Архипелажные воды. Согласно ст. 46 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. понятие «архипелаг» означает группу островов, включая части островов, соединяющие их воды и другие природные образования, которые настолько тесно взаимосвязаны, что составляют единое географическое, экономическое и политическое целое или исторически считаются таковым.
К государствам-архипелагам, в частности, относятся Индонезия, Филиппины, Фиджи и др.
Конвенцией предусмотрено право государства-архипелага проводить прямые исходные линии, соединяющие наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага, при условии, что в пределы таких исходных линий включены главные острова и район, в котором соотношение между площадью водной поверхности и площадью суши, включая атоллы, составляет от 1:1 до 9:1. Длина таких исходных линий не должна превышать 100 морских миль (лишь 3% от общего числа таких линий могут достигать 125 морских миль).
При проведении таких исходных линий не допускается сколько- нибудь заметных отклонений от общей конфигурации архипелага.
Суверенитет государства-архипелага распространяется на архи- пелажные воды с учетом ряда положений, соблюдение которых позволяет должным образом учитывать законные интересы других государств в пользовании такими водами. Так, государство-архипелаг должно признавать традиционное право на рыболовство и другие виды правомерной деятельности непосредственно прилегающих государств в определенных районах в пределах архипелажных вод. Порядок и условия осуществления таких прав регулируются двусторонними соглашениями. Кроме того, государство-архипелаг не должно наносить ущерб существующим подводным кабелям, которые проложены другими государствами и проходят через его воды, не подходя к берегу, не препятствовать поддержанию этих кабелей в исправном состоянии и замене.
По аналогии с территориальным морем Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. при условии соблюдения режима внутренних вод, находящихся в пределах архипелажных вод, закрепила за всеми государствами право мирного прохода через них.
В то же время для путей, обычно используемых для международного судоходства, которые находятся в пределах архипелажных вод и территориального моря, устанавливается режим архипелажного прохода. Под архипелажным проходом понимается осуществление права нормального судоходства и пролета единственно с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны.
Международные проливы. Под проливами понимаются естественные морские проходы, соединяющие между собой части открытого моря либо моря и океаны.
Весьма важно в обширном списке проливов, используемых сегодня в судоходстве, выделить проливы, используемые для международного судоходства, или, как сегодня принято называть их в международном морском праве, международные проливы[1].
До вынесения решения Международного суда ООН по англо-албанскому спору об инциденте в проливе Корфу 1948 г. было принято, что пролив является международным в правовом смысле, если он необходим для перехода из одной части открытого моря в другую часть открытого моря и им пользуется значительное число иностранных судов[2]. Решающими критериями при определении статуса пролива суд признал его географическое положение и значение для международного судоходства.
Оптимальное сочетание интересов стран, пользующихся международными проливами, и прибрежных к ним государств нашло отражение в ч. III Конвенции 1982 г. «Проливы, используемые для международного судоходства». Если пролив используется для международного судоходства между одним районом открытого моря (или исключительной экономической зоны) и другим районом открытого моря (или исключительной экономической зоны) и перекрывается территориальным морем прибрежного или прибрежных государств, то в них все суда пользуются правом транзитного прохода, которому не должно чиниться препятствий. Транзитный проход в данном случае представляет собой осуществление свободы судоходства исключительно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив.
Положения Конвенции не затрагивают правового режима проливов, который регулируется специальными международными конвенциями. К таковым относятся, в частности, Черноморские и Балтийские проливы.
Под Черноморскими проливами имеется в виду один из важнейших международных морских путей, соединяющий Черное и Средиземное моря и состоящий из пролива Босфор (длина 31 км, ширина от 0,7 км до 3,7 км), Мраморного моря (длина 222 км, ширина от 27 км до 74 км) и пролива Дарданеллы (длина 70 км, ширина от 1,3 км до 2 км).
Правовой режим Черноморских проливов регламентируется положениями Конвенции о Черноморских проливах 1936 г., которая больше известна как Конвенция Монтре (по названию швейцарского города, где она была подписана).
Статья 1 Конвенции Монтре «признает и подтверждает принцип права свободы прохода и мореплавания в Проливах».
Конвенция подробно регламентирует проход военных кораблей через Проливы (ст. 11—18), ставя в преимущественное положение корабли причерноморских государств по сравнению с другими. Так, все корабли обязаны предварительно уведомить турецкие власти о проходе, однако черноморские государства делают его за восемь дней, а другие — за 15 дней до прохода. Причерноморские государства могут проводить в ряде случаев свои подводные лодки, а также крупные корабли без ограничения тоннажа через проливы, в то время как общий максимальный тоннаж кораблей других стран, находящихся в Проливах, ограничен 15 тыс. т. Тоннаж флотов причерноморских государств неограничен, в то время как нечерноморские государства могут держать военные корабли в Черном море больше 21 дня.
Балтийские, или, как их иногда называют, Датские, проливы, состоящие из трех проливов — Большой Бельт, Малый Бельт и Зунд, являются единственными морскими путями, соединяющими Балтийское море с Северным морем и Атлантическим океаном[3].
Режим плавания торговых судов через Балтийские проливы определяется Конвенцией, заключенной 14 марта 1857 г. в Копенгагене, известной под названием «Трактат об отмене пошлин, взимаемых доселе с купеческих судов и грузов при проходе их через проливы Зунда и обоих Бельтов».
Трактат признается действующим и в настоящее время. В нем указывается, что он заключен с целью облегчить торговые и мореходные отношения, существующие между государствами, путем отмены навсегда всяких сборов, взимаемых с иностранных судов и их грузов при проходе через проливы.
Кроме того, Дания приняла на себя обязательство поддерживать в хорошем состоянии все средства навигационного оборудования (маяки, бакены, вехи и т.д.), обеспечивающие судоходство в проливах.
Международные каналы. Если проливы являются естественными морскими проходами, то каналы — это искусственно созданные судоходные пути. В настоящее время не существует каких-либо договорных норм, дающих право проходить через любые морские каналы или обязывающих к предоставлению такового. О праве прохода можно говорить применительно к каждому каналу в отдельности. Важнейшие международные морские каналы, такие как Суэцкий, Панамский и Кильский, открыты для прохода судов всех наций либо на основании международного соглашения, либо на основании национальных законодательных актов.
Суэцкий канал соединяет Средиземное море с Красным с возможностью дальнейшего выхода в Индийский океан.
Правовой режим Суэцкого канала регулируется Константинопольской конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г. (Константинопольская конвенция), другими применимыми принципами и нормами международного права и законодательством Египта.
Константинопольская конвенция явилась первым в истории международного права договором, провозгласившим принцип свободы использования морского канала судами всех наций.
Сегодня Константинопольская конвенция действует с изъятиями положений, противоречащих Уставу ООН и законодательству Египта.
В российской и зарубежной доктрине международного права Суэцкий канал рассматривается как искусственный внутренний водный путь международного значения. Использование его судами иностранных государств может иметь место лишь при явно выраженном в договоре согласии на это, при условии соблюдения установленных сувереном, по чьей территории проложен канал, правил плавания.
Управление движением судов в канале осуществляет Администрация Суэцкого канала (АСК). На АСК возлагаются все дела, связанные с управлением, эксплуатацией, содержанием и улучшением навигационных условий в канале. АСК неправомочна принимать меры, противоречащие Константинопольской конвенции.
Порядок осуществления судоходства по каналу определяется Правилами плавания по Суэцкому каналу. В них определены требования к судам, при соблюдении которых они могут быть допущены для прохода каналом, полномочия АСК, Управления портами.
Кильский канал является кратчайшим путем, соединяющим Балтийское и Северное моря.
Длина канала — 98,7 км, ширина по поверхности — 102 м, по дну — 42 м. Глубина на судоходном фарватере — 11,3 м. Канал полностью расположен на территории Германии. Он на 685 км сокращает путь по сравнению с плаванием через Балтийские проливы.
Право прохода через Кильский канал было установлено Версальским договором 1919 г., согласно которому канал открыт для торговых и военных судов всех стран, находящихся в состоянии мира с Германией.
В результате длительной практики международного судоходства по Кильскому каналу при участии практически всех стран мира возникла особая правовая ситуация. Она позволяет рассматривать современный режим этого канала не только в рамках национальных актов, но уже и с точки зрения обычного международного права. В связи с этим закрытие Кильского канала для прохода судов либо дискриминация флага являются нарушением норм международного права.
Панамский канал длиной 82 км проложен через Панамский перешеек и соединяет Тихий океан у городов Бальбоа и Панама с Атлантическим океаном у городов Кристобаль и Колон. Официальное открытие канала состоялось в августе 1914 г., но для целей международного судоходства Панамский канал стал использоваться с 1920 г.
31 декабря 1999 г. в соответствии с Договором о Панамском канале Панамский канал перешел под суверенитет Панамы.
Порядок плавания по Панамскому каналу определяется соответствующими Правилами. Особенностью плавания в Панамском канале, как и в Кильском, является наличие системы шлюзов, позволяющих преодолеть разность в уровнях воды.
Согласно Договору между США и Панамой о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала 1977 г. (ст. 1) канал как международный транзитный водный путь является постоянно нейтральным. Положения этого двустороннего договора нашли отражение в Протоколе к нему, который открыт для присоединения всех государств. В 1988 г. к Протоколу присоединился Советский Союз. Таким образом, Россия как государство — продолжатель СССР является участником Протокола к Договору о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала 1977 г.
Сайменский канал, прорытый через Карельский перешеек, находится на территории Финляндии и России и связывает систему финских озер Сайма с Финским заливом Балтийского моря в районе Выборга. Длина канала составляет 43 км, включая шлюзы.
Правовой режим канала регулируется финским законодательством в части, проходящей по территории Финляндии, и положениями Договора между Россией и Финляндией «Об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал» 2010 г., заключенного сроком до 2063 г.
В соответствии с Европейским соглашением о важнейших внутренних водных путях международного значения, подписанным в Женеве 19 января 1996 г., участницей которого является Россия, Саймен- ский канал включен в перечень внутренних водных путей международного значения.
Коринфский канал находится на территории Греции, прорыт через Коринфский перешеек, соединяя Эгейское и Ионическое моря. Построен в 1881—1893 гг. Длина канала около 6 км, ширина около 25 м и глубина 8 м. Он доступен для судов водоизмещением до 5 тыс. т. Через канал ежегодно проходит свыше 15 тыс. судов. Движение судов по каналу одностороннее.
[1] См.: Бараболя П.Д., ИванащенкоЛ.А., КолесникД.Н. Международно-правовой режим важнейших проливов и каналов. М.: Юрид. лит., 1965. С. 67—122; Лопатин М.Л. Международные проливы и каналы: правовые вопросы. М.: Международные отношения, 1985. С. 74-90; Молодцов С.В. Международное морское право. М.: Международные отношения, 1987. С. 207-220; Colombos C.J. International Law of the Sea. Langmans, 1967. P. 175-177; Koh K.L. Straits in International Navigation. London, 1982; Moore J. The Regime of Straits and Third United Nations Conference on the Law of the Sea // American Journal of International Law. 1980. Vol. 74; Harlow B. UNCLOS III and Conflict Management in Straits. San Francisco, 1984.
[2] Броунли Я. Указ. соч. С. 404.
[3] Бараболя П.Д., Тарханов И.Е., Циммерман Л.Л. Правила плавания через Балтийские проливы // Международно-правовой режим морских театров. Л., 1971; Сорокин Р. Ф. Балтийские проливы // Словарь международного морского права. М.: Международные отношения, 1985. С. 17-18.
|