Внутренние воды и внутренние морские воды. Согласно ст. 8 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, относятся к внутренним водам государства. В рамках внутренних вод выделяют внутренние морские воды. Во-первых, внутренние морские воды являются частью внутренних вод[1], а во-вторых, главной и отличительной особенностью внутренних морских вод является тот факт, что они непосредственно граничат с территориальным морем[2].
К внутренним морским водам относятся: воды морских портов; заливов, если ширина входа в них не превышает 24 морские мили; исторические воды, в том числе исторические заливы независимо от ширины входа.
Правовой режим морских портов регулируется законодательством прибрежного государства[3].
В силу суверенитета над своими внутренними морскими водами прибрежное государство по собственному усмотрению объявляет те или иные порты открытыми для захода иностранных судов. Вместе с тем государство в любое время вправе закрыть тот или иной порт для доступа, например из соображений безопасности.
Для захода в открытый порт не требуется получения разрешения властей прибрежного государства. Обычно торговые суда заблаговременно в соответствии с коммерческой практикой порта информируют портовые власти о предстоящем заходе.
Заход иностранных торговых судов в закрытые порты может быть осуществлен только при наличии разрешения властей прибрежного государства. Исключением из этого правила может быть только так называемый вынужденный заход, причинами которого могут быть необходимость в срочной медицинской помощи, стихийное бедствие, авария и т.п.
Для захода в морские порты иностранных военных кораблей требуется предварительное разрешение прибрежного государства. При наличии такого общего разрешения прибрежному государству своевременно должно быть направлено уведомление о заходе соответствующего иностранного военного корабля. Во время пребывания в иностранных внутренних морских водах военные корабли пользуются полным иммунитетом от иностранной юрисдикции.
В период пребывания в иностранном порту судно полностью подчиняется правопорядку, установленному прибрежным государством.
Заливы с шириной входа не более 24морских миль. Согласно положениям Конвенции 1982 г. под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере, — в соотношении к ширине входа в него, — что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега. Углубление не признается, однако, заливом, если площадь его меньше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление.
Если ширина входа в залив превышает 24 морские мили, то линия указанной длины проводится внутри таким образом, чтобы ею было отграничено возможно большее водное пространство.
Исторические воды, включая исторические заливы. Основанием для включения исторических вод во внутренние служат три фактора: во-первых, над этими водами прибрежное государство осуществляло суверенитет на протяжении длительного времени; во-вторых, эти воды имеют важное и особое экономическое, оборонное и стратегическое значение для данной страны; в-третьих, имеет место молчаливое признание большинства государств[4] [5].
Характерным примером исторического залива России является залив Петра Великого на Дальнем Востоке. Историческими объявлены заливы Бристольский, Форт-оф-Форт, Мори-Ферт, Кон- сепшн, Шало (Великобритания), Гудзонов (Канада), Канкаль (Франция), Гесаликский, Делавэр, Монтерей, Чесапикский, Санта-Моника (США). Ширина входа в некоторые из таких заливов может быть весьма значительной. Так, ширина входа в Бристольский залив достигает 100 миль.
Несмотря на то что правовой режим внутренних морских вод как части государственной территории определяется в основном прибрежным государством, как справедливо отмечает профессор А.Л. Колод-
2
кин , «частично этот режим регламентируется международным правом». Таким образом, при определении порядка захода и плавания судов во внутренних морских водах прибрежное государство обязано учитывать соответствующие международно-правовые нормы.
Территориальное море. Территориальное море (territorial sea) — это морской пояс, установленный шириной до 12 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, входящий в состав территории государства и находящийся под его суверенитетом.
Исходной линией отсчета ширины территориального моря служит линия наибольшего отлива. Если береговая линия глубоко изрезана и извилиста либо в непосредственной близости от берега имеется цепь островов, применяется общепризнанный метод отсчета ширины территориального моря — прямых исходных линий, соединяющих наиболее выступающие в море оконечности побережья.
Территориальное море, как и другие части территории государства, находится под его суверенитетом. В то же время его режим отличается от режима внутренних морских вод, так как в интересах торгового мореплавания государства добровольно согласились ограничить свой суверенитет, признав право мирного прохода (innocentpassage) иностранных судов через территориальное море.
Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью пересечь его, не заходя во внутренние воды, или пройти во внутренние воды, или из внутренних вод в открытое море.
Проход должен быть непрерывным и быстрым. Однако проход включает остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия, или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. конкретизировала понятие мирного прохода, предусмотрев перечень видов деятельности, которые нарушают в территориальном море мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. В частности, к ним отнесены угроза силой или ее применение, любые маневры или учения с оружием любого вида, подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата, любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения, любая рыболовная деятельность и т.д. Причем указанный перечень не является исчерпывающим, поскольку включает любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.
В этом отношении характерным примером является получивший широкую огласку случай, связанный с нарушением государственной границы СССР двумя американскими кораблями в марте 1986 г. у побережья Крымского полуострова — крейсером «Йорктаун» с ракетным оружием на борту и эскадренным миноносцем «Кэрон». Корабли вошли в территориальные воды Советского Союза и продолжили движение вдоль побережья Крымского полуострова, приближаясь к берегу на расстояние до 6 миль. В район вышли советские пограничные корабли и морская авиация, советское командование отдало приказ о приведении в состояние повышенной боевой готовности ударных сил флота. В официальной ноте Советское правительство охарактеризовало инцидент как провокацию.
В ответах на вопросы прессы командование военно-морских сил США указало, что военные корабли осуществляли свое право на мирный проход в территориальных водах Советского Союза.
Положения российского законодательства, в частности Закона о государственной границе и Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», полностью соответствуют международному праву.
[1] Колодкин А.Л. Мировой океан и международное право. Правовой режим морских прибрежных пространств. М.: Наука, 1987. С. 12.
[2] Ильясов С.В., Гуцуляк В.Н., Павлов П.Н. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». М., 2005. С. 37.
[3] См. также: Иванов Г.Г. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания. М.: Спарк, 2005; Он же. Правовое регулирование морского судоходства. М.: Спарк, 2001; Он же. Правовой режим морских портов. М.: Транспорт, 1988; Баринова И.И., Хейфец Б.С., Гицу М.А. и др. Современное морское право и практика его применения. М.: Транспорт, 1985.
[4] См.: Бекяшев К.А. Международное морское право // Международное публичное право / Под ред. К.А. Бекяшева. 5-е изд. М., 2008. С. 630; ГуцулякВ.Н. Международное морское право (публичное и частное). М., 2006. С. 68.
[5] Колодкин А.Л. Внутренние воды // Мировой океан и международное право. Правовой режим морских прибрежных пространств / Отв. ред. А.П. Мовчан, А. Янков. М.: Наука, 1987. С. 13.
|