В отличие от государств, являющихся основными (первичными) субъектами международного права и обладающих государственным суверенитетом, ММПО являются производными (вторичными) субъектами международного права. Как субъекты международного права они создаются волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте международной организации, а содержание и объем их правового статуса определены в учредительном акте в полном соответствии с назначением и функциями каждой организации. Этим определяется то обстоятельство, что все наиболее значимые юридические характеристики ММПО имеют согласованную договорную основу.
Создавая ММПО, государства не утрачивают свой суверенитет, а, напротив, реализуют его. Государства, учреждая ММПО, тем самым выражают свое согласие на создание нового субъекта международного права, который наряду с ними будет участвовать в международных отношениях. При этом для достижения целей, поставленных перед ММПО, государства-члены наделяют их право- и дееспособностью, признавая за ними возможность иметь международные права и обязанности, включая возможность быть субъектом международно-правовой ответственности, участвовать в международном нормотворчестве и правоприменении и др.
Будучи субъектами международного права, ММПО обладают обособленной правовой волей, что позволяет им самостоятельно и от своего имени совершать юридически значимые действия. Воля ММПО отличается от конкретной индивидуальной воли ее государств-участ- ников и выступает по сути результатом согласованной воли государств- членов в новом качестве воли международной организации. В качестве источника и юридической основы этой самостоятельной, обособленной воли международной организации выступает ее учредительный акт (договор, соглашение). Это означает, что правоспособность ММПО носит специальный (договорный) характер, а сама международная организация и ее органы не могут совершать действия, выходящие за пределы учредительного акта.
Наличие у ММПО международной правосубъектности не означает того, что они становятся основными (первичными) субъектами международного права наряду с государствами. Правосубъектность ММПО имеет вторичный, производный от государств характер. Если правосубъектность государства в силу его суверенитета носит универсальный характер, то правосубъектность международной организации имеет специальный и функциональный характер и определяется государствами-членами в учредительном акте ММПО.
Международно-правовые характеристики ММПО. Можно выделить следующие международно-правовые характеристики ММПО как субъектов международного права.
Международные организации являются производными субъектами международного права, так как их правосубъектность не проистекает из суверенитета в отличие от государств.
Источником прав и обязанностей в сфере реализации компетенции является международное соглашение (договор, устав), заключаемое между заинтересованными государствами. При этом правосубъектность международной организации является функциональной и целевой, поскольку определяется конкретными целями и задачами, которые зафиксированы в учредительном акте организации.
Создание и функционирование международной организации имеют правомерную основу, если соответствуют нормам международного права и прежде всего его основным принципам.
Каждая международная организация обладает договорной правоспособностью, специфика и объем которой определяются ее учредительным актом. Договорная правоспособность ММПО означает, что они имеют право заключать соглашения с другими субъектами международного права и между собой.
О договорной правоспособности международных организаций говорится в таких документах, как Венская конвенция 1969 г. (ст. 5) и Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. (ст. 3).
Однако заключением международных договоров нормотворчество ММПО не ограничивается. Для реализации своих полномочий как органы ММПО, так и отдельные должностные лица принимают различного рода акты, которые могут иметь либо юридически обязательный, либо рекомендательный характер.
Юридически обязательные акты принимаются в ММПО по различным вопросам их внутренней деятельности (прием или исключение из членов, принятие бюджета организации, назначение должностных лиц и др.). Особую группу представляют собой юридически обязательные акты внутреннего права организации, обеспечивающие деятельность персонала ММПО, осуществление деятельности ее органов и др. Что касается рекомендательных актов ММПО, то их принятие и дальнейшее действие приводят к формированию особого вида международных норм, который получил название «мягкое право» (soft law).
В ряде случаев возможно осуществление правопреемства международной организации, при котором передаются определенные правомочия от прекратившей свое существование организации вновь учрежденной государствами организации. Так, например, ООН была преемницей прав и обязанностей Лиги Наций по ряду международных договоров.
ММПО несут международную ответственность в случае нарушения ими общепризнанных международно-правовых принципов и норм, заключенных ими международных договоров, положений учредительных актов. Виды и формы ответственности ММПО указаны в Статьях об ответственности международных организаций, разработанных Комиссией международного права ООН и одобренных Генеральной Ассамблеей ООН на ее 66-й сессии 9 декабря 2011 г.
ММПО обладают привилегиями и иммунитетами на территории своих государств-членов (например, ст. 104 Устава ООН), при этом должностные лица международных организаций и представители государств-членов при ММПО также пользуются привилегиями и иммунитетами (например, Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы 1949 г.).
Каждая ММПО обладает организационной структурой (системой органов) и имеет бюджет. Внутренняя организационная структура ММПО позволяет ей эффективно реализовывать свою правосубъектность и компетенцию. Органы ММПО создаются на основе учредительных или иных внутренних актов организации. Они могут классифицироваться по различным основаниям, например по составу и др.
Важной юридической характеристикой ММПО является институт членства. Членство в ММПО представляет собой право каждого государства принимать участие в деятельности международной организации на основе принципа добровольности, вытекающее из его суверенитета. Можно выделить несколько разновидностей членства в ММПО. Полноправное членство представляет собой вступление в международную организацию и обладание правами и обязанностями ее членом в полном объеме. Наряду с полноправным членством выделяют также и иные формы участия в деятельности ММПО, когда государства и иные субъекты международного права пользуются ограниченным объемом полномочий, предусмотренных учредительными документами ММПО (например, институт наблюдателей, ассоциированное членство и др.). Учредительные акты ММПО детально регулируют условия приема в члены организации, приостановления или прекращения членства.
Большинство международных организаций отличает координационный характер юридической природы, т.е. эффективность их работы зависит от государств, качества их сотрудничества и скоординиро
ванности их действий. В настоящее время в ряде международных организаций проявляются черты надгосударственности (наднациональности, субординационности). Надгосударственность — это правовое качество международной организации, позволяющее принимать решения обязательного характера, в том числе без прямого согласия на то заинтересованного государства (например, ЕС и др.).
|