Органы внешних сношений занимают своеобразное место в механизме государства. Они могут находиться и осуществлять свою деятельность как на территории собственного государства, так и на территориях иных государств. В этом заключается специфика организации и функционирования этих органов.
Таким образом, органы внешних сношений — «это действующие на территории страны и за ее пределами органы, представляющие государство в его официальных отношениях с другими государствами и иными субъектами международного права и обеспечивающие выполнение его внешнеполитических целей мирными, предусмотренными международным правом, средствами, защиту прав и законных интересов данного государства, а также его организаций и граждан, находящихся за рубежом».
Органы внешних сношений государства делятся на две большие группы: внутригосударственные и зарубежные. Внутригосударственные органы внешних сношений делятся на конституционные, создаваемые по прямому указанию в конституции государства, и специализированные, создание которых во многом определяется спецификой международных отношений конкретного государства, наличием соответствующих международных договоров.
Конституционные органы внешних сношений — это парламенты, главы государств, главы правительств, правительство в целом.
Специализированные органы внешних сношений — это ведомства иностранных дел, органы, непосредственно руководящие осуществлением внешних сношений государства.
Зарубежные органы внешних сношений государств делятся на две группы: постоянные и временные. К постоянным органам относятся дипломатические представительства государств (посольства и миссии), консульские учреждения, постоянные представительства и миссии постоянных наблюдателей на международных конференциях, торговые представительства. К временным органам внешних сношений относятся специальные миссии, делегации, группы наблюдателей на международных конференциях, делегации для участия в работе международных организаций и т.д.
|