Среда, 27.11.2024, 21:49
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Право международной безопасности на современном этапе

Тысячелетия человеческой истории вооруженные столкновения являлись основным эффективным средством разрешения международных конфликтов, способом создания, укрепления одних и уничтожения других государств. Миллионы невинных страдали от агрессивной политики своих правителей. При этом мир, терпимость друг к другу, сотрудничество и взаимопомощь были нравственной основой всех традиционных конфессий, приняты за норму в развитии современного гражданского общества. Человечеству нужно было пройти долгие тысячелетия для осознания того, что война должна быть объявлена вне закона. Принято считать, что на рубеже XIX и XX вв. состоялся некий водораздел между правом войны и правом мира. Большая заслуга в этом принадлежит российским юристам, в первую очередь профессору Санкт-Петербургского университета Ф.Ф. Мартенсу, который был одним из организаторов Г аагских конференций мира 1899 и 1907 гг. Серьезным шагом на пути создания условий для всеобщего мира был Пакт Бриана — Келлога 1928 г., запретивший войну как средство национальной политики. Значительный вклад в развитие идей мира принадлежит Лиге Наций. Однако международное право и универсальные институты международного сотрудничества на том этапе развития не смогли противостоять нацизму, в результате человеческая история получила одну из самых жестоких и кровопролитных войн.

С появлением ООН впервые международное право стало иметь в своем арсенале не только запрет на ведение агрессивной войны, но и действенный механизм принуждения возможного агрессора к миру и многие другие средства мирного разрешения международных споров. Именно этим созданный после Второй мировой войны миропорядок отличается от довоенного. Всю мировую историю государства обеспечивали свою безопасность самостоятельно либо в рамках обо-

 

ронительных союзов. ООН была создана с принципиально другой задачей — обеспечить мир и безопасность на коллективной универсальной основе. Устав ООН определил пяти великим державам особый статус постоянных членов Совета Безопасности ООН с возложением на них главной ответственности за международный мир и безопасность. Объединенные Нации признали, что безопасность неделима, механизмы, ее обеспечивающие, должны иметь универсальный характер и должны быть созданы на равной основе как для больших, так и для малых государств.

Однако международные отношения в сфере обеспечения глобальной безопасности за последние 70 лет с момента создания ООН развивались далеко не так идеально, как это виделось Объединенным Нациям на этапе формирования организации. Серьезный крен в развитие правовых механизмов принуждения к миру и мирных средств разрешения конфликтов внесли условия существовавшей более полувека холодной войны, но и после ее окончания ситуация только усугубилась. Как заявил В. Путин на юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 28 сентября 2015 г., «после окончания холодной войны — все это знают — в мире возник единственный центр доминирования. И тогда у тех, кто оказался на вершине этой пирамиды, возник соблазн думать, что если они такие сильные и исключительные, то лучше всех знают, что делать. А следовательно, не нужно считаться и с ООН, которая зачастую вместо того, чтобы автоматически санкционировать, узаконить нужное решение, только мешает, как у нас говорят, «путается под ногами»».

Более того, в последние годы в международной политике все больше наметился переход к завуалированным, неявным механизмам применения силы, невоенного воздействия через идеологические, психологические, информационные потоки на государственно-управленческие институты.

В действительности же, учитывая сегодняшние реалии глобальной ответственности перед современными вызовами в условиях борьбы с терроризмом, экстремизмом, организованной преступностью, «ни одно государство не может опираться только на свои силы. Коллективные стратегии, коллективные учреждения и чувство коллективной ответственности совершенно необходимы»[1]. Этот тезис об основном внимании к коллективным механизмам при обеспечении безопасности многократно подтвержден практикой и закреплен в нормативных

актах как на международном, так и на национальном уровне. Вопиющее террористическое преступление, произошедшее с российским пассажирским самолетом 31 октября 2015 г. в небе над Синайским полуостровом, и массовые теракты в Париже 13 ноября 2015 г., унесшие жизни более 400 мирных граждан, — подтверждение тому, что никто в мире сегодня не может чувствовать себя в безопасности, каким бы сильным и влиятельным ни было данное государство. В соответствии с этим подходом обеспечение безопасности России, равно как и любого другого государства, возможно только в рамках реализации международно-правовой коллективной стратегии глобального масштаба.

 

[1] Доклад Группы высокого уровня по вызовам, угрозам и переменам «Более безопасный мир: наша общая ответственность». С. 11.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (10.07.2017)
Просмотров: 224 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%