Под международным полетом понимается всякий полет, при котором ЛА пересекает границу по крайней мере двух государств. Вылет в открытое воздушное пространство и полет в нем носят «международный характер» с точки зрения применимости к такому полету международных правил, и в условном смысле данный полет часто квалифицируется как международный.
Государства устанавливают в пределах своей территории правила осуществления полетов любых ЛА.
Отдельные государства допускают на свою территорию нерегулярные полеты по уведомлению (диспетчерскому разрешению). Для нерегулярных полетов в целях коммерческой деятельности на данной территории разрешение требуется всегда.
В соответствии с Воздушным кодексом РФ любые полеты в воздушном пространстве Российской Федерации выполняются на основе международных договоров Российской Федерации или разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Правительством РФ (п. 4 ст. 79).
По условиям ст. 12 Чикагской конвенции государства обязаны принимать меры для того, чтобы каждое ВС, совершающее полет или маневрирующее в пределах его территории, а также каждое ВС, несущее его национальный знак, где бы оно ни находилось, соблюдало действующие на этой территории правила и регламенты, касающиеся полетов и маневрирования ВС.
Правила полетов изложены в Приложении 2 к Чикагской конвенции. Эти правила действуют с учетом соответствующих национальных правил.
Режим запретных зон, зон ограничений полетов, опасных зон (районы пуска и падения ракет, их отделяемых частей), районов полигонов, взрывных работ, противоградовых стрельб, авиационных работ, специальных районов, других специальных элементов, устанавливаемых для осуществления деятельности в воздушном пространстве, регламентируется особо. Пункт «а» ст. 9 Чикагской конвенции, в частности, предусматривает, что государство может устанавливать запретные зоны в пределах своей территории, при условии, что их режим будет одинаково действовать в отношении ВС, выполняющих регулярные полеты, данного государства и аналогичных ВС других государств — участников Конвенции.
Правом на архипелажный пролет обладают все ЛА над традиционными международными морскими путями либо в пределах специальных воздушных коридоров, устанавливаемых архипелажным государством, при условии получения соответствующего разрешения.
Согласно п. «с» ст. 3 Чикагской конвенции «никакое государственное воздушное судно Договаривающегося Государства не будет совершать полеты над территорией другого Государства или совершать посадку на ней без разрешения, полученного на основе специального соглашения или иным образом и в соответствии с изложенными в нем условиями».
|