Сущность апартеида как государственной политики состоит в социальном, территориальном, политическом и экономическом обособлении групп лиц по признакам расы, национальности или религии, в узаконенной дискриминации. Синонимом апартеида является расовая сегрегация. Само по себе слово «апартеид» происходит от термина («apartheid»), что на языке голландских переселенцев-буров означает «раздельное развитие». Политика апартеида до середины 80-х годов прошлого века была официальной политикой правительства ЮжноАфриканской Республики (ЮАР) и некоторых других государств Южной Африки в отношении черного населения. Не случайно принятая в 1973 г. Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него ст. II содержит прямую отсылку к конкретной территории - южной части Африки, что для такого рода и уровня документов является беспрецедентным.
Преступления апартеида, согласно данной Конвенции, охватывают широкий круг деяний, совершаемых с целью установления и поддержания господства одной расовой группы людей над какой-либо другой расовой группой и ее систематического угнетения. Это лишение права на жизнь и свободу личности, умышленное создание невыносимых жизненных условий; препятствия для участия определенных расовых групп в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны; создание изолированных резерваций и гетто; запрет смешанных браков; экспроприация земельной собственности отдельных расовых групп и т. д.
Государства-участники Конвенции должны принимать меры к пресечению, предотвращению и наказанию преступлений апартеида независимо от того, являются ли виновные в этих преступлениях гражданами этих государств, иностранцами и лицами без гражданства.
Крах реакционных режимов в ЮАР и сопредельных с ней государствах под ударами национально-освободительных движений привел к тому, что на планете не осталось государств, которые провозглашали бы апартеид своей официальной политикой[1]. В этой связи положения Конвенции 1973 г. на сегодняшний день формально утратили свою актуальность.
Апартеид как международное преступление включен в сферу юрисдикции Международного уголовного суда не в качестве самостоятельного преступления, а как разновидность преступлений против человечности (п. «j» ст. 7 Римского статута). В Уголовном кодексе России прямо не предусмотрено такого преступления, что, на наш взгляд, юридически все же небезупречно, поскольку Российская Федерация является правопреемницей Союза ССР, который ратифицировал Конвенцию против апартеида в 1975 г.
Тем не менее значение Конвенции 1973 г. нельзя преуменьшать не только в силу ее исторической роли в борьбе против расизма в южной части Африки, но и ввиду ее предупредительной значимости для отдельных ныне существующих государств, где обостряются националистические тенденции на фоне практически неконтролируемой миграции.
[1] Хотя на практике все, конечно, сложнее. Так, многие политики и журналисты не без оснований упрекают правительство Зимбабве (бывшей Родезии) в «апартеиде наоборот», то есть в притеснениях белого населения.
|