В своей работе «Предпринимательство и право: опыт запада» М.И. Кулагин отмечал, что во многих западных странах экономические преобразования привели к значительным изменениям в системе договорного права. В результате процесса юридической дезинтеграции договоры коммерсантов, предпринимателей выделились в специальную категорию торговых сделок. Последние регламентируются специальными нормами торгового законодательства и торговыми обычаями[1].
При определении понятия торговой сделки западное законодательство и практика исходят из двух критериев: объективного — признания самого коммерческого содержания сделки (Франция, Бельгия, Испания, страны Латинской Америки) и субъективного — определения сделки в качестве торговой по признаку совершения ее коммерсантом (ФРГ, Япония)[2].
В России торговое законодательство никогда не существовало обособленно. Тем не менее идея о том, что взаимоотношения предпринимателей (коммерсантов) нуждаются в особом правовом регулировании, не является новой для российского права.
Впервые дал определение торговой сделки Г.Ф. Шершеневич, указав, что торговая сделка — вид юридических сделок, с которыми соединяется возникновение, изменение или прекращение права на почве торговых отношений. Отличие торговых сделок от общегражданских основывается не на особенности их юридической природы, а только на цели, которой они служат. Купля-продажа, заем, наем, поклажа по своей юридической конструкции всегда одинаковы, несмотря на то что они могут быть заключены в торговом обороте или вне его. Сделка становится торговой потому, что она совершается для торговли[3].
Ученый указывал также на то, что значение определения круга торговых сделок представляется важным со стороны как материальной, так и формальной. В первом отношении торговая сделка подчиняется особому праву, на нее распространяются те постановления, которые не имеют силы для всех прочих юридических действий. С другой стороны, дела, возникшие из торговых сделок, разбирают коммерческие суды[4].
Таким образом, отличительным признаком торговых сделок является цель, которой они служат, — коммерческая. Правовыми последствиями признания сделки торговой являются регулирование нормативными актами торгового законодательства и особый порядок рассмотрения споров.
[1] Кулагин М.И. Указ. соч. С. 261-262.
[2] Гражданское и торговое право капиталистических государств / под ред. Е.А. Васильева. М.: Междунар. отношения, 1992. С. 108.
[3] Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. 1: Введение. Торговые деятели. М.: Статут, 2003. С. 102.
[4] Там же
|