Федеральным законом от 6 июля 2016 года № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» были внесены весьма спорные изменения, направленные на регулирование «миссионерской деятельности» [1] [2]. Само это понятие впервые введено в федеральное законодательство. Под ним весьма спорно понимается «деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо другими законными способами». Миссионерская деятельность религиозного объединения беспрепятственно осуществляется «в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения; в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения; в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий; в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями; на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве; в местах паломничества; на кладбищах и в крематориях; в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов».
Закон прямо запрещает осуществление миссионерской деятельности в жилых помещениях (за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 16 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»), в принадлежащих другому религиозному объединению помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения, без письменного согласия руководящего органа соответствующего религиозного объединения.
Предусмотрено, что «осуществляющие миссионерскую деятельность от имени религиозной группы, обязаны иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, выданного территориальным органом федерального органа государственной регистрации». При этом «миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации». Иные граждане и юридические лица «вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации только при наличии у них документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации». В нем должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, а значит, конституционные права религиозных объединений, действующих без регистрации, таким образом неправомерно ограничиваются.
Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, законно находящихся на территории Российской Федерации, то они вправе осуществлять миссионерскую деятельность «от имени религиозной группы — только на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположен территориальный орган федерального органа государственной регистрации, выдавший письменное подтверждение получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы», при наличии соответствующего документа. Иностранные граждане, въехавшие на территорию Российской Федерации по приглашению религиозной организации, «вправе осуществлять миссионерскую деятельность только от имени указанной религиозной организации на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой ее деятельности» и также при наличии документа. При этом следует отметить, что миссионерская деятельность не может осуществляться от имени представительства иностранной религиозной организации. Это в дополнение к закрепленному ранее запрету заниматься культовой и иной религиозной деятельностью.
Также запрещается осуществление миссионерской деятельности от имени религиозного объединения, цели и действия которого противоречат закону, в том числе которое ликвидировано по решению суда, или деятельность которого приостановлена или запрещена на основании антиэкстремистского и антитеррористического законодательства.
Не допускается осуществление миссионерской деятельности, цели и действия которой направлены на нарушение общественной безопасности и общественного порядка; осуществление экстремистской деятельности; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и к совершению иных противоправных действий.
Религиозное объединение несет ответственность за миссионерскую деятельность, осуществляемую от его имени уполномоченными им лицами. Именно религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности, по трудовому или гражданско-правовому договору с данными организациями.
Следует также отметить, что «литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозной организацией, а также распространяемые в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации».
Таким образом, под предлогом «дополнительных мер по защите гражданина и общества от терроризма» ужесточается государственный контроль мировоззренческой сферы и вводятся ограничения в реализации права на свободу совести. При этом используются понятия, не соответствующие принципу правовой определенности и современной юридической технике, такие как «религия», «миссионерская деятельность», «экстремистская деятельность» и др.
Федеральный закон от 30 марта 2016 года № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» запрещает внесудебный снос самовольных построек религиозного назначения (включая сооружения, предназначенные для их обслуживания), в том числе и в случае отсутствия разрешительных документов. Введено требование согласовывать с уполномоченными органами религиозных организаций сделки по распоряжению недвижимым имуществом, включая его отчуждение, приобретение, передачу в аренду, безвозмездное пользование, а также договоры займа и кредитные договоры. Кроме того, «недвижимое имущество богослужебного назначения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, находящееся в собственности религиозной организации, может в случаях, предусмотренных уставом религиозной организации, отчуждаться религиозной организацией исключительно в государственную или муниципальную собственность либо в собственность религиозной организации соответствующей конфессиональной принадлежности».
Аналогичный запрет отчуждать богослужебное недвижимое имущество давно предусмотрен в уставах религиозных организаций Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП): «Например, согласно уставам монастырей, приходов и подворий такое имущество может отчуждаться исключительно в собственность епархии или иных религиозных организаций Русской Православной Церкви. С принятием нового закона к сделкам по отчуждению богослужебного недвижимого имущества в собственность сторонних организаций или граждан, совершенным религиозными организациями в обход установленного их уставами запрета, будут применяться положения ст. 174.1 ГК о недействительности таких сделок. Появляется возможность оспорить их в суде. Внесенные поправки направлены на защиту имущественных прав религиозных организаций и предотвращение несанкционированной утечки их имущества в собственность третьих лиц» ^
Можно предположить, что эти нормы приняты исключительно в интересах руководства крупных конфессий. Показательно, что «законопроект был [3] инициирован Русской Православной Церковью. Он разрабатывался, по ходатайству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Комитетом Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству во взаимодействии с Юридической службой Московской Патриархии» ^
Таким образом, изменения в законодательстве вопреки конституционному принципу светскости государства усиливают централизацию власти в религиозных объединениях, неправомерно ограничивают свободу совести и в конечном итоге усиливают государственную «вероисповедную вертикаль» в узких интересах конфессиональной бюрократии и властных элит.
[1] Более подробно см.: Бурьянов С. Анализ новых положений российского законодательства в сфере свободы совести с точки зрения международного права // Права человека в международном и национальном праве: сб. науч. статей, посвящ. 10-летию кафедры международ. права и прав человека Юрид. ин-та МГПУ. М.: Права человека, 2015. С. 102—114.
[2] Рос. газ. 08.07.2016. URL: https://rg.ru/2016/07/08/antiterror-dok.html.
[3] Комментарий Юридической службы Московской патриархии по поводу принятия закона об отмене внесудебного сноса самовольных построек религиозного назначения // РПЦ. 31.03.2016. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4418449.html.
|