Под давлением клерикального лобби Минобрнауки РФ вынуждено пойти в 2016 году на незаконное расширение преподавания конфессионально ориентированных дисциплин и издание соответствующих нормативных актов [1] [2]. В частности, новая предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» была введена (пока в тестовом режиме) для учеников 5 классов в рамках нового стандарта основного общего образования как минимум в нескольких десятках московских школ (предметы «Православная культура» и «Истоки»), а также в 62 (!) регионах.
Родители учеников столичной школы № 2065 обратились в Генпрокуратуру с жалобой на «навязывание религиозной идеологии департаментом образования», называя предмет «Истоки» «антинаучной манипуляцией» и «давлением на детскую психику». Подчеркивается также, что курс с конфессиональным уклоном является «обязательным для всех учеников», среди которых есть также мусульмане, иудеи и католики [3]. В конечном итоге родители добились отмены «Истоков». Совет школы предложил заменить этот предмет на «Основы светской этики» [4].
Этот пример — единичный. Противоречащая Конституции практика преподавания конфессионально окрашенных предметов продолжает внедряться в государственную и муниципальную систему образования России.
Более того, 20 июля в федеральное учебное-методическое объединение по общему образованию, действующее на базе Российской академии образования (РАО), поступил проект программы школьного курса «Православная культура». В конце ноября, собрав негативные отзывы экспертов, в РАО заявили, что курс не будет носить обязательный характер, а проект его программы находится на стадии обсуждения. Надо сказать, что возможность преподавания православной культуры с первого по одиннадцатый класс вызвала значительный общественный резонанс 1
Однако РПЦ МП продолжает настаивать на расширении преподавания за государственный счет своей версии православия. «Принципиальной позицией Церкви, выражающей в этом случае просто интересы православного сообщества в нашей стране, является необходимость обеспечения гарантии преподавания, возможности изучения детьми православной культуры на добровольной основе, по выбору полноценно — по разным уровням и годам обучения в школе, а не только в одном четвертом классе, как сейчас», — заявил на заседании президиума РАО глава синодального Отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий [5] [6].
Напомним, что с 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных школах был введен курс «Основы религиозных культур и светской этики», который изучается в четвертом классе из расчета один час в неделю и состоит из шести модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Школьники и их родители имеют право выбрать один из модулей, но на практике выбора они зачастую лишены.
В 2016 году московская и санкт-петербургская духовные академии прошли процедуру государственной аккредитации на предмет соответствия уровня реализуемых ими образовательных программ федеральным государственным образовательным стандартам по теологии, а также на предмет соответствия этим стандартам содержания и качества подготовки выпускников духовных академий. Наличие свидетельства о государственной аккредитации позволяет предоставлять абитуриентам при поступлении в духовные академии льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а студентам очной формы обучения — отсрочку от призыва на срочную военную службу. Теперь академии будут выдавать своим выпускникам диплом о высшем профессиональном образовании государственного образца, который дает право в дальнейшем на поступление в магистратуру, а также признается работодателями как государственных, так и негосударственных учреждений ^ Это стало возможным после того, как был принят государственный стандарт по теологии.
Продолжается строительство культовых сооружений при государственных образовательных учреждениях. Так, при МГИМО был веден в эксплуатацию храм святого благоверного князя Александра Невского [7] [8].
Клерикальное вмешательство в государственную и муниципальную систему образования ведет к мировоззренческому расколу, грубо нарушает Конституцию, права родителей и детей на воспитание и образование в соответствии с собственными убеждениями и в конечном итоге создает угрозы национальной безопасности России.
[1] Там же.
[2] См.: Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» // Православное образование. 25.05.2015. URL: https://pravobraz. ru/pismo-minobrnauki-rossii-ot-25-05-2015-g-08-761-ob -izuchenii-predmetnyx-oblastej-osnovy- reHgioznyx-kultur-i-svetskoj-etiki-i-osnovy-duxovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii/.
[3] Родители учеников московской школы добились отмены курса «Истоки» // РИА «Новости». 27.12.2016. URL: https://ria.ru/religion/20161227/1484703471.html.
[4] Там же.
[5] В Церкви настаивают на расширении преподавания православной культуры в школах // Интерфакс. 23.12.2016. URL: http://www.mterfax-reHgk>n.ru/?act=news&div=65602.
[6] Там же.
[7] Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с руководителем Рособрнадзора С. С. Кравцовым и ректором Санкт-Петербургской духовной академии архиепископом Петергофским Амвросием // РПЦ. 18.12.2016. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4716360.html.
[8] Введен в эксплуатацию храм святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО // Московская епархия РПЦ. 27.11.2016. URL: http://moseparh.ru/vveden-v- ekspluataciyu-xram-svyatogo-blagovernogo-knyazya-aleksandra-nevskogo-pri-mgimo.html.
|