Среда, 27.11.2024, 19:49
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Преступление агрессии

Начиная со ст. 6 Устава Нюрнбергского трибунала, планирование, подготовка и ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений относятся к международным преступлениям, посягающим на мир и безопасность человечества. В этом же документе впервые закреплялся принцип индивидуальной уголовной ответственности за совершение любого акта агрессии. Это представляется чрезвычайно важным, ибо, как очевидно, агрессию как деяние могут совершать лишь лица, облеченные властными государственными полномочиями. Ведь только известный сказочный литературный персонаж (барон Мюнхгаузен) мог в одно прекрасное утро «объявить войну Англии». И в данном случае, когда в агрессии задействовано военно-политическое руководство той или иной страны, персонифицировать ответственность, как показал опыт Нюрнберга, очень непросто.

Впервые конкретный современный перечень деяний, считающихся проявлениями агрессии или агрессивной войны, был приведен в «Определении агрессии», принятом резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 г. Однако в силу того, что само по себе это понятие чрезвычайно политизировано, преступление агрессии в силу его недостаточной определенности не вошло в перечень международных преступлений, находящихся в юрисдикции Международного уголовного суда в момент принятия Римского статута в 1998 г. Статья 5 Статута оставила решение данного вопроса на будущее. Впоследствии в 2010 г. в Римский статут был внесен ряд дополнений и поправок, среди которых - ст. 8-бис «Преступление агрессии». Последнее включает в себя планирование, подготовку, инициирование или осуществление лицом, которое в со

 

стоянии фактически осуществлять руководство или контроль за политическими и военными силами государства», акта агрессии. Это означает «применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН, независимо от объявления войны».

Данная статья содержит восемь пунктов, где раскрываются конкретные действия, квалифицируемые как агрессия. В их числе - вторжение или нападение вооруженных сил государства на территории другого государства; бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства; блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства и другие.

Как будет сказано ниже, в российском уголовном законодательстве используется термин не «агрессия», а «агрессивная война (ст. ст. 353 - 354 УК РФ)». Едва ли можно согласиться с тем, что эти термины тождественны. К примеру, среди проявлений агрессии в ст. 8-бис Римского статута указано любое продолжение пребывания войск одного государства на территории другого государства по прекращении действия соглашения о таком пребывании. Понятно, что такое пребывание вовсе не предполагает обязательного ведения военных действий. Таким образом, закрепленное в международных актах понятие «агрессии» является более общим по отношению к понятию «агрессивная война».

УК Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны, наказываемое по ч. 1 ст. 353 УК лишением свободы от 7 до 15 лет и по ч. 2 ст. 353 - до 20 лет. Кроме того, установлена уголовная ответственность по ст. 354 УК РФ за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (с такими квалифицирующими признаками, как использование средств массовой информации или лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ).

Хотя Римский статут Россией не принзан, все же в доктринальном плане приведенный выше текст ст. 8-бис не позволяет согласиться с существующим в теории уголовного права суждением, что субъект преступления агрессивной войны - общий.

Кроме того, обращает на себя внимание то, что «ведение агрессивной войны», со всей очевидностью сопряженное с множеством жертв, по ч. 2 ст. 353 УК РФ наказывается гораздо мягче убийства с квалифицирующими признаками. Даже если исключить из санкции ч. 2 ст. 105

УК неприменяемую ныне смертную казнь, то «дисбаланс» санкций очевиден: максимальное наказание по ч. 2 ст. 105 УК - пожизненное лишение свободы, а по ч. 2 ст. 353 - лишение свободы от 10 до 20 лет.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.07.2017)
Просмотров: 156 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%