Международные организации занимают важное место в системе современных международных отношений и международного права.
Возникнув впервые в форме межгосударственных союзов в начале XIX в. (в 1815 г. была создана Рейнская комиссия), уже к середине XIX в. международные организации стали значительно увеличиваться в количестве. Так, в частности, в 1864 г. был создан Международный союз измерения земли, а в 1865 г. — Международный телеграфный союз на основе Парижской телеграфной конвенции. Чуть позже будет учрежден целый ряд международных союзов и агентств в самых разных сферах сотрудничества: ВПС (1874 г.), Международное бюро мер и весов (1875 г.), Международный союз по охране промышленной собственности (1883 г.) и др.
Возникновение данных союзов было вызвано значительной интенсификацией международных экономических связей государств, развитием научно-технического прогресса, расширением информационного обмена, появлением глобальных международных проблем (например, болезни и эпидемии) и др.
В настоящее время интенсивное развитие института международных организаций не только продолжается, но и приводит к появлению новых видов и форм международных организаций (например, региональные интеграционные организации). ММПО выступают в современном мире важнейшим фактором развития международных отношений и международного права. Международные организации участвуют в решении важнейших проблем человечества, принимают активное участие в осуществлении процессов кодификации и прогрессивного развития современного международного права, в рамках своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением норм международного права, обладают необходимыми механизмами по обеспечению его соблюдения.
Возрастающие роль и значение международных организаций в современном мире привели к формированию самостоятельной отрасли международного права — права международных организаций. В рамках данной отрасли объединяются принципы и нормы, регулирующие создание, правовой статус, объем полномочий и деятельность ММПО. При этом право международных организаций включает в себя как принципы и нормы, общие для всех ММПО, так и нормативные положения, отражающие специфику отдельных международных организаций.
Можно подразделить нормы, формирующие право международных организаций, на две основные группы: 1) внешнее право международных организаций; 2) внутреннее право международных организаций. Внешнее право международных организаций включает в себя нормы, регулирующие отношения ММПО с государствами-членами и третьими государствами, а также с иными субъектами международного права. Внутреннее право международных организаций включает нормы, относящиеся к регулированию отношений внутри самой организации (вопросы финансов и бюджета, правила процедуры, вопросы международной гражданской службы и др.).
Право международных организаций по своему нормативному составу представляет собой преимущественно договорное право, однако в процессе деятельности ММПО возможно и формирование международно-правовых норм обычного характера.
Понятие международных организаций. Вопрос о понятии и признаках ММПО как субъекта международного права достаточно подробно рассмотрен в трудах как зарубежных (М. Виралли, Д. Митра- ни, Н. Уайт, М. Шоу, Г. Шермерс и др.), так и отечественных юри- стов-международников (А.Х. Абашидзе, К.А. Бекяшев, И.П. Блищен- ко, Г.В. Игнатенко, А.Я. Капустин, Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова, Т.Н. Нешатаева, Е.Т. Усенко, Е.А. Шибаева и др.).
ММПО — это добровольное объединение государств и иных образований, созданное на основе международного соглашения для выполнения определенных целей и задач, имеющее систему постоянно действующих органов (организационную структуру), обладающее международной правосубъектностью и учрежденное в соответствии с нормами международного права.
Важный вклад в определение правовой природы ММПО и параметров ее ответственности внесли Статьи об ответственности международных организаций, разработанные Комиссией международ
ного права ООН и одобренные Генеральной Ассамблеей ООН на ее 66-й сессии 9 декабря 2011 г.
Виды международных организаций. В современном мире существует огромное количество ММПО, что обусловливает необходимость их четкой и детальной классификации. Международные организации могут быть классифицированы по различным основаниям и критериям, наиболее важными из которых являются правовая природа международной организации, цели и задачи, преследуемые ММПО, пространственно-территориальная сфера деятельности международных организаций, а также характер и объем закрепленной за международными организациями компетенции.
В зависимости от своей правовой природы все международные организации подразделяются на две основные группы: международные межправительственные (межгосударственные) организации и МНПО. ММПО являются субъектами международного права, а их членами, как правило, являются государства. Заинтересованность государств в создании указанных организаций определяется тем, что международные организации оказывают им содействие в решении наиболее значимых международных проблем. МНПО в отличие от ММПО объединяют в качестве своих членов индивидов или организации различных государств.
По целям и задачам, которые преследуются международными организациями, все ММПО подразделяются на организации, преследующие общие цели и задачи (например, ООН, АС и др.), и международные организации, преследующие специальные цели и задачи (ВОИС, МОТ и др.). Количество ММПО, преследующих общие цели и задачи, сравнительно невелико в сравнении с ММПО специального характера, количество которых постоянно увеличивается в связи с расширением направлений международного сотрудничества.
По критерию пространственно-территориальной сферы деятельности все ММПО подразделяются на два вида: универсальные и региональные. Универсальные организации включают в себя международные организации, цели и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира, а также количественно охватывающие максимальное число государств. К их числу относят прежде всего ООН, ММПО системы ООН либо примыкающие к ним организации (например, ВТО). Региональные ММПО определяют сферу своей деятельности в рамках отдельных регионов. В связи с тем, что в международном праве нет четкого определения региона, государства самостоятельно в учредительных актах международных организаций определяют пространственную сферу деятельности соответствующих международных организаций (например, ЕС, АС, ЕАЭС и др.). В свою очередь региональные организации чрезвычайно многообразны, что позволяет их подразделять на отдельные категории: межрегиональные, региональные, субрегиональные и др.
В зависимости от характера и объема закрепленной за международными организациями компетенции все ММПО могут быть подразделены на международные организации сотрудничества и международные организации интеграции. Первая группа ММПО включает в себя большинство международных организаций, имеющих своей задачей координацию взаимодействия государств-участников (ООН, ее специализированные учреждения и др.).
Вместе с тем современный мир характеризуется целым рядом интеграционных процессов, находящих свое проявление в различных сферах политической, социально-экономической и конечно же правовой жизни. Процессы региональной интеграции стали в наши дни повседневным фактом международной жизни, что обусловлено интенсивным развитием региональной экономической интеграции.
Нельзя однозначно сказать, что в отечественной международноправовой науке решены основные теоретические проблемы правовой природы интеграционных организаций, их источников, проблема государственного суверенитета участников интеграционных образований, проблема наднациональности (надгосударственности) интеграционных организаций и др.
Международные организации интеграции обладают следующими основными юридическими характеристиками: 1) интеграционная организация наделяется государствами-участниками достаточно большим объемом полномочий; 2) в рамках интеграционной организации формируется специальный режим для движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; 3) интеграционная организация имеет специфическую структуру органов, которая обеспечивает передачу части полномочий на надгосударственный уровень; 4) в рамках интеграционного процесса происходит не координация, а слияние, взаимопроникновение государственных интересов; 5) формируются элементы так называемого интеграционного права, обладающего определенной автономией по отношению как к национальному, так и к международному праву.
Наиболее типичный пример международной организации интеграции представляет собой ЕС, созданный на базе трех европейских сообществ Маастрихтским договором 1992 г. Именно в связи с ЕС получила становление и развитие концепция наднациональности (над- государственности), которая по-новому решает вопрос о наделении ММПО компетенцией.
|