Принцип полного и исключительного суверенитета государств в воздушном пространстве, расположенном над их территорией, закреплен в ст. 1 Чикагской конвенции и ряде других договоров МВП. Данный принцип предполагает действие трех групп прав государства в отношении: 1) регулирования воздушных передвижений в пределах территории государства; 2) регулирования любой деятельности в пределах такой территории; 3) осуществления административной, гражданской, уголовной и иной юрисдикции государства по отношению к ЛА, их экипажам и находящимся на этих ЛА пассажирам, грузам и почте.
Специальные правила действуют при транзитном пролете через международные проливы, перекрываемые территориальными водами, при архипелажном пролете (например, Конвенция Монтре по Черноморским проливам 1936 г.).
Принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве. К открытому, или международному, воздушному пространству относится воздушное пространство за пределами территориальных вод государств (открытое море).
Данный принцип применим к любым ЛА, которые совершают полеты над открытым морем с учетом заинтересованности других государств в пользовании свободой открытого моря, а также должным образом учитывая их права, предусмотренные Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Поскольку исключительная экономическая зона (далее по тексту главы — ИЭЗ) в основном входит в состав открытого моря, в воздушном пространстве над ней сохраняет свое действие принцип свободы полетов, но при соблюдении суверенных прав и исключительной юрисдикции прибрежного государства в зоне в отношении использования ресурсов, энергии воды и ветра.
Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации. В соответствии с данным принципом государства обязаны:
а) принимать меры по обеспечению технической надежности авиационной техники, аэропортов, вспомогательных служб и воздушных трасс; б) вести борьбу с АНВ.
В доктрине МВП устоялся подход, в соответствии с которым данный принцип относится к любым ЛА. Он базируется на том факте, что соответствующие многочисленные нормативные акты основаны именно на нем (не ограничен только гражданской авиацией).
Понятие «безопасность» носит родовой характер. Ему подчиняются два видовых понятия: первое — «безопасность полетов» (safety) имеет техническое содержание, означающее обеспечение технической надежности ЛА при их производстве и эксплуатации; второе — «авиационная безопасность» (security) означает безопасность от АНВ.
|