Понятие международных воздушных сообщений (перевозок) обычно раскрывается через следующие коммерческие права («свободы воздуха»):
право на транзитный полет без посадки на территории государства, предоставляющего это право;
право на транзитный полет с посадкой, но не в коммерческих целях, т.е. без выгрузки или погрузки пассажиров, грузов и почты (например, для дозаправки топливом);
право привозить в иностранное государство пассажиров, грузы и почту, которые были взяты на борт в государстве регистрации (эксплуатанта) ЛА;
право увозить из иностранного государства пассажиров, грузы и почту в государство регистрации (эксплуатанта) ЛА;
право высаживать на территории иностранного государства пассажиров, выгружать грузы и почту, а равно брать их на борт на территории такого государства для перевозки из любых третьих стран или в любые третьи страны.
Первые две «свободы» составляют содержание Соглашения о транзите 1944 г. Все пять данных «свобод» закреплены в Соглашении о международном воздушном транспорте 1944 г. Существуют также следующие «свободы воздуха»:
право осуществлять перевозку между третьими странами через свою территорию;
право осуществлять перевозки между третьими странами, минуя свою территорию;
право осуществлять каботажные перевозки, начало и окончание которых полностью находятся в пределах иностранного государства.
В соответствии со ст. 7 Чикагской конвенции (каботаж) каждое договаривающееся государство обязуется не вступать в какие-либо соглашения, которые специально предоставляют любую такую привилегию на исключительной основе любому другому государству или авиакомпании любого другого государства и не получать любую из этих привилегий на исключительной основе от какого-либо другого государства. Это условие нередко нарушается.
Западноевропейские государства пошли на закрепление во взаимных двусторонних соглашениях принципа «открытых регулярных маршрутов», в соответствии с которым права по пятой «свободе» предоставляются по соглашению между компетентными авиационными органами. Это предполагает взаимное предоставление привилегий на полеты в любые пункты территории друг друга. Требование назначать для выполнения полетов только одну авиакомпанию сохраняется на маршрутах с низким объемом перевозок, где возможности конкуренции весьма ограничены.
Двусторонние межправительственные соглашения о воздушном сообщении Российской Федерации являются основной формой разрешений, выдаваемых Правительством РФ на полеты иностранных ВС в ее воздушном пространстве.
Коммерческие права авиапредприятий конкретизируются в заключаемых между ними коммерческих соглашениях. В них, в частности, определяются расписания полетов, порядок продажи авиабилетов, тарифы, различного рода услуги, включая техническое обслуживание ВС.
|