Субъектами МЭП являются субъекты международного публичного права: первичные — государства, производные — межгосударственные организации и объединения.
Государства являются активными участниками процесса создания норм МЭП, заключая двусторонние и многосторонние договоры и поддерживая международный экономический порядок. Это является традиционным проявлением их правосубъектности, наряду с которым существуют некоторые особенности.
Первая особенность правосубъектности государств в МЭП обусловлена их экономическим неравенством, из-за которого для достижения взаимовыгодного сотрудничества была создана общая система преференций. Предоставление односторонних преференций развивающимся странам является нарушением баланса прав и обязанностей сторон правоотношения, которое тем не менее не составляет нарушения принципа суверенного равенства государств, поскольку отказ от определенных прав (от взаимности) по отношению к развивающимся странам носит со стороны развитых государств добровольный характер.
Вторая особенность связана с международной экономической интеграцией, в результате которой появляются организации наднационального характера. В таких организациях государства передают часть своих полномочий органам соответствующих объединений, ограничивая в добровольном порядке свою правоспособность.
Третья особенность характерна для федеративных государств, в которых субъекты федерации устанавливают внешнеэкономические связи с субъектами иностранных федераций и иностранными государствами. Субъекты федерации не обладают международной правосубъектностью, и заключаемые ими соглашения, как правило, должны быть в той или иной форме санкционированы органами федерации. Но при этом происходит частичная передача международной правоспособности федерации ее субъекту.
Международные организации и иные объединения в сфере экономического сотрудничества стали заметным явлением международной жизни начиная со второй половины ХХ в., и их роль и численность постоянно возрастают. Большую часть данных организаций составляют региональные организации. Спецификой их правосубъектности по сравнению с универсальными организациями является территориальное ограничение правоспособности. В остальном они обладают всеми признаками международной организации.
Особой разновидностью международных экономических объединений являются таможенные союзы, ассоциации и зоны свободной торговли, экономические договоры (как объединения).
Таможенный союз нельзя назвать в полном смысле международной организацией, хотя он и обладает некоторыми ее признаками (основывается на международном договоре, имеет стабильный состав участников, проводит единую торгово-экономическую внешнюю политику). Самостоятельность таможенного союза как единого целого дает основание говорить о том, что он обладает собственной правосубъектностью в таможенной и внешнеэкономической сфере[1].
Что касается территорий свободной торговли, то они представляют собой образования, государства-участники которых сохраняют самостоятельность во внешних связях, и не совершают действий (например, участия в международных организациях) от имени соответствующей территории, поэтому включение их в число субъектов МЭП неоправданно.
На протяжении ряда лет ведутся дискуссии относительно признания международной правосубъектности ТНК. Для МЭП этот вопрос имеет особое значение, поскольку основной деятельностью ТНК является экономическая деятельность, хотя зачастую они оказывают существенное влияние на принятие политических решений. Понятие «транснациональная корпорация» в трактовке заключенной между несколькими государствами СНГ (Россия не участвует) Конвенции о транснациональных корпорациях 2000 г. включает в себя различные транснациональные структуры, в том числе финансово-промышленные группы, компании, концерны, холдинги, совместные предприятия, акционерные общества с иностранным участием и т.п. Среди них есть и такие, которые учреждаются договорами между государствами (финансово-промышленные группы), однако, поскольку ТНК создаются прежде всего для непосредственного осуществления хозяйственной, частноправовой деятельности, признание их субъектами международного права на современном этапе лишено оснований. Однако следует осознавать, что роль ТНК в мировой экономике неуклонно возрастает, в связи с чем есть необходимость направить их влияние на укрепление международного правопорядка в целом и международного экономического порядка в частности. С этой целью в 2000 г. ООН было организовано партнерство с частным бизнесом — Глобальный договор (Глобальный компакт)[2]. Это добровольное объединение, в которое входят пять учреждений ООН (МОТ, ЮНЕП, Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, ПРООН и ЮНИДО) и частные компании, преимущественно ТНК, неправительственные организации, профсоюзные объединения и научные институты. Особый акцент в данном партнерстве делается на соблюдении прав человека. Уже разработан проект статей об ответственности ТНК и других хозяйственных организаций за нарушение прав человека. Таким образом, с одной стороны, ТНК призываются содействовать ООН в достижении ее целей, что до недавнего времени составляло юридическую обязанность субъектов международного права, а с другой — деятельность ТНК выступает объектом международно-правового регулирования (так, положения, ограничивающие деятельность ТНК, содержатся в Хартии экономических прав и обязанностей государств).
[1] См.: Карро Д., Жюйар П. Указ. соч. С. 238, 244.
[2] См.: ТюринаН.Е. Гуманитарный аспект международного экономического права // Российский ежегодник международного права. 2007. СПб., 2008. С. 86.
|