Роль и значение МНПО в различных сферах международных отношений неуклонно возрастают, так же как и их влияние на международные отношения и международное право. МНПО создаются в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, научно-технической, культурной, гуманитарной и иных областях человеческой деятельности. Процесс возникновения МНПО особенно интенсифицировался после Второй мировой войны, и в настоящее время насчитывается несколько десятков тысяч различных МНПО.
МНПО — это организация, действующая на международном уровне, созданная физическими и (или) юридическими лицами различных государств для достижения международно-значимых целей, не связанных с извлечением коммерческой прибыли, и созданная не на основе межправительственного соглашения.
Для того чтобы иметь статус МНПО, такие организации должны, в частности, осуществлять свою деятельность в более чем двух государствах, быть действительно международными по своим целям, составу членов, структуре и финансированию.
В отечественной доктрине международного права существуют различные точки зрения относительно международной правосубъектности МНПО. Одни исследователи полагают, что МНПО могут выступать в качестве нетрадиционных производных субъектов международного права со специальной правосубъектностью (например, МККК и др.), другие же полагают, что МНПО таким качеством не обладают и не могут претендовать на статус, который имеется у ММПО.
В современном международном праве не существует какого-либо специального международного акта (соглашения, договора, конвенции), касающегося статуса и деятельности МНПО.
МНПО действуют на основе учредительного акта (устава), в котором формулируются основные положения по их созданию и деятельности (в частности, цели, задачи и принципы деятельности, структура и компетенция органов, вопросы членства и бюджета и др.).
МНПО играют активную роль почти во всех областях международной жизни в соответствии с их уставными целями деятельности. Так, например, важную роль в сфере правового сотрудничества играют такие МНПО, как Ассоциация международного права (создана в 1873 г.), Институт международного права (создан в 1873 г. в Бельгии), Международная ассоциация уголовного права и др.
В области оказания гуманитарной помощи в период вооруженных конфликтов наиболее значимую роль играет МККК, созданный в 1864 г. в Швейцарии. На основе Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г. МККК осуществляет функции контроля за соблюдением сторонами вооруженных конфликтов принципов и норм международного гуманитарного права. Принципами деятельности МККК являются гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность. На МККК возложены определенные функции, имеющие юридически значимое содержание и признаваемые государствами официальные последствия их реализации.
Российская Федерация в 1992 г. заключила с МККК Соглашение о статусе МККК и его Делегации (представительства) на территории России. Согласно ст. 1 этого Соглашения статус МККК на территории Российской Федерации аналогичен статусу ММПО (иммунитеты и привилегии и др.).
МНПО активно сотрудничают с ММПО и прежде всего с ООН и ее специализированными учреждениями. Основной формой такого сотрудничества является предоставление МНПО консультативного ста
туса. При этом процедура предоставления такого статуса определяется каждой ММПО самостоятельно.
Международно-правовая основа сотрудничества ООН с МНПО закрепляется в ст. 71 Устава ООН, согласно которой ЭКОСОС уполномочивается проводить надлежащие мероприятия для консультации с неправительственными организациями, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию. Подобные мероприятия могут быть согласованы с международными организациями, а в случае необходимости — с национальными организациями после консультации с заинтересованными членами ООН.
Отношения ООН и МНПО регламентируются также в ряде документов, среди которых прежде всего доклад специально созданного в рамках ООН Комитета по неправительственным организациям (создан резолюцией ЭКОСОС 3 (II) от 21 июня 1946 г.), а также резолюции ЭКОСОС 288 (Х) от 27 февраля 1950 г., 1296 (XLIV) от 23 мая 1968 г., 1996/31 от 25 июля 1996 г. и др.
Положения указанных выше резолюций определяют условия для аккредитации МНПО, порядок подачи заявлений для получения консультативного статуса, права и обязанности неправительственных организаций, обладающих консультативным статусом, вопросы прекращения или приостановления консультативного статуса и иные вопросы.
Консультативный статус при ЭКОСОС предоставлен более чем 2 тыс. МНПО. Их можно подразделить на три категории. К категории I (общий статус) относятся МНПО, связанные с большинством аспектов деятельности ЭКОСОС. Категория II (специальный статус) включает в себя организации, обладающие особым опытом в конкретных сферах деятельности. Категория III (специальный реестр, список организаций) включает в себя организации, оказывающие содействие ЭКОСОС, его вспомогательным органам и другим органам ООН в случае необходимости.
В свою очередь специализированные учреждения ООН в своих учредительных актах закрепляют свои собственные правила предоставления консультативного статуса МНПО. Так, например, на основе своего Устава ВОЗ может по входящим в круг ее компетенции вопросам предпринимать соответствующие шаги в целях консультаций и сотрудничества с МНПО (ст. 71 Устава ВОЗ). При этом решение об установлении официальных отношений с той или иной МНПО принимает исполнительный орган ВОЗ.
|