Четверг, 26.06.2025, 16:41
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Общие вопросы контроля за осужденными

Осуществление контроля за поведением осужденных без изоляции от общества подробно регламентируется Уголовно-исполнительным кодексом РФ, Положением об уголовно-исполнительных инспекциях, Инструкцией по организации исполнения наказаний и мер уголовноправового характера без изоляции от общества, Инструкцией по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы, утвержденной приказом Минюста России от 11 октября 2010 г. № 258.

Контроль за осужденными предполагает проверку выполнения ими требований, предусмотренных УИК РФ в отношении каждого вида наказания и иной меры уголовно-правового характера. Вместе с тем к числу обязанностей осужденных без изоляции от общества, предусмотренных УИК РФ, можно также отнести и некоторые из основных обязанностей осужденных, указанных в ст. 11 УИК РФ. Исходя из того, что ст. 11 УИК РФ содержится в главе 2 «Правовое положение осужденных», в связи с чем относится к числу норм Общей части уголовноисполнительного законодательства, ее положения в принципе должны действовать в отношении всех осужденных, в том числе и осужденных без изоляции от общества. Так, например, обязанности осужденных, предусмотренные в ч. 2 - 5 ст. 11 УИК РФ, на наш взгляд, носят специфический характер и всецело распространяются на осужденных без изоляции от общества. Более того, как отмечается А.И. Зубковым[1], обязанность «являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора» в большей мере «относится к осужденным, в отношении которых исполняются наказания без изоляции от общества».

Требование ч. 1 ст. 11 УИК РФ исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения является общегражданской обязанностью осужденных. Применение положения ч. 1 ст. 11 УИК РФ «соблюдать требования санитарии и гигиены», например, к осужденным женщинам с отсрочкой также не вызывает сомнения. Это предписание, как представляется, можно рассматривать в качестве обязанности осужденных женщин, поскольку соблюдение требований санитарии и гигиены является непосредственным условием выполнения другой обязанности - ухода за ребенком.

Контроль уголовно-исполнительной инспекции за поведением осужденных к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества осуществляется в трех формах.

Во-первых, проверка осужденных по учетам органов внутренних дел с точки зрения совершения ими правонарушений и преступлений в период нахождения на учете.

Во-вторых, проверка осужденных по месту жительства, работы (учебы) и в общественных местах, которые проводятся сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции, органа внутренних дел или представителями администрации (работодателем), выступающими в этом случае субъектами контроля.

В-третьих, контроль может осуществляться посредством бесед с осужденными. Указанные формы контроля, составляющие его содержание, нельзя отождествлять с объектом контроля. Все эти формы необходимы для осуществления контроля за соблюдением осужденными предъявляемых к ним требований. Вместе с тем приведенный перечень форм осуществления контроля не означает, что все они выполняют только одну функцию - контрольную. Нельзя сбрасывать со счетов тот профилактический и воспитательный потенциал, который они в себе несут.

Все формы контроля носят обязательный периодический характер. Проверка осужденных по существующим учетам органов внутренних дел осуществляется ежеквартально. Ее результаты в письменном виде подшиваются в личное дело осужденного. Исключением в этом случае являются осужденные к обязательным работам, они должны быть проверены по существующим учетам органов внутренних дел при постановке на учет. Повторные проверки могут быть осуществлены по мере необходимости. Данный вывод обусловлен небольшими сроками обязательных работ (от 60 до 480 часов, не более 4 часов в день, т.е. от 15 дней до 4 месяцев без учета выходных), а также отсутствием в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации каких-либо мер воздействия на осужденных к обязательным работам, совершившим административные правонарушения в течение срока исполнения приговора суда. Вместе с тем первая проверка необходима для определения форм профилактической работы с каждым осужденным.

Проверка осужденных по месту жительства осуществляется ежеквартально сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции либо органа внутренних дел, за исключением осужденных к обязательным работам, которые должны быть проверены по месту жительства при постановке на учет, повторные проверки могут быть проведены по мере необходимости.

Контроль по месту работы (учебы) осуществляется представителями администрации (работодателем) и сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции. Его периодичность зависит от личности осужденного, а минимально возможная периодичность проверок сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции определена действующим законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами (осужденные к обязательным работам - один раз за время отбывания наказания, осужденные к исправительным работам - один раз в год, женщины с отсрочкой - один раз в случае трудоустройства, условно осужденные с обязанностью, связанной с трудом, - один раз при трудоустройстве).

Контроль в общественных местах осуществляется сотрудниками органа внутренних дел, а в случае необходимости - сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции. Он направлен на выявление фактов неправомерного поведения осужденных.

В плане обеспечения получения максимума информации о подконтрольном, необходимой для проведения с ним воспитательно-профилактической работы, нужно отметить такую форму контроля, как беседы. Они в зависимости от поставленной цели могут носить не только информативный, но и профилактический характер. Практика показывает, что для проведения плановых бесед около 60 % лиц, состоящих на учете, вызываются в инспекцию ежеквартально. Исключение составляют случаи, когда на условно осужденного возложена обязанность ежемесячно являться в инспекцию для регистрации или он нарушил требования режима, в связи с чем и вызывается в инспекцию «вне плана».

Периодичность осуществления любой из названных форм контроля может быть при необходимости увеличена сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций путем письменного обоснованного запроса на имя начальника органа внутренних дел, а контроль по месту работы (учебы) со стороны администрации (работодателя) - путем письменного запроса производственной (учебной) характеристики.

Как контроль за исполнением приговора суда, так и профилактическая работа, проводимая уголовно-исполнительной инспекцией с осужденными, осуществляется в соответствии с требованиями Уголовного, Уголовно-исполнительного и Уголовно-процессуального кодексов Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актов.

Профилактическая работа с осужденными к наказаниям и иным мерам уголовно-правовой ответственности, не связанным с изоляцией от общества, организуется только индивидуально. Осуществление уголовно-исполнительной инспекцией специального предупреждения рецидива имеет целью устранение, ослабление или нейтрализацию антиобщественных свойств личности осужденного. Кроме того, опосредованно, при исполнении наказаний и мер уголовно-правовой ответственности, не связанных с изоляцией от общества, в ходе контроля поведения осужденного уголовно-исполнительные инспекции влияют и на те условия, в которых негативные свойства личности осужденного могут проявиться.

Говоря об антиобщественных свойствах личности осужденного, следует иметь в виду, что уже при назначении наказания или иной меры, не связанных с изоляцией от общества, такие свойства судом учтены и, фактически, судебным решением определены возможные профилактические меры. Такие меры связаны с проведением с осужденным индивидуальных профилактических бесед и осуществлением контроля исполнения им приговора суда.

Содержание специального индивидуального предупреждения рецидива отличается в зависимости от примененного наказания или иной меры уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества. Поэтому рассмотрение перечисленных форм контроля неполно без ознакомления с их специфическим содержанием применительно к каждой категории осужденных без изоляции от общества.

 

[1] Уголовно-исполнительное право России: учебник для юридических вузов и факультетов. - М., 1999. - С. 396.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (09.07.2017)
Просмотров: 125 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2025
Сайт создан в системе uCoz


0%