Источниками МЭП являются источники международного публичного права: международные договоры и международные обычаи. Особенностью данной отрасли, относящейся к источникам, являются большое разнообразие договоров и существенная роль обычая.
Универсального договора как единого кодификационного акта, характерного для ряда других отраслей международного права, по основным общим вопросам МЭП до сих пор не существует. Универсальные договоры, которые были заключены и действуют в этой сфере, регулируют отдельные виды международных экономических отношений: торговые, финансовые, инвестиционные, в области международных расчетов, интеллектуальной собственности, туризма и др. Многие их них являются одновременно источниками международного публичного и международного частного права (Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Сеульская конвенция о страховании 1985 г., Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г., Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883 г., Конвенция УНИДРУА о международном факторинге 1988 г.).
Региональные многосторонние договоры можно подразделить на несколько групп. Во-первых, это учредительные акты международных организаций и объединений интеграционного типа, создаваемых для осуществления экономического сотрудничества. К ним относятся, например: Договор, учреждающий Европейское сообщество, 1957 г., Картахенское соглашение 1969 г., Соглашение об учреждении Европейского банка реконструкции и развития 1990 г., Устав СНГ 1993 г., Договор о Евразийском экономическом союзе 2014 г.
Вторую группу составляют договоры об основах сотрудничества, в которых большое место уделяется вопросам торгово-экономических отношений (Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и ЕС 1994 г.).
В третью группу входят договоры по отдельным видам экономического сотрудничества и вопросам международного частного права (Брюссельская конвенция о взаимном признании компаний 1968 г., Межамериканская конвенция о праве, применимом к международным контрактам, 1994 г.; ряд договоров между государствами — участниками СНГ: Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств — участников СНГ 1992 г., Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г., Конвенция о транснациональных корпорациях 1998 г., Конвенция о межгосударственном лизинге 1998 г.).
Двусторонние договоры представляют самый большой массив экономических соглашений. Они могут заключаться для установления общих основ и принципов экономического сотрудничества, по отдельным вопросам (торговле, защите инвестиций, налогообложению, расчетам, интеллектуальной собственности), кроме того, положения экономического характера часто включаются в договоры, не являющиеся в целом экономическими.
В целях укрепления дружественных отношений Заключительный акт СБСЕ 1975 г. ориентирует государства на заключение специальных многосторонних и двусторонних соглашений по различным вопросам экономического сотрудничества, что дает основание рассматривать данную форму экономического взаимодействия государств как перспективную.
Международный обычай сыграл в формировании МЭП более значительную роль, чем в какой-либо другой отрасли международного права. Для МЭП характерно, что его развитие и функционирование «осуществляются в основном путем формирования обычно-правовых норм в результате повторяющейся практики государств и признания государствами обычного правила поведения»1. До сих пор ряд специальных (отраслевых) принципов МЭП имеет характер обычного права. Так, Хартия экономических прав и обязанностей государств, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 3281 (ХХ1Х) от 12 декабря 1972 г., являясь по своей природе рекомендательным актом, приобрела нормативную силу благодаря тому, что государства стали следовать ее положениям как обязательным, признавая их в качестве ме-
Международное право: Учебник / Отв. ред. А.А. Ковалев, С.В. Черниченко. С. 441.
ждународного обычая. Многие обычные нормы МЭП, получившие договорное закрепление, продолжают действовать в своей первоначальной форме для государств, не участвующих в соответствующем международном договоре.
От обычных норм следует отличать нормы «мягкого права». К ним относятся положения рекомендательных актов, которые не стали регулярной практикой, подтверждающей их неоспоримость (opinio juris). Такие акты являются инструментарием, способствующим уяснению целей и содержания правовых норм. Наряду с документами международных организаций данный инструментарий включает решения международных и национальных судов и арбитражей, а также научные доктрины в области МЭП и международного права в целом.
С точки зрения способа воздействия на поведение участников отношений, составляющих предмет МЭП, различают императивный и диспозитивный методы регулирования. Императивный метод реализуется через юридические предписания, которые выражены принципами МЭП, договорными и обычными нормами. Свое согласие с обязательностью данных предписаний субъекты МЭП выражают явным или молчаливым (когда, например, акт международной организации принимается консенсусом) признанием международного обычая или утверждением в той или иной форме международного договора. Диспозитивный метод — это предоставление субъектам МЭП права выбора в отношении следования рекомендательным актам или предписаниям, на которые они не давали своего прямого согласия, а также права на оговорки, однако применение этого метода ограничено принципами МЭП и иными общепризнанными принципами международного права.
Если рассматривать круг субъектов, отношения которых подвергаются воздействию, то для МЭП характерны метод двустороннего регулирования и метод многостороннего регулирования. Первый является преобладающим, поскольку численность двусторонних договоров значительно превосходит численность многосторонних. Что касается второго, то в условиях экономической интеграции и глобализации экономического сотрудничества он становится наиболее перспективным.
Каждый из методов первой и второй пары составляет альтернативу другому в этой же паре и сочетается с одним из методов иной пары: например, метод двустороннего императивного регулирования или метод многостороннего императивного регулирования. Для двустороннего регулирования характерна императивность, многостороннее же в большей степени допускает диспозитивность.
В юридической литературе иногда выделяют также метод односторонних действий[1], однако по мере развития международных экономических отношений происходит смещение акцента с данного метода в направлении согласования принимаемых решений.
Рассмотренные методы регулирования являются общими для всех отраслей международного права. Особым методом МЭП выступает метод наднационального регулирования, который используется в рамках международных организаций (например, ЕС), которые в силу предоставления им соответствующих полномочий от государств могут принимать решения, обязательные для них, без участия самих государств. Условия применения этого метода формируются в процессе экономической интеграции и являют ее высшую ступень на современном этапе.
[1] См.: ШумиловВ.М. Международное экономическое право: Учебник. Ростов н/Д, 2003. С. 20.
|