Если уголовно-исполнительной инспекцией установлено, что осужденный проживает по новому месту жительства, находящемуся вне пределов территории, обслуживаемой инспекцией, и адрес его известен, в уголовно-исполнительную инспекцию по новому месту жительства направляется запрос на проверку адреса с целью подтверждения пребывания осужденного. Если адрес инспекции неизвестен, запрос направляется в соответствующий территориальный орган ФСИН России. При этом основанием считать осужденного проживающим по указанному адресу является не факт его регистрации по месту жительства или пребывания, а фактическое нахождение осужденного в указанном месте жительства сроком более двух месяцев. Следует подчеркнуть, что уведомление инспекции об изменении места жительства является прямым основанием для направления запроса, а в случае неуведомления - адрес может быть установлен в ходе первоначальных розыскных мероприятий. И в том и в другом случае порядок передачи исполнения приговора остается неизменным. Следует учитывать, что, если в ходе проверки нового адреса места жительства осужденного будет установлен факт непроживания осужденного по проверяемому адресу или срок проживания по нему будет заявлен осужденным менее двух месяцев, инспекция, направившая запрос, имеет все основания полагать, что осужденный пытается скрыться от исполнения приговора суда и начальник инспекции вправе принять решение о проведении первоначальных розыскных мероприятий.
Кроме того, необходимо представлять, что проверка запросов требует времени, но это время не может быть бесконечным. Таким образом, принимая во внимание специфику работы уголовно-исполнительных инспекций и общие правила, принятые для подготовки ответов на запросы, срок на проведение проверки осужденного по новому месту жительства должен быть установлен 10 дней, а в случае, требующем детального разбирательства, например проверки новой информации, полученной в ходе установки факта проживания осужденного по новому адресу, - не более 1 месяца.
Личные дела пересылаются заказной почтой по запросу инспекции по новому месту жительства осужденных. О получении личного дела инспекция, обслуживающая территорию по новому месту жительства осужденных, в течение трех дней с момента получения высылает подтверждение в инспекцию, выславшую документы.
После постановки на учет осужденный вызывается повесткой в уголовно-исполнительную инспекцию для привлечения его к исполнению приговора суда. При этом порядок и сроки привлечения осужденного к исполнению приговора суда различаются в зависимости от вида наказания и иной меры уголовно-правового характера.
Согласно ч. 1 ст. 47 УК РФ, уголовное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Таким образом, данное наказание имеет два варианта, из чего следуют два различных направления работы уголовно-исполнительной инспекции.
Если осужденному запрещено заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью, уголовно-исполнительная инспекция обязана в течение трех дней с момента получения приговора направить в органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие запрещенной деятельностью, соответствующее извещение и в последующем проконтролировать его исполнение. В случае, если осужденный занимает запрещенные ему должности на государственной службе или в органах местного самоуправления, инспекция должна принять меры к исполнению требований приговора суда администрацией соответствующей организации.
Уголовно-исполнительная инспекция обязана в течение того же срока установить место работы осужденного. На практике это можно сделать только из анализа содержания приговора суда. Однако место работы, указанное в приговоре суда, как правило, является запрещенным осужденному. В связи с этим к моменту постановки осужденного на учет оно не всегда будет соответствовать действительности, ведь осужденный уже, как правило, меняет место работы. Следовательно, без самого осужденного его место работы установить не представляется возможным. Исходя из этого, предусмотренный Инструкцией трехдневный срок извещения администрации организации, в которой работает осужденный, не является реальным. Срок установления места работы осужденного будет соответствовать сроку обеспечения его явки в уголовноисполнительную инспекцию.
Здесь возникает вопрос и о том, предусмотрены ли в законодательстве специальные средства обеспечения явки осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет. Как известно, в ч. 1 ст. 36 УИК РФ указано, что «в срок указанного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью». Таким образом, сам осужденный не должен быть заинтересован занимать запрещенные ему должности или заниматься запрещенной деятельностью.
Вместе с тем наличие этого правила не снимает вопроса о нереальности существующего в ведомственной инструкции трехдневного срока для установления места работы осужденного, не являющегося в уголовно-исполнительную инспекцию, который трудоустроился в другое место, но не занимает запрещенные должности или не занимается запрещенной деятельностью, ибо не существует какого-либо механизма обеспечения явки осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию. На наш взгляд, разрешить сложившуюся ситуацию возможно только посредством закрепления в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве нормы, предусматривающей основания и правовые последствия злостного уклонения осужденного от исполнения требований приговора суда, в том числе обязанности явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет.
Таким образом, принимая во внимание, что в течение месяца после получения приговора суда уголовно-исполнительная инспекция обязана проконтролировать исполнение приговора по месту работы осужденного, максимально возможным сроком обеспечения явки осужденного в инспекцию следует принимать месяц после постановки его на учет. В случае неустановления в месячный срок места нахождения осужденного уголовно-исполнительной инспекцией должны быть начаты первоначальные розыскные мероприятия.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 УИК РФ осужденный к обязательным работам привлекается к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления). В случае неустановления в 15-дневный срок места нахождения осужденного уголовно-исполнительной инспекцией должны быть начаты первоначальные розыскные мероприятия.
Непременным условием привлечения осужденного к обязательным работам к их отбываниию является направление его в организацию для выполнения таких работ. В соответствии с Инструкцией инспекция направляет в организацию, в которой осужденный должен отбывать наказание, копию приговора (определения, постановления) суда и извещение. Лучше всего обеспечить издание приказа о приеме осужденного на работу (в соответствии с приговором суда), ознакомление его под расписку с правилами внутреннего распорядка организации, техники безопасности и производственной санитарии.
Несмотря на это, в некоторых регионах России работодатели заключают с осужденными к обязательным работам срочный трудовой договор. Как представляется, такая практика трудоустройства осужденных небезупречна. Прежде всего потому, что такой договор не будет соответствовать требованиям трудового законодательства по следующим основаниям:
- ст. 59 Трудового кодекса РФ, содержащая перечень лиц, с которыми может быть заключен срочный трудовой договор, и другие федеральные законы не предусматривают возможности заключения срочного трудового договора с осужденными к обязательным работам;
- срочный трудовой договор - это разновидность трудового договора вообще, следовательно, он должен содержать существенные условия трудового договора, указанные в ст. 57 ТК РФ. Среди существенных условий трудового договора ст. 57 ТК РФ называет «условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника ...)». Таким образом, трудовой договор вообще и срочный трудовой договор в частности могут быть только возмездными. Исходя же из буквы и духа УК РФ и УИК РФ, обязательные работы заключаются в выполнении именно бесплатных общественно полезных работ;
- трудовой договор, как и любой договор вообще, предполагает согласие работника на его заключение. Осужденный же к обязательным работам не может отказаться от заключения трудового договора.
Кроме того, заключение срочного трудового договора не решит проблему возмещения вреда при причинении осужденному увечья, связанного с выполнением обязательных работ. Часть 3 ст. 28 УИК РФ указывает на то, что возмещение вреда осужденному производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. В то же время законодательство о труде не предусматривает этого порядка. Порядок возмещения вреда предусмотрен Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний». Исходя из смысла ст.ст. 3 и 4 рассматриваемого Закона, возмещение вреда по линии социального страхования возможно не только при наличии страхового случая, заключенного трудового договора, но и при установлении факта уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования из заработной платы лица. Но установить этот факт не представляется возможным, поскольку заработная плата осужденным к обязательным работам не выплачивается. Поэтому наиболее приемлемым в анализируемом случае является применение положений ст.ст. 1064, 1084-1094 ГК РФ. Данный способ возмещения ущерба является универсальным, ибо он действует не только в отношении лиц, исполняющих обязанности по договору, но и в иных установленных законом случаях. Ответственность при этом будет возлагаться на причи- 1
нителя вреда .
Указанные обстоятельства позволяют заключить, что основание возникновения отношений между организацией и осужденным по выполнению обязательных работ не должно быть облечено в форму трудового договора.
Как представляется, это основание устанавливается не договором, а следующими актами:
- документом органа местного самоуправления, согласованным с уголовно-исполнительной инспекцией, который включает данную организацию в число объектов для отбывания обязательных работ;
- извещением уголовно-исполнительной инспекции с приложением копии приговора и табелем учета отработанного времени.
Основанием для направления осужденного на объект выполнения обязательных работ является предписание уголовно-исполнительной инспекции, представленное осужденным.
После прибытия осужденного в организацию он закрепляется за определенным администрацией объектом. При этом администрация организации обязана:
- издать приказ об организации отбывания обязательных работ;
- ознакомить осужденного под расписку с правилами внутреннего распорядка организации, техники безопасности и производственной санитарии; [1]
- назначить сотрудника, осуществляющего контроль за выполнением осужденным обязательных работ. В обязанности этого сотрудника также входит: ведение табеля учета отработанного времени, а также своевременное уведомление уголовно-исполнительной инспекции о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания;
- выдать осужденному наряд (наряды) на выполнение работ исходя из установленных нормативов.
Иными словами уголовно-исполнительная инспекция в течение 15 дней со дня получения приговора обязана:
- зарегистрировать приговор установленным порядком;
- направить в суд извещение о принятии приговора к исполнению;
- направить в орган внутренних дел сообщение о постановке осужденного на учет как имеющего судимость, где указать на необходимость в целях осуществления контроля известить уголовно-исполнительную инспекцию в случае обращения осужденного в подразделение по вопросам миграции для снятия с регистрационного учета;
- направить в военный комиссариат (в случае, если осужденный призывного возраста) соответствующее сообщение;
- завести на осужденного личное дело;
- направить осужденному повестку о явке в уголовно-исполнительную инспекцию для привлечения к исполнению приговора по адресу, указанному в приговоре;
- добиться явки осужденного (хотя УИК РФ не предусматривает никаких механизмов обеспечения явки осужденных в УИИ, например привод осужденных);
- отобрать у осужденного подписку, анкету, разъяснить осужденному порядок и условия отбывания наказания под роспись, составить справку о проведенной беседе;
- выдать осужденному предписание;
- направить в соответствующую организацию извещение. К извещению прилагается копия приговора, заверенная печатью уголовно-исполнительной инспекции, и табель учета отработанного времени.
Осужденные к исправительным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления) (ч. 2 ст. 39 УИК РФ). После постановки осужденного на учет и проведения с ним беседы уголовноисполнительная инспекция определяет осужденному конкретное предприятие в районе его места жительства, на котором будут выполняться исправительные работы.
Осужденному выдается предписание, а в соответствующее предприятие (учреждение, организацию) направляется извещение совместно с расчетными сведениями.
Как известно, наказание в виде исправительных работ назначается как осужденному, не имеющему основного места работы, и отбывается в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, но в районе места жительства осужденного, так и осужденному, имеющему основное место работы к моменту осуждения. В этом случае исправительные работы отбываются по месту работы осужденного. Исправительные работы практически невозможно исполнить, если они назначены осужденным, не имеющим определенного места жительства, инвалидам II группы, несовершеннолетним, которые поступили на учебу, а также взрослым, если они после вынесения обвинительного приговора суда и до вступления его в силу самостоятельно трудоустроились в организации, расположенные не в районе их места жительства. К этому следует добавить, что в некоторых муниципальных образованиях существует серьезная проблема с определением организаций для трудоустройства осужденных к наказаниям в виде исправительных работ в связи с отсутствием вакантных рабочих мест. В свете сказанного особую актуальность приобретает вопрос об изменении законодательной модели назначения и исполнения исправительных работ, которая, на наш взгляд, должна предусматривать запрет назначения исправительных работ иностранцам, несовершеннолетним, не достигшим 16 лет. Кроме того, следует закрепить в законе возможность трудоустройства осужденных через службы занятости населения, которые эффективнее
могли бы решать эти вопросы по сравнению с органом местного само-
1
управления . [2]
Ограничение свободы. В день явки осужденного к ограничению свободы уголовно-исполнительная инспекция проводит с ним первоначальную беседу, в ходе которой:
- проверяет документы, удостоверяющие личность осужденного, составляет анкету (приложение № 9 к Приказу Минюста России от 11 октября 2010 г. № 258 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы»), в которой отражаются гражданство, место регистрации и жительства, работы, учебы, контактные телефоны, сведения о родственниках и лицах, проживающих совместно с ним, а также входящих в круг его общения, и другие сведения;
- выясняет сведения, имеющие значение для исполнения приговора (постановления, определения) суда (наличие документов, необходимых для трудоустройства, заграничного паспорта, прежних судимостей, состояние здоровья, материальное положение и др.);
- разъясняет порядок и условия отбывания наказания, назначенного приговором суда, права и обязанности осужденного, ответственность за их несоблюдение;
- разъясняет ответственность за совершение повторного преступления;
- разъясняет порядок применения мер поощрения и взыскания, право инспекции использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о его поведении;
- разъясняет ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 314 УК РФ, за злостное уклонение от отбывания наказания, назначенного осужденному в качестве дополнительного вида наказания;
- разъясняет право осужденного на обращение в суд с ходатайством об отсрочке исполнения приговора на определенный срок при наличии оснований, перечисленных в п.п. 1 или 3 ч. 1 ст. 398 УПК РФ;
- разъясняет осужденному, гражданину Российской Федерации, не имеющему документов, удостоверяющих личность, о необходимости обращения в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту пребывания или по месту фактического проживания для получения временного удостоверения личности гражданина либо паспорта, а также о наступлении административной ответственности за отсутствие указанных документов и регистрации;
- разъясняет права осужденного на обращение в инспекцию для оказания помощи в трудоустройстве;
- разъясняет права осужденного, сопряженные с отбыванием наказания, в том числе о праве на обращение в органы социальной защиты населения для оказания социальной помощи при тяжелом материальном положении (по оплате оформления документа, удостоверяющего личность, и др.).
Беседа с несовершеннолетним осужденным может проводиться в присутствии его родителей или законных представителей.
По окончании беседы инспекция:
- составляет документ о правах и обязанностях осужденного и ответственности за допущенные нарушения в период отбывания наказания - подписку (приложение № 10 к Приказу Минюста России от 11 октября 2010 г. № 258 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы»);
- выдает осужденному памятку (приложение № 11 к Приказу Минюста России от 11 октября 2010 г. № 258 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы»);
- устанавливает осужденному дни явки в инспекцию для регистрации в соответствии с определенной судом периодичностью, за исключением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, установленных законодательством Российской Федерации, а также выходных дней, определенных для инспекций в соответствии с регламентом работы инспекций, и заводит регистрационный лист (приложение № 12 к Приказу Минюста России от 11 октября 2010 г. № 258 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы»);
- направляет сообщение (приложение № 13 к Приказу Минюста России от 11 октября 2010 г. № 258 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы») по месту работы и (или) учебы осужденного, которому установлены ограничения не изменять место работы и (или) учебы без согласия инспекции.
По окончании беседы в случае проживания осужденного к ограничению свободы без регистрации инспекция направляет дополнительную информацию в территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган внутренних дел о выявленном факте.
В случае, если осужденный к ограничению свободы не имеет гражданства Российской Федерации и разрешения на проживание и временное пребывание, инспекция направляет в территориальный орган Федеральной миграционной службы информацию об отсутствии таких документов.
Отсрочка отбывания наказания. Согласно ст. 177 УИК РФ, администрация исправительного учреждения направляет в суд представление об освобождении осужденного. К представлению прилагаются характеристика осужденного, справка о согласии родственников принять его и ребенка, предоставить им жилье и создать необходимые условия для проживания, либо справка о наличии у него жилья и необходимых условий для проживания с ребенком, медицинское заключение о беременности женщины либо справка о наличии ребенка, а также личное дело осужденного.
Администрация исправительного учреждения, получив определение суда об отсрочке отбывания наказания в отношении осужденного, освобождает ее. При этом у осужденного отбирается подписка о явке в уголовно-исполнительную инспекцию по месту ее жительства в трехдневный срок со дня прибытия.
Осужденный следует к месту жительства самостоятельно за счет государства.
В день освобождения в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного направляется копия определения суда об отсрочке отбывания наказания с указанием даты освобождения.
Осужденный с отсрочкой отбывания наказания обязан явиться в инспекцию по месту жительства в трехдневный срок со дня прибытия из исправительного учреждения (ч. 4 ст. 177 УИК РФ).
После явки осужденного уголовно-исполнительная инспекция в течение трех суток обязана направить подтверждение в исправительное учреждение по месту освобождения осужденного (ч. 8 ст. 177 УИК РФ).
В случае неприбытия осужденного в двухнедельный срок со дня его освобождения инспекция обязана приступить к проведению первоначальных розыскных мероприятий (ч. 1 ст. 178 УИК РФ). Такой же срок отводится и на привлечение осужденного к исполнению решения суда, если ему отсрочка была предоставлена в зале суда.
Не менее актуальным является вопрос о сроке привлечения условно осужденного к выполнению требований приговора суда. В настоящее время этот срок можно установить из смысла некоторых положений норм действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, которые направлены на обеспечение своевременного выполнения осужденным предъявляемых к нему требований. К их числу относится угроза отмены условного осуждения за систематическое нарушение общественного порядка, за что привлекался к административной ответственности, систематическое неисполнение возложенных на него судом обязанностей, либо если он скрылся от контроля уголовно-исполнительной инспекции. Если условно осужденный в течение продленного испытательного срока в связи с его уклонением от возмещения вреда, причиненного преступлением, в размере, определенном решением суда, систематически уклоняется от возмещения указанного вреда, суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции также может вынести решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.
В соответствии с ч. 5 и 6 ст. 190 УИК РФ систематическим неисполнением обязанностей, возложенных на условно осужденного, является продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом, а скрывающимся от контроля признается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней условно осужденного. Исходя из этого, уголовно-исполнительная инспекция обязана в течение 30 дней добиться явки условно осужденного в целях обеспечения персонального учета на основании ч. 1 ст. 188 УИК РФ, а в случае установления факта уклонения от контроля за его поведением, на основании ч. 5 ст. 188 УИК РФ, приступить к проведению первоначальных розыскных мероприятий.
В то же время угроза отмены условного осуждения, предусмотренная ч. 2.1, 3 ст. 74 УК РФ и ч. 4 ст. 190 УИК РФ, начинает выполнять функцию обеспечения своевременного выполнения осужденным предъявляемых к нему требований только после того, как осужденному будут разъяснены его обязанности и последствия их невыполнения, что будет подтверждаться отобранной у него подпиской. Осуществить это возможно, если осужденный явится в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет. Если же этого не происходит, то уголовноисполнительная инспекция должна вынести постановление о приводе и доставить осужденного в инспекцию. Однако вся нагрузка, связанная с доставлением осужденного, ложится на инспектора[3]. Если к этому добавить, что основную часть сотрудников инспекции составляют женщины, то не приходится сомневаться в том, что предусмотренная возможность привода осужденного в инспекцию не обеспечивает в полной мере своевременную постановку осужденного на учет и, как следствие исполнение осужденным требований приговора суда.
Единственным выходом из сложившейся ситуации является признание факта разъяснения осужденному его обязанностей и последствий их невыполнения на стадии провозглашения приговора судом. Председательствующий обязан разъяснить осужденному значение испытательного срока и предупредить о последствиях совершения им в течение испытательного срока нового преступления или систематических нарушений общественного порядка, а также нарушения возложенных на него обязанностей, если таковые возлагались. Документом, который содержит доказательство такого разъяснения и предупреждения, будет являться протокол судебного заседания.
По прибытии осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию с ним проводится беседа. По окончании беседы у осужденного отбирается соответствующая подписка, составляется анкета, оформляется справка, которые подшиваются в его личное дело.
Привлечение осужденного к исполнению наказания или меры уголовно-правового характера без изоляции от общества является обязанностью уголовно-исполнительной инспекции. Эта обязанность должна заключаться в разъяснении осужденному порядка и условий исполнения приговора, его прав и обязанностей, оснований и порядка применения к нему мер поощрения и взыскания, в уточнении и проверке анкетных данных, выяснении сведений о его близких родственниках и иных лицах, которые могут оказывать на него влияние.
[1] См. подробнее: Агашев Д.В. Некоторые вопросы правового регулирования труда осужденных к обязательным работам. Деятельность уголовно-исполнительных инспекций. Ч. 2. - М., 2006. - С. 262-267.
[2] Это предложение поддерживается и другими учеными, а также опрошенными сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций Западно-Сибирского региона. См.: Савельева Ю.И. Исполнение исправительных работ: теория и практика: дис. ... к.ю.н. - Иркутск, 2005. - С. 162; СмирновА.Н. Уголовное наказание в виде исправительных работ: автореф. дис. ... к.ю.н. - Томск, 2007. - С. 21-22 и др.
[3] Именно поэтому сотрудники уголовно-исполнительных инспекций очень часто проводят мероприятия, связанные с постановкой на учет по месту жительства осужденного.
|