Право лиц, заключенных под стражу и отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы, на свободу убеждений, совести и вероисповедания закреплено в Конституции РФ, Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», Уголовно-исполнительном кодексе (УИК) РФ, Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, Правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими и в других нормативно-правовых актах.
В соответствии со статьей 14 УИК РФ, осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Право на свободу совести и свободу вероисповедания осуществляется на добровольной основе, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.
К приговоренным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершать религиозные обряды, пользоваться предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация учреждения выделяет соответствующее помещение.
Тяжелобольным осужденным по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.
Федеральным законом от 20 апреля 2015 года № 103-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешены личные встречи осужденных со священнослужителями, в том числе наедине. Однако положения закона вопреки Конституции РФ направлены на развитие сотрудничества уголовно-исполнительной системы (УИС) только с «традиционными конфессиями», что создает предпосылки для дискриминации и нарушений прав верующих, не вписавшихся в данное понятие. В частности, в 2016 году в УИС нарушались права мусульман. Об этом говорилось 28 ноября на пресс-конференции в Сахаровском центре, посвященной пыткам в карельской исправительной колонии (ИК) № 7. Ожидалось, что будут участвовать двое бывших заключенных, но накануне один из них согласился дать только анонимные показания в письменном виде, а второй, опасаясь мести, вовсе отказался от любого участия. Особенно тяжело приходится в ИК-7 мусульманам. Руководство препятствует выполнению намаза и заставляет их есть пищу со свининой. Так, Габзулата Габзаева, прибывшего в ИК на костылях прямиком из больницы, сразу поместили в штрафной изолятор (ШИЗО), где, со слов его матери и брата, неоднократно избивали. Едва выйдя из ШИЗО, Габзулат был снова помещен туда якобы за неоднократную брань, а на самом деле за отказ есть свинину. После возвращения из ШИЗО ему принесли блюдо, обложенное свиным салом и приказали есть. Как сообщает адвокат, Габзаев находится в крайне плачевном состоянии, потерян слух на одно ухо ^
Пресс-служба Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) РФ сообщила, что в исправительных учреждениях проводятся мероприятия по выявлению радикально ориентированных осужденных. В соответствии с Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 20 мая 2013 года № 72, ведется работа по постановке на профилактический учет лиц изучающих, пропагандирующих, исповедующих либо распространяющих экстремистскую идеологию [1] [2].
[1] Тивур Шагинуров: в пытках принимают участие все работники ИК // Живой журн.
URL: http://redrumage.livejournal.com/371027.html.
[2] ФСИН РФ отрицает существование «тюремных джамаатов» // Инфо-Ислам. 27.01.2016. URL: http://www.info-islam.ru/publ/novosti/rossiya/fsin_rf_otricaet_sushhestvovanie_tjuremnykh_ dzhamaatov/1-1-0-37567.
|