Международно-правовое регулирование организации и деятельности постоянных дипломатических представительств. Существуют следующие виды дипломатических и приравненных к ним представительств:
посольства;
миссии;
дипломатические и приравненные к ним официальные представительства.
Посольства — это дипломатические представительства первого, высшего класса.
Миссии — это дипломатические представительства второго класса.
Важнейшим условием установления дипломатических отношений является взаимное признание государств де-юре. Международное признание свидетельствует «о готовности признающего вступить с дести- натором признания в определенные официальные отношения на основе норм международного права». Если дипломатические отношения устанавливаются между уже давно существующими государствами, то вопроса о признании не возникает, а лишь достигается договоренность об установлении таких отношений.
«Установление дипломатических отношений между государствами и учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляются по взаимному согласию» (ст. 2 Венской конвенции о дипломатических сношениях). Вопрос о классе дипломатического представительства также решается государствами по взаимному согласию.
Начало дипломатической миссии знаменуется аккредитованием — вступлением в должность главы представительства (посла, посланника, поверенного в делах). Здесь имеют место несколько последовательных стадий: подбор кандидатуры посла, запрос агремана, оформление назначения внутренним правовым актом, выдача верительных грамот, аудиенция у министра иностранных дел страны пребывания, официальная церемония вручения верительных грамот главе государства пребывания.
Агреманом называют согласие государства пребывания с кандидатурой посла. Статья 4 Венской конвенции о дипломатических сношениях гласит:
«1. Аккредитующее государство должно убедиться в том, что государство пребывания дало агреман на то лицо, которое оно предполагает аккредитовать как главу представительства в этом государстве.
2. Государство пребывания не обязано сообщать аккредитующему государству мотивы отказа в агремане».
Как правило, с момента вручения верительных грамот начинается дипломатическая миссия посла, он считается официально приступившим к исполнению обязанностей.
Функции дипломатического агента прекращаются:
«а) по уведомлении аккредитующим государством государства пребывания о том, что функции дипломатического агента прекращены;
б) по уведомлении государством пребывания аккредитующего государства, что согласно пункту 2 статьи 9 оно отказывается признавать дипломатического агента сотрудником представительства» (ст. 43 Венской конвенции о дипломатических сношениях).
Статья 9 указанной Конвенции предусматривает случай объявления дипломатического агента «персона нон грата».
Структура и персонал дипломатических представительств. Персонал постоянных дипломатических представительств состоит из трех категорий: дипломатический, административно-технический и обслуживающий.
Согласно ст. 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях «членами дипломатического персонала» являются члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг. Дипломатический ранг — это личный ранг дипломата, который присваивается ему в соответствии с существующими в государстве законами и правилами прохождения дипломатической службы и сохраняется независимо от должности или ухода в отставку. Члены дипломатического персонала представительства в принципе должны быть гражданами аккредитующего государства. Исключения предусмотрены ст. 8 Венской конвенции о дипломатических сношениях. Члены дипломатического персонала представительства не могут назначаться из числа лиц, являющихся гражданами государства пребывания, иначе как с согласия этого государства, причем это согласие может быть в любое время аннулировано. Государство пребывания может оговорить за собой то же право в отношении граждан третьего государства, которые не являются одновременно гражданами аккредитующего государства.
Дипломатический корпус представляет собой глав иностранных посольств и миссий, аккредитованных в данном государстве. В широком смысле к дипломатическому корпусу относят весь дипломатический персонал иностранных посольств и миссий, аккредитованных в данном государстве, а также членов семей дипломатических агентов. Дуайен дипломатического корпуса — это старший по классу и первый по времени пребывания в принимающем государстве глава одного из дипломатических представительств. Он возглавляет дипломатический корпус и выступает от его имени.
Административно-технический персонал — это помощники, референты, переводчики, технические секретари, бухгалтеры, программисты и т.д. Обслуживающий персонал дипломатических представительств состоит из водителей, поваров, уборщиц, вахтеров, садовников и т.д. Как правило, это граждане государства пребывания.
Функции, привилегии и иммунитеты дипломатических представительств. Статья 3 Венской конвенции о дипломатических сношениях выделяет следующие функции дипломатического представительства:
а) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;
б) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;
ведение переговоров с правительством государства пребывания;
выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства;
д) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.
Бесспорно, основной функцией является функция представительства собственного государства в официальных отношениях с государством пребывания.
Согласно ст. 25 Венской конвенции о дипломатических сношениях государство пребывания должно предоставлять все возможности для выполнения функций дипломатического представительства.
Дипломатические привилегии и иммунитеты предоставляются лицам, пользующимся защитой по международному праву. Перечень таких лиц определен в Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г. Под дипломатическими привилегиями и иммунитетами понимают совокупность особых льгот, прав и преимуществ, предоставляемых иностранным дипломатическим представительствам, их персоналу и другим лицам, пользующимся по международному праву защитой на территории государства пребывания. Соответственно различают привилегии и иммунитеты дипломатического представительства и привилегии и иммунитеты персонала дипломатического представительства. К привилегиям и иммунитетам дипломатического представительства относятся: неприкосновенность помещений представительства; неприкосновенность его архивов и документов; налоговые льготы и изъятия; таможенные привилегии; право пользования флагом и эмблемой аккредитующего государства.
Неприкосновенность помещений дипломатического представительства предусмотрена п. 1 ст. 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях: «Помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе как с согласия главы представительства». На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Согласно п. 1 ст. 22 упомянутой Конвенции помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.
Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения (ст. 24 Венской конвенции о дипломатических сношениях).
Налоговые льготы и изъятия предусмотрены ст. 23 Венской конвенции о дипломатических сношениях. Аккредитующее государство и глава представительства освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в отношении помещений представительства, собственных или наемных, кроме таких налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.
Таможенные привилегии определены в п. 1 ст. 36 Венской конвенции о дипломатических сношениях: «Государство пребывания в соответствии с принятыми им законами и правилами разрешает ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением складских сборов, сборов за перевозку и подобного рода услуги:
а) предметы, предназначенные для официального пользования представительства;
предметы, предназначенные для личного пользования дипломатического агента или членов его семьи, живущих вместе с ним, включая предметы, предназначенные для его обзаведения».
Представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения (ст. 20 Венской конвенции о дипломатических сношениях).
Привилегии и иммунитеты персонала дипломатического представительства основываются на важнейшем принципе личной неприкосновенности дипломатических агентов. Формула ст. 29 вышеназванной Конвенции гласит: «Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Г осударство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство».
Неприкосновенность частной резиденции дипломатического агента регулируется п. 1 ст. 30 Венской конвенции о дипломатических сношениях: «Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства». Временная резиденция посла, например номер в гостинице, также неприкосновенна.
Корреспонденция и документы посла неприкосновенны: «Его бумаги, корреспонденция и, с исключениями, предусмотренными в пункте 3 статьи 31, его имущество равным образом пользуются неприкосновенностью» (п. 2 ст. 30 Венской конвенции о дипломатических сношениях).
Иммунитет дипломатического агента от юрисдикции страны пребывания включает в себя иммунитет от уголовной, гражданской и административной юрисдикции. Об этом подробно говорится в ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях.
Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. При этом не имеет значения, действовал дипломатический агент в официальном качестве или как частное лицо.
Иммунитеты дипломатического агента от гражданской и административной юрисдикции не являются абсолютными. Дипломатический агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев:
а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;
исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;
исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.
Дипломатический агент не обязан давать показаний в качестве свидетеля.
Иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства.
Налоговые льготы и изъятия предусмотрены ст. 34 Венской конвенции о дипломатических сношениях. Дипломатический агент освобождается от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением:
а) косвенных налогов, которые обычно включаются в цену товаров или обслуживания;
б) сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания, если он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;
налогов на наследство и пошлин на наследование, взимаемых государством пребывания, с изъятиями, предусмотренными в п. 4 ст. 39 упомянутой Конвенции;
сборов и налогов на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания, и налогов на капиталовложения в коммерческие предприятия в государстве пребывания;
сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания;
регистрационных, судебных и реестровых пошлин, ипотечных сборов и гербового сбора в отношении недвижимого имущества, с изъятиями, предусмотренными в ст. 23 вышеназванной Конвенции.
Государство пребывания обязано освобождать дипломатических агентов от всех трудовых и государственных повинностей независимо от их характера, а также от военных повинностей, таких как реквизиции, контрибуции и военный постой (ст. 35 Венской конвенции о дипломатических сношениях).
Таможенные привилегии являются еще одним видом дипломатических льгот. Государство пребывания разрешает ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением складских сборов, сборов за перевозку и подобного рода услуги, предметы, предназначенные для личного пользования дипломатического агента или членов его семьи, живущих вместе с ним, включая предметы, предназначенные для его обзаведения. Личный багаж дипломатического агента освобождается от досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, на которые не распространяются изъятия, упомянутые в п. 1 ст. 36 Венской конвенции о дипломатических сношениях, или предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законом или регулируется карантинными правилами государства пребывания. Такой досмотр должен производиться только в присутствии дипломатического агента или его уполномоченного представителя (ст. 36 указанной Конвенции).
Помимо собственно дипломатических агентов существует круг лиц, которые пользуются защитой, привилегиями и иммунитетами по международному праву. Это члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, члены административно-технического персонала представительства и члены их семей, живущие вместе с ними, члены обслуживающего персонала представительства, домашние работники сотрудников представительства (ст. 37 Венской конвенции о дипломатических сношениях).
Члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, пользуются теми же привилегиями и иммунитетами, что и сам дипломатический агент. Перечень их указан в ст. 29—36 Венской конвенции о дипломатических сношениях. Главное условие предоставления привилегий и иммунитетов — члены семьи дипломатического агента не должны быть гражданами государства пребывания.
Члены административно-технического персонала представительства и члены их семей, живущие вместе с ними, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, привилегиями и иммунитетами, указанными в ст. 29—35 Венской конвенции о дипломатических сношениях, с тем исключением, что иммунитет от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, указанный в п. 1 ст. 31 данной Конвенции, не распространяется на действия, совершенные ими не при исполнении своих обязанностей. Они пользуются также приви
легиями, указанными в п. 1 ст. 36 упомянутой Конвенции, в отношении предметов первоначального обзаведения.
Члены обслуживающего персонала представительства, которые не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе, а также пользуются освобождением от обязательного участия в системе социального обеспечения, упомянутого в ст. 33 Венской конвенции о дипломатических сношениях.
Домашние работники сотрудников представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе. В других отношениях они могут пользоваться привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это допускает государство пребывания. Однако государство пребывания должно осуществлять свою юрисдикцию над этими лицами так, чтобы не вмешиваться ненадлежащим образом в осуществление функций представительства.
Следует иметь в виду, что дипломаты и члены их семей, следующие через третьи страны, также пользуются неприкосновенностью, привилегиями и иммунитетами. Статья 40 Венской конвенции о дипломатических сношениях предусматривает, что если дипломатический агент проезжает через территорию третьего государства, которое выдало ему визу, если таковая необходима, или находится на этой территории, следуя для занятия своего поста или возвращаясь на этот пост или же в свою страну, то это третье государство предоставляет ему неприкосновенность и такие другие иммунитеты, какие могут потребоваться для обеспечения его проезда или возвращения. Это относится также к любым членам его семьи, пользующимся привилегиями или иммунитетами, которые сопровождают дипломатического агента или следуют отдельно, чтобы присоединиться к нему или возвратиться в свою страну. При тех же обстоятельствах третьи государства не должны препятствовать проезду через их территорию членов административно-технического или обслуживающего персонала представительства и членов их семей.
Третьи государства предоставляют официальной корреспонденции и другим официальным сообщениям, следующим транзитом, включая закодированные или шифрованные депеши, ту же свободу и защиту, которая предоставляется государством пребывания. Они предоставляют дипломатическим курьерам, которым выдана виза, если таковая необходима, и дипломатической почте, следующей транзитом, ту же неприкосновенность и защиту, которую обязано предоставлять государство пребывания.
Государство пребывания оказывает содействие дипломатическим агентам и лицам, к ним приравненным, даже в случае вооруженного конфликта и разрыва дипломатических сношений между двумя государствами либо окончательного или временного отозвания представительства.
Так, государство пребывания должно даже в случае вооруженного конфликта оказать содействие, необходимое для возможно скорого выезда пользующихся привилегиями и иммунитетами лиц, не являющихся гражданами государства пребывания, и членов семей таких лиц, независимо от их гражданства. Оно должно, в частности, предоставить в случае необходимости в их распоряжение перевозочные средства, которые требуются для них самих и их имущества.
В случае разрыва дипломатических сношений между двумя государствами либо окончательного или временного отозвания представительства государство пребывания должно даже в случае вооруженного конфликта уважать и охранять помещения представительства вместе с его имуществом и архивами (ст. 45 Венской конвенции о дипломатических сношениях).
Аккредитующее государство может вверить охрану помещений своего представительства вместе с его имуществом и архивами, а также защиту своих интересов и интересов своих граждан третьему государству, приемлемому для государства пребывания.
Дипломатические агенты и лица, к ним приравненные, пользующиеся привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и постановления государства пребывания. Они обязаны не вмешиваться во внутренние дела этого государства. Все официальные дела с государством пребывания, вверенные представительству аккредитующим государством, ведутся с министерством иностранных дел государства пребывания или через это министерство либо с другим министерством по договоренности. Помещения представительства не должны использоваться в целях, несовместимых с функциями представительства, предусмотренными Венской конвенцией о дипломатических сношениях, нормами общего международного права либо специальными соглашениями, действующими между аккредитующим государством и государством пребывания (ст. 41 упомянутой Конвенции).
Более того, дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды (ст. 42 Венской конвенции о дипломатических сношениях).
|