Во исполнение своих договорных обязательств государства должны принять меры по имплементации норм МГП, что включает в себя: в мирное время — введение в действие законов и подзаконных актов, направленных на предупреждение и пресечение нарушения норм МГП; распространение знаний о МГП; осуществление мер организационного характера (подготовка медицинского персонала; безопасное размещение медицинских учреждений и формирований; неразмещение военных объектов вблизи густонаселенных пунктов; организация работы юридических советников и др.), а в военное время — создание национального справочного бюро; определение необороняемых местностей, санитарных, нейтрализованных, демилитализи- рованных зон и др.
Контроль за соблюдением норм МГП осуществляется прежде всего самими государствами, а также международными организациями. Вместе с тем существуют специальные процедурные механизмы контроля и органы контроля (Международная комиссия по установлению фактов). Во время вооруженных конфликтов важная роль в осуществлении контрольных функций, а также в поддержании связи между воюющими государствами отводится нейтральному государству, назначенному сторонами конфликта в качестве Державы-Покровительницы. На практике данные функции, особенно посещение мест содержания покровительствуемых лиц (военнопленных и интернированных гражданских лиц), выполняет МККК. Практически во всех вооруженных конфликтах МККК и национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца выполняют обширные гуманитарные функции с целью облегчения страданий людей.
Нарушение норм МГП влечет ответственность. Однако серьезные нарушения норм МГП составляют международное преступление. Серьезные нарушения норм МГП, совершенные в рамках плана или политики, а также при крупномасштабном совершении таких преступлений квалифицируются как военные преступления и влекут уголовную ответственность лиц, виновных в их совершении, и прежде всего из числа военного и политического руководства.
|