несмотря на подвергаемое критике законодательное регулирование, нельзя отрицать факт, что драгоценные металлы и драгоценные камни как высоколиквидные ресурсы сохранили функции как в частном капитале (средство сбережения и инвестиции), так и в государственных резервах ("страховка" от экономической нестабильности или так называемые чрезвычайные мировые деньги).

До принятия в 2003 г. Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в соответствии с подп. "в" п. 4 ст. 1 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" <1> драгоценные металлы и природные драгоценные камни, помимо иностранной валюты и внешних ценных бумаг, относились к валютным ценностям.

--------------------------------

<1> См.: Рос. газ. 1992. 4 нояб.

Законодательное определение золота и других ценностей (драгоценных металлов и драгоценных камней) в качестве валютной ценности было обусловлено необходимостью установления специального правового режима для данной категории объектов гражданских прав.

Как отмечает проф. И.И. Кучеров, валютные ценности, по сути, составляют главный объект валютных правоотношений. Эти виды имущества отличают относительно большая по сравнению с другими видами имущества ценность и высокая ликвидность, т.е. способность относительно быстро оборачиваться в деньги при сохранении своей номинальной стоимости <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кучеров И.И. Валютно-правовое регулирование в Российской Федерации: эволюция и современное состояние: Монография. М., 2014. С. 116.

Исторически категория "золото" рассматривалась как стабилизирующий фактор денежной системы во многих передовых зарубежных странах и в России, выступая гарантийной валютной оговоркой ("золотой оговоркой" <1>), при которой денежная единица обеспечивалась соответствующим весом золота. Таким образом, участники гражданского оборота и хозяйствующие субъекты понимали, что платежная сила денежной единицы никогда не будет утрачена <2>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Лаптев В.А. "Гарантийные валютные оговорки" в денежных обязательствах // Юрид. мир. 2001. N 12.

<2> См.: Лаптев В.А. Золото как объект регулирования на современном этапе. С. 6.

Распространенным в мировой практике является определение в качестве валютных ценностей драгоценных металлов, драгоценных камней и некоторых других материальных объектов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кучеров И.И. Указ. соч. С. 117.

Наибольший интерес в сфере валютного регулирования в рамках Единого экономического пространства ЕврАзЭС, на наш взгляд, представляет Закон Республики Казахстан от 13 июня 2005 г. N 57-111 "О валютном регулировании и валютном контроле" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Казахстан. правда. 2005. 17 июня.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона к валютным ценностям относится аффинированное золото в слитках.

В соответствии со ст. 1 утратившего силу Указа Президента Республики Казахстан от 20 июля 1995 г. N 2372 "О государственном регулировании отношений, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями" <1> аффинированными драгоценными металлами признаются драгоценные металлы, прошедшие стадию очистки и отвечающие международным стандартам или стандартам Республики Казахстан (в слитках, порошках, гранулах).

--------------------------------

<1> См.: Ведомости Верховного Совета РК. 1995. N 14. Ст. 90.

В условиях финансовой нестабильности драгоценные металлы, обладающие высокой ликвидностью, часто используются в качестве кредитного товара и средства аккумуляции финансовых ресурсов.

На аффинированное золото в слитках распространяется правовой режим, установленный законодательством Республики Казахстан для валютных ценностей. Особая природа данного инвестиционного товара, преобладание его публично-правового значения над частноправовым предусматривают существенные ограничения, связанные с оборотом аффинированного золота в слитках <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Янкевич С.В. Особенности перемещения валюты и валютных ценностей // Гражданин и таможня: порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Библиотечка "Российской газеты", 2013. Вып. 13. Гл. 7.

Ряд ограничений, связанных с обращением драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации, в настоящее время установлен Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях":

- действия, выражающиеся в переходе прав собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни, в том числе их использование в качестве залога;

- изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней при их добыче, производстве, последующей переработке, обработке и использовании (в том числе аффинаж драгоценных металлов и рекуперация драгоценных камней);

- перемещение, хранение, а также экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней;

- ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них на территорию Российской Федерации и их вывоз с территории Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Козырин А.Н. Новое в законодательстве о валютных ценностях // Бухгалтерский учет. 1998. N 11. С. 81 - 87.

Перестав быть валютными ценностями, драгоценные металлы и драгоценные камни тем не менее не перестали являться специфическими "финансовыми активами" и, по нашему мнению, не могут быть поставлены в один ряд с иными объектами гражданских прав.

В настоящее время драгоценные металлы, в основном золото, воспринимаются как высоколиквидный валютный актив.

Так, М.К. Бункина и А.М. Семенов считают, что в современной валютной системе золото является товаром, обладающим высокой ликвидностью, и поэтому накапливается как часть золотовалютных запасов государств. Золото уже давно ушло из частного денежного обращения, хотя все еще используется для промышленных и потребительских целей <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Бункина М.К., Семенов А.М. Основы валютных отношений. М., 2000. С. 21; Семенов А.М. Из золотого сна в разумный хаос // Этот изменчивый валютный курс: Сб. ст. / Пер. с англ. М., 2001. С. 13.

А.И. Шмырева, В.И. Колесников, А.Ю. Климов <1> подтверждают, что золото выступает в двойной роли: валютного актива и обычного товара, а монетарные функции золота постепенно снижаются. В связи с этим авторы отмечают следующие изменения в современной монетарной роли металла.

--------------------------------

<1> См.: Шмырева А.И., Колесников В.И., Климов Л.Ю. Международные валютно-кредитные отношения. СПб., 2001. С. 28.

Во-первых, официально золото уже перестало полностью выполнять функции денег, так как существующая валютная система базируется теперь на кредите, но реально это произошло не везде, и в основном золото рассматривается как гарантия внешней платежеспособности страны в форме золотых запасов.

Во-вторых, ключевая роль в обеспечении гарантий стабильности национальных валют все больше отводится не золоту, а мощи собственных экономик и экономик стран-поставщиков резервных валют.

В-третьих, выросла цена золота, выраженная в других валютах, а покупательная способность по отношению к другим товарам осталась почти неизменной.

В-четвертых, рынки золота до сих пор подвержены регулированию, которое нельзя сравнивать с другими товарными рынками.

Как отмечает Ю.И. Погудаев, золото, являясь высоколиквидным товаром и осуществляя лишь некоторые функции денег, выполняет и будет выполнять важную роль в валютных и денежно-кредитных отношениях, но, скорее, "суррогатную и квазимонетарную" <1>.

--------------------------------

<1> Погудаев Ю.И. Монетарная функция золота в условиях современной экономики: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2011. С. 15.

Россия всегда являлась одним из крупнейших производителей золота в мире <1>, однако начиная с 90-х гг. государство утратило интерес к золотодобыче, добыча и производство золота в России резко сократились.

--------------------------------

<1> См.: Авагян Г.Л., Вешкин Ю.Г. Международные валютно-кредитные отношения. М., 2011. С. 223.

По данным Союза золотопромышленников России, при современном уровне добычи разведанные запасы россыпного золота будут исчерпаны уже в течение ближайших 10 - 15 лет, рудного золота - через 25 - 30 лет <1>.

--------------------------------

<1> См.: Российская промышленность драгоценных металлов: состояние, итоги года и проблемы развития: Доклад. М.: Союз золотопромышленников, 2010.

Учитывая, что большинство золотодобывающих компаний занимается в России разработкой россыпных месторождений, в перспективе можно ожидать не только снижения объемов золотодобычи, но и прекращения деятельности многих мелких и средних золотодобывающих предприятий. Это будет иметь ощутимые негативные последствия для российской экономики, означая замедление золотодобычи <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ольшанский А.И. Международные резервные активы Российской Федерации: проблемы и перспективы // Проблемы прогнозирования. 2009. N 1. С. 96.

Таким образом, демонетизация драгоценных металлов представляется закономерным процессом, поскольку такие их свойства, как их редкость, малая распространенность в природе и конечность доступных месторождений не только придают им ценность, но в то же время ограничивают и мировой экономический рост в целом.

Тем не менее не представляется возможным говорить о полной демонетизации драгоценных металлов. Так, золото не утратило полностью монетарные функции, оставив за собой роль инструмента тезаврирования (накопления), и опосредуя международные сделки, золото осуществляет функцию мировых денег и используется для погашения дефицитов платежных балансов государств.

Золото и иные драгоценные металлы выступают в качестве особого страхового фонда государства и частных лиц в условиях финансовой нестабильности. Объем золотовалютных запасов государств служит одним из показателей их платежеспособности, а следовательно, отражает их валютно-финансовые позиции.

Золотовалютные резервы используются в проведении курсовой политики в той ее части, которая касается осуществления валютных интервенций.

Кроме этого, в настоящее время не существует альтернативных инструментов тезаврирования, до сих пор золото является универсальным сокровищем.

Данные аргументы говорят об особой природе золота и иных драгоценных металлов, драгоценных камней как об особых ресурсах, требующих особого правового режима обращения таких объектов - правового режима валютных ценностей в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле".

Кроме этого, драгоценные металлы и драгоценные камни относятся к немногим материальным объектам, которые имеют экстерриториальный характер: ценность данных ресурсов и высокая ликвидность не связываются с территорией какого-либо конкретного государства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кучеров И.И. Указ. соч. С. 116.

Подводя итог исследованию правового режима золотовалютных резервов Российской Федерации, можно констатировать, что в настоящее время, с одной стороны, декларируется утрата золотом монетарных функций, с другой стороны, очевидно, что потеряв свои прямые денежные функции, золото не превратилось в обычной товар и продолжает выполнять некоторые денежные функции.

Состав золотовалютных резервов Российской Федерации - совокупности резервов Центрального банка Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации определяется методологическими документами МВФ и Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с данными документами золотовалютные резервы Российской Федерации должны включать валютные резервы Центрального банка Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации, монетарное золото Центрального банка Российской Федерации и монетарное золото Министерства финансов Российской Федерации.

Однако в действительности законодательством предложено более широкое понимание состава международных резервов Российской Федерации: валютные резервы Центрального банка Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации, монетарное золото Центрального банка Российской Федерации и монетарное золото Министерства финансов Российской Федерации, а также иные ценности Министерства финансов Российской Федерации (золото в немонетарной форме - не в слитках, все иные драгоценные металлы и драгоценные камни в соответствии с Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", аккумулированные в Госфонде России) (Схема 5).

┌─────────────────────┐

│ Монетарное золото │

┌─────────────────┐ │ Валютные резервы │ ┌─────────────────────┐

│Валютные резервы │ │Российской Федерации │ │ Монетарное золото │

│Министерства │ └─────────┬───────────┘ │Министерство финансов│

│финансов Россий- │ │ │ Российской Федерации│

│ской Федерации │ │ │ │

└──────────────┬──┘ │ └──┬──────────────────┘

│ V │

│ ┌──────────┐ │

└────────>│ Золото- │<─────────┘

┌─────────────────┐ │ валютные │ ┌─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐

│Валютные резервы │ │ резервы │ Иные ценности

│Центрального ├─────>│Российской│<──────┤Министерства финансов│

│Банка Российской │ │Федерации │ Российской Федерации

│Федерации │ └──────────┘ │(ценности Госфонда │

│ │ России)

└─────────────────┘ └─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘

Схема 5. Структура международных (золотовалютных) резервов

Таким образом, международные (золотовалютные) резервы Российской Федерации представляют собой внешние активы, которые находятся в свободном распоряжении Центрального банка Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации и контролируются ими в целях удовлетворения потребностей в финансировании платежного баланса Российской Федерации, проведения интервенций на валютных рынках для оказания воздействия на валютный курс и в иных целях.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (09.07.2017)
Просмотров: 374 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2025
Сайт создан в системе uCoz


0%