Среда, 27.11.2024, 21:34
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Пытки и жестокое обращение

Как было отмечено в докладе за 2015 год, несмотря на многолетние рекомендации международных договорных органов в области прав человека внести изменения в УК РФ с целью криминализации пыток как должностного преступления, этого не было сделано и в 2016 году.

В ноябре Российская Федерация представила Шестой периодический доклад в Комитет против пыток ООН. Отвечая на рекомендацию комитета о необходимости приведения определения пытки как состава преступления в национальном законодательстве в соответствии со статьей [1] Конвенции против пыток, авторы указали на отсутствие такой необходимости, поскольку пытка как состав преступления присутствует в нескольких статьях УК РФ. Действительно, пытка присутствует в статьях 117 и 302. Однако, как мы отметили в докладе за 2015 год, первая не применяется в отношении должностных лиц, а вторая позволяет привлекать к ответственности следователя или дознаватели только в том случае, если они использовали пытки для получения показаний. Приведенная в приложении к Шестому периодическому докладу статистика убедительно показывает неработоспособность статьи 302 в части привлечения должностных лиц к ответственности за пытки.

В российской правоприменительной практике пытки чаще всего рассматриваются как превышение должностных полномочий с применением физического насилия. Согласно данным статистики Судебного департамента при Верховном суде РФ в первом полугодии 2016 года за преступления, предусмотренные частью 3 статьи 286 (превышение должностных полномочий с применением насилия или с угрозой его применения; с применением оружия или специальных средств; или с причинением тяжких последствий), было осуждено 462 человека (за этот же период 2015 — 486). В сложившейся структуре формирования официальной статистики можно увидеть разбивку по социальному статусу осужденных, включая возраст, образование, место проживания, впервые осужден или нет и т. д. Однако в этой разбивке отсутствует указание на то, в каком ведомстве работало должностное лицо в момент совершения преступления. Таким образом, мы не видим, какие именно должностные лица были осуждены по этой статье, тем не менее характер преступления позволяет предположить, что большинство осужденных были сотрудниками правоохранительных органов. Из общего числа осужденных 95 должностных лиц были приговорены к лишению свободы (90 — в первом полугодии 2015), 206 — к условному лишению свободы (218), 149 — к штрафу (168) 1.

СМИ регулярно сообщали о случаях применения незаконного насилия в полиции, ходе расследования и судебных разбирательствах по таким делам. «Яндекс» на запрос «пытки в полиции» выдает список из сотен новостных сообщений из разных уголков страны.

Жалобы на пытки и жестокое обращение продолжали регулярно поступать в правозащитные организации. Речь в них шла как о недавних случаях, так и о тех, что произошли раньше, но пострадавшие не смогли добиться восстановления справедливости. Только в производстве Фонда «Общественный вердикт» в 2016 году было 56 дел, касающихся нарушения права не подвергаться пыткам и жестокому обращению.

Правозащитники неоднократно отмечали, что пытки и жестокое обращение — распространенная практика, ситуация из года в год мало меняется, преступления происходят в разных регионах, но фабулы дел довольно типичные. Человека по разным основаниям задерживают, доставляют в отдел полиции, избивают, надевают пакет или противогаз на голову, выкручивают руки, применяют электрический ток, угрожают применением сексуального насилия или применяют другие насильственные действия с целью получить нужные сведения или просто продемонстрировать власть. В практике правозащитных организаций есть и случаи, когда пытки применялись к свидетелям, готовым давать показания.

В январе в «Общественный вердикт» обратилась многодетная мать из г. Усолье-Сибирское Иркутской области Марина Рузаева. Женщина рассказала, что вечером 2 января 2016 года к ней домой пришли двое молодых людей, они предъявили удостоверения полицейских и сообщили, что произошло убийство соседа Рузаевой. Женщине предложили поехать в отдел полиции, чтобы посмотреть фотографии возможных подозреваемых. Там ее завели в кабинет, где сотрудник велел ей снять сапоги. Двое полицейских, которые привезли женщину, встали у нее за спиной, надели наручники, а на голову пакет и стали требовать, чтобы она «все рассказала». Рузаева спросила, что она должна рассказать, в ответ один из сотрудников ударил ее электрошокером. Только через пять с половиной часов, в 23:30, женщину отпустили. Напоследок Рузаеву толкнули с лестницы в сторону мужа, который за ней приехал. Через несколько дней она обратилась к медикам, которые зафиксировали у нее многочисленные ушибы головы и тела и электроожоги [2]

 

[1] См. Таблицу № 10.3 «Отчет о видах наказания по наиболее тяжкому преступлению (без учета сложения)» / Судеб. департамент при ВС РФ. URL http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=3578.

[2] Дело Марины Рузаевой // Обществ. вердикт. 21.03.2017. URL: http://publicverdict.org/topics/ cases/12163.html.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (10.07.2017)
Просмотров: 152 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%