При понимании под международной безопасностью определенного состояния международных отношений система международной безопасности — явление гораздо более широкое, чем простая совокупность международных отношений. Систему международной безопасности целесообразно рассматривать через взаимосвязанную совокупность следующих элементов:
общепризнанных принципов и норм международного права;
международно-правовых режимов обеспечения безопасности;
институциональных механизмов международной безопасности;
международных отношений.
В свою очередь среди международно-правовых режимов как элементов системы международной безопасности можно выделить:
режим мирного разрешения международных споров (переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам, соглашениям или иные мирные средства);
режим поддержания, а равно восстановления международного мира и безопасности, не связанный с использованием вооруженных сил (полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений);
режим принуждения к миру с использованием вооруженных сил (совокупность действий и мер воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания и (или) восстановления международного мира и безопасности; в их числе демонстрация, блокада и другие операции воздушных, морских и сухопутных сил членов ООН);
режим разоружения, сокращения и ограничения вооружений (режим нераспространения ядерного оружия, режим запрета разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и их уничтожения и многие другие);
режим международного контроля;
меры по укреплению доверия.
При этом сами институциональные механизмы международной безопасности, т.е. непосредственно организационные формы, через которые реализуются вышеуказанные режимы, образуют самостоятельную систему, в которую как элементы входят помимо механизмов индивидуальной безопасности три организационные формы коллективной безопасности:
универсальная (основные органы ООН (Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея, Международный суд, Секретариат), вспомогательные органы (Комиссия международного права, ПРООН, ЮНКТАД и др.), специализированные учреждения ООН, а также международные организации, приобретающие в силу большого количества членов характер универсальности (такие, как МАГАТЭ, которое реализует режим международного контроля над обязательствами 187 государств));
региональные соглашения и организации (созданные и функционирующие в соответствии с гл. VIII Устава ООН (ЕС, ОБСЕ, СНГ и ряд других));
соглашения о коллективной обороне (созданные в соответствии со ст. 51 Устава ООН: Договор Рио-де-Жанейро 1948 г., Вашингтонский договор о создании НАТО 1949 г., Договор АНЗЮС[1] 1952 г., Договор о коллективной безопасности ЛАГ 1952 г., Договор СЕАТО[2] 1955 г., Варшавский договор 1955 г. и многие другие).
В отличие от групповой безопасности (которая базируется на соответствующих договорах о взаимопомощи между отдельными государствами), в основе которой так же, как и в основе индивидуальной, лежат интересы отдельного государства, «система коллективной безопасности обеспечивает индивидуальные интересы через призму общего субъективного интереса всего мирового сообщества»[3].
В современной доктрине зачастую понятия международной и коллективной безопасности или индивидуальной и национальной безопасности считают тождественными, что неверно. Так, национальная безопасность Российской Федерации — и это находит свое отражение в Концепции национальной безопасности РФ — обеспечивается не только средствами индивидуальной (т.е. реализуемой самим государством самостоятельно) безопасности, а, наоборот, главным образом коллективными усилиями, на основе соответствующих международных соглашений (в рамках ООН, ОДКБ и др.). Поэтому в определенном смысле национальная безопасность может быть как коллективной, так и индивидуальной. Так, и международная безопасность, т.е. безопасность всего мира, различными авторами рассматривается как через коллективные усилия, так и через простую совокупность самостоятельных действий государств, согласующихся с общепринятыми принципами и нормами международного пра
ва. В целях недопустимости смешения понятий и уточнения их взаимосвязей предложена схематичная классификация видов безопасности.
Международная
(безопасность всего мира)
О
Коллективная ^ (реализуемая совместно несколькими государствами)
1. Универсальная
Региональная
Национальная
(безопасность конкретного
государства)
I
—— Индивидуальная
(реализуемая государствами
самостоятельно)
1. Внутренняя и внешняя
2. Государственная и общественная
Безопасность
Так же как система международной безопасности, состоящая из универсального и регионального компонентов, система национальной безопасности имеет в качестве составных элементов внутреннюю и внешнюю и государственную и общественную безопасность.
Впервые термин «национальная безопасность» (который фактически означал безопасность государственную) был использован в 1904 г. в послании президента Т. Рузвельта Конгрессу США. В данном термине интересы государства и нации едины, тем самым доктрина безопасности автоматически легитимируется, так как в ее основе лежит национальный — общественный интерес. В западной доктрине вообще интересы безопасности, национальные интересы, фундаментальные западные ценности являются почти тождественными понятиями.
С появлением понятия «национальная безопасность» понятия государственной и общественной безопасности практически нивелировались. При таком подходе (т.е. фактически через замену этих понятий) национальный интерес стал по сути вбирать в себя и общественный, и государственный, фактически становясь над ними определяющим.
При рассмотрении триады «национальная, государственная и общественная безопасность», определении их взаимосвязи необходимо понимание того, что в основе каждого из них лежит безопасность конкретного человека. И это главное достижение и императив современного миропорядка и самого международного права. Достаточно вспомнить принцип, идущий еще с римского права: hominum causa omne jus gentium con- stitutum est («все международное право создано для блага человека»). Это
и должно отличать истинное демократическое государство от авторитарного — то, что в основе интересов страны, концепций ее внешней политики и безопасности (как международной, так и национальной) лежат не интересы и приоритеты государственно-властных институтов, а законные права и свободы человека как высшая ценность.
[1] АНЗЮС — военный союз трех стран, в числе которых Австралия, Новая Зеландия и США.
[2] СЕАТО - Организация договора Юго-Восточной Азии.
[3] Скакунов Э.И. Указ. соч. С. 247.
|