Четверг, 26.06.2025, 17:10
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Взаимодействие уголовно-исполнительных инспекций с другими субъектами предупреждения преступности

Предупреждение преступлений со стороны осужденных при исполнении наказаний и иных мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества, не может быть осуществлено только уголовно-исполнительными инспекциями. Эта деятельность включает в себя довольно обширный круг участников. Прежде всего, это правоохранительные органы. Так, органы внутренних дел, ввиду отбывания осужденными наказания или иной меры уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества, фактически по месту жительства в большей степени задействованы в проведении с ними профилактической работы. Такое взаимодействие осуществляется в соответствии с Регламентом взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации № 190/912 от 4 октября 2012 г. Особое место в проводимой работе отведено несовершеннолетним осужденным. В части профилактики преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств взаимодействие осуществляется с подразделениями наркоконтроля. В этом случае непосредственное участие указанных подразделений в работе с осужденными к наказаниям и иным мерам уголовно-правовой ответственности, не связанным с изоляцией от общества, реализуется при контроле за исполнением осужденными установленных приговором суда лечения от наркомании и медико-социальной реабилитации (при условном осуждении, при отсрочке отбывания наказания больным наркоманией, при возложении такой обязанности осужденным к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества). Взаимодействие с Федеральной службой судебных приставов непосредственно реализуется в работе с условно осужденными, которые причинили своим преступлением определенный ущерб, возмещение которого предусмотрено судом.

Вместе с тем следует отметить, что лишь в ч. 2 ст. 187 УИК РФ прямо указано, что в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, в контроле за поведением условно осужденных участвуют работники соответствующих служб органов внутренних дел.

Взаимодействие уголовно-исполнительных инспекций с иными правоохранительными органами и в части других мер уголовно-правового характера и наказаний, не связанных с изоляцией от общества, осуществляется в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами, распоряжениями, указаниями, на основе совместных регламентов, инструкций и соглашений, а также вытекает из порядка применения уголовного, уголовно-исполнительного и административного законодательства.

Помимо прочего, органы внутренних дел непосредственно задействованы в проведении розыскных мероприятий в отношении осужденных, скрывшихся от контроля уголовно-исполнительной инспекции (в соответствии с ч. 3 ст. 18.1. УИК РФ).

Проводимая уголовно-исполнительной инспекцией профилактическая работа во взаимодействии с указанными структурами направлена, прежде всего, на пресечение совершаемых или совершенных как нарушений порядка и условий соответствующих видов наказаний или иных мер уголовно-правового характера, так и административных и иных правонарушений и преступлений.

Наиболее широкий перечень субъектов предупреждения представлен в части организации профилактической работы с несовершеннолетними. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» определяет, что в этой работе задействованы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. Вместе с тем участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций предусмотрено в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

В настоящее время растет роль органов власти субъектов Российской Федерации в организации работы по предупреждению преступлений и правонарушений на территории республик, краев и областей. Не меньшее значение придается в организации профилактической работы и органам местного самоуправления. Нельзя не отметить такую работу, проводимую с несовершеннолетними. Вместе с тем практически на всей территории России приняты и действуют специальные программы по обеспечению общественной безопасности, где отдельным разделом предусмотрены мероприятия, проводимые и с осужденными к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества. В этой работе прямо задействованы органы управления социальной защитой населения, органы управления здравоохранением, органы службы занятости.

Говоря о предупреждении преступности и субъектах такого предупреждения, нельзя не остановиться на таких их представителях, как институты гражданского общества. Актуальность этому вопросу придают преобразования и реформы последнего времени, направленные на построение и становление демократической политической системы и укрепление правового государства, что, в свою очередь, во многих аспектах связывается с развитием и укреплением гражданского общества[1]. В свою очередь, содержание понятия «гражданское общество» достаточно широко и многогранно, и завершение дискуссий по этому вопросу в ближайшее время трудно предвидеть.

Гражданское общество представляется и совокупностью исключительно негосударственных объединений граждан, преследующих общие групповые интересы, и совокупностью всех объединений граждан, созданных по их инициативе, направленных на обеспечение прав и свобод, повышение качества жизни. Кроме этого, гражданское общество определяют и как совокупность отношений в экономике, культуре и других сферах, развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства, и как общество свободных и равноправных граждан, отношения между которыми в сфере экономики, культуры развиваются независимо от государственной власти и т. д. Многообразие дефиниций, определяющих гражданское общество, только подтверждает его масштаб и значение на современном этапе развития российской государственности.

Представителями гражданского общества, безусловно, являются такие добровольные формирования граждан, как общественные организации или объединения.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82- ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Вместе с тем ст. 2 этого же Закона указывает, что его действие распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

Следует подчеркнуть, что понятие институтов гражданского общества не исчерпывается лишь структурами общественных объединений, оно выходит за их рамки и представляется более широким. Так, институты в рамках гражданского общества, как некие общности, где, в частности, вполне обоснованно выделяются такие, как общественные объединения, религиозные организации, коммерческие организации и создаваемые ими некоммерческие союзы, уже захватывают большее пространство, чем только общественные объединения. Ряд авторов институты гражданского общества определяют и по иным признакам[2]. Например, с экономической точки зрения к структурным элементам гражданского общества относят негосударственные коммерческие и некоммерческие предприятия и организации. В социально-политической сфере подразделяют семью как социальную ячейку гражданского общества; общественные, общественно-политические, политические партии и движения; органы общественного самоуправления по месту жительства и работы; общественные объединения, реализующие механизмы выявления, формирования и выражения общественного мнения, механизмы социализации, а также разрешения социальных конфликтов; негосударственные средства массовой информации. В духовном аспекте выделяют религиозные организации, объединения, обеспечивающие свободу мысли, слова; объединения, занимающиеся вопросами самостоятельности и независимости от государственных структур научных, творческих и других взглядов.

В целом, институты гражданского общества, как предполагается, отдают приоритеты правам и свободам человека, повышению качества его жизни.

Безусловно, все перечисленные составляющие гражданского общества влияют на состояние рецидивной преступности в целом, однако в части работы с осужденными к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества, их круг целесообразно сузить хотя бы до тех, которые наиболее задействованы в решении этого вопроса либо непосредственно соприкасаются с осужденными.

Исходя из этого, среди институтов гражданского общества, которые непосредственно могут привнести позитивный вклад в профилактическую работу с осужденными к наказаниям и иным мерам уголовноправового характера, не связанным с изоляцией от общества, можно выделить, во-первых, семью как социальную ячейку гражданского общества, во-вторых, органы общественного самоуправления по месту жительства и работы, в-третьих, общественные объединения и коммерческие организации, реализующие механизмы социализации, и, в-четвертых, религиозные организации.

Семья (родственники) осужденного - тот институт гражданского общества, который, практически, непосредственно и постоянно имеет влияние на осужденного. В первую очередь, это семьи несовершеннолетних и женщин или мужчин, имеющих детей до 14 лет. В свою очередь, органы общественного самоуправления по месту жительства и работы (например, общественные домовые комитеты или профессиональные союзы) способны осуществлять общественное воздействие на осужденного и реализовывать общественный контроль за его поведением. Общественные объединения и коммерческие организации, реализующие механизмы социализации (например, обеспечивающие временное проживание осужденных, реализующие антинаркотические или антиалкогольные программы), проводят профилактическую работу в период нахождения осужденного в сфере их деятельности, религиозные организации, безусловно, в части верующих осужденных, - постоянно, и такая работа связана с духовно-нравственным воспитанием осужденных.

Многообразие институтов гражданского общества и динамика их развития на современном этапе обусловливают необходимость постоянного мониторинга форм их работы, целей и задач деятельности, возможностей достаточной длительности сотрудничества. При этом следует учитывать, что инициатива в организации такого взаимодействия в большей степени принадлежит уголовно-исполнительным инспекциям, помимо этого обязательным условием такого взаимодействия должна быть способность таких институтов оказывать позитивное воздействие на осужденных, помогать персоналу. Вместе с тем такая работа не может быть основана на эпизодических мероприятиях, в ней необходима система, предполагающая долгосрочное перспективное сотрудничество.

Учитывая, что понятие предупреждения преступности в целом рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию детерминант преступности (причин, условий, факторов), а, в свою очередь, к причинам преступления относят антиобщественные свойства личности преступника, к условием преступления - конкретную жизненную ситуацию, в которой проявляются эти свойства личности, к факторам - существенные социальные обстоятельства, влияющие на преступность[3], вполне обоснованно можно рассматривать вопрос о том, какие из рассматриваемых субъектов предупреждения преступности на какие из детерминант могут оказывать влияние. Безусловно, в этом случае не следует выделять важность одних субъектов и незначительность других, ведь только комплексное воздействие на все детерминанты преступности может ее снизить или предупредить. Однако сама работа по устранению, ослаблению или нейтрализации детерминант преступности различается по объему, затратам и времени.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в любом случае правоохранительные органы в большей степени имеют возможность воздействия на такие детерминанты преступности, как условия и редко факторы, причины же преступности в своем большинстве, в этом случае, находятся вне пределов их компетенции. Органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления воздействуют на факторы и отчасти условия преступности. Исключение в этом случае составляют лишь несовершеннолетние осужденные к наказаниям и иным мерам уголовно-правовой ответственности, не связанным с изоляцией от общества. Среди институтов гражданского общества только семья, общественные домовые комитеты, рабочие коллективы, профессиональные союзы и религиозные организации способны реально воздействовать на личность осужденного, то есть оказывать позитивное влияние на причины преступности. В данном аспекте только уголовно-исполнительные инспекции способны непосредственно воздействовать и на причины преступности, и на ее условия. Однако такое воздействие напрямую связано с деятельностью судов при исполнении вступивших в законную силу судебных решений. Следовательно, деятельность судов по предупреждению повторных преступлений не завершается вынесением решения о наказании или иной мере уголовно-правовой ответственности, не связанной с изоляцией от общества.

 

[1] См., например: Путин В.В. Президент Российской Федерации. Стенограмма заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека. [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - URL: http: www.kremlin.ru.

[2] См., например: Нудненко Л.А. Гражданское общество и демократия в России // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сб. статей / под ред. В.Ф. Воловича. - Томск, 2001. - Ч. 7. - С. 101-103; Егоров А.Н. Гражданское общество как главный инструмент противодействия коррупции // Противодействие коррупции на федеральном, региональном и муниципальном уровнях: материалы Междунар. науч.-практич. конф., посвященной 112-летию Юридического института Томского государственного университета и необходимости разработки программы противодействия коррупции на муниципальном уровне (Томск, 21-24 декабря 2010 г.). - Томск, 2010. - С. 49-51; Постол В.И. Гражданское общество в России: исторический дискурс // Документ: история, теория, практика: сб. материалов V Всерос. науч.-практич. конф. с международным участием (г. Томск, 27-28 октября 2011 г.). - Томск, 2012. - С. 294-298.

[3] Прозументов Л.М., Шеслер А.В. Криминология. Общая часть: учебник. - Томск: ООО «ДиВо», 2007. - С. 98-112.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (09.07.2017)
Просмотров: 197 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2025
Сайт создан в системе uCoz


0%