Основанием для начала осуществления уголовно-исполнительной инспекцией контроля за поведением осужденных без изоляции от общества являются вступившие в законную силу приговор (определение, постановление), распоряжение судьи или председателя суда об исполнении приговора, поступившие в уголовно-исполнительную инспекцию.
Приговор (определение, постановление) суда принимается к исполнению уголовно-исполнительной инспекцией в день его получения, о чем инспекция обязана немедленно сообщить в суд, постановивший приговор (ч. 5 ст. 393 УПК РФ). Для этого уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд, вынесший приговор (определение, постановление), извещение о принятии его к исполнению. Не принять приговор суда к исполнению уголовно-исполнительная инспекция вправе только в одном случае - когда приговор направлен ошибочно, при этом ошибкой можно считать направление приговора не по территориальности. Однако при определении принадлежности осужденного к обслуживаемой уголовно-исполнительной инспекцией территории должен рассматриваться адрес места жительства осужденного, указанный в приговоре, без каких-либо дополнительных проверок, причем осужденные без определенного места жительства принимаются к исполнению уголовно-исполнительной инспекцией той же территориальности, что и суд, постановивший приговор.
В случае обнаружения в копии приговора (определения, постановления) суда ошибок или неясностей начальник уголовно-исполнительной инспекции направляет на имя председателя суда, вынесшего приговор (определение, постановление) письмо, содержащее уведомление об этом, с приложением копии соответствующих документов, не приостанавливая исполнение приговора.
Во всех случаях обнаружения в копии приговора (определения, постановления) суда ошибок или неясностей копии материалов, направляемых в соответствующий суд, а также копия приговора (определения, постановления) суда направляются в прокуратуру района для принятия решения прокурором.
Уголовно-процессуальное законодательство не устанавливает специального срока начала исполнения приговора. В соответствии с ч. 4 ст. 390 УПК РФ «приговор обращается к исполнению судом первой инстанции в течение трех суток со дня его вступления в законную силу или возвращения уголовного дела из суда апелляционной или кассационной инстанции». Согласно ч. 1 ст. 391 УПК РФ, «определение или постановление суда первой или апелляционной инстанции вступает в законную силу и обращается к исполнению по истечении срока его обжалования в кассационном порядке либо в день вынесения определения суда кассационной инстанции». Определение или постановление суда, не подлежащее обжалованию в кассационном порядке, вступает в законную силу и обращается к исполнению немедленно (ч. 2 ст. 391 УПК РФ). Приговор (определение, постановление) суда принимается к исполнению уголовно-исполнительной инспекцией в день его получения, о чем инспекция обязана немедленно сообщить в суд, постановивший приговор (ч. 5 ст. 393 УПК РФ). Анализ приведенных уголовнопроцессуальных норм свидетельствует о том, что, установив срок для обращения приговора (постановления, определения) суда к исполнению, обязав инспекцию немедленно после получения приговора сообщить в суд о его исполнении, законодатель не учитывает то, что между моментами обращения приговора к исполнению и принятием его к исполнению может пройти достаточно длительное время[1] [2]. В связи с этим целесообразно установить в УПК РФ норму, предусматривающую предельный срок принятия приговора к исполнению после его обращения к исполнению. Следовало бы обсудить вопрос об установлении ответственности за нарушение этого срока. Приведенные положения, как представляется, будут способствовать повышению эффективности исполнения наказаний и реализации иных мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.
[1] В Справке Управления по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры РФ от 29.05.2001 г. отмечается, что в УИИ Свердловской области с нарушением установленного законом срока поступило почти две трети приговоров, в том числе в срок до 1 месяца 41 % от общего их числа, до
[2] месяцев - 14,1 %, до 3 месяцев - 5,4 %, свыше 3 месяцев - 1,8 %. В Кемеровской области в 1999 г. в УИИ с нарушением сроков поступило 1186 судебных решений, в 2000 г. - 1345. В Тульской области из 6615 человек, поставленных на учет в УИИ в 2000 г., в отношении 5160 (78 %) человек приговоры и определения поступили несвоевременно. Такие же нарушения выявлены и в других субъектах Российской Федерации.
|