В МВП не существует документа, который бы в целом определял правовое положение экипажа. Отдельные права экипажа и командира в отношении принятия мер по предотвращению и пресечению преступных действий на борту во время полета содержатся в гл. III Токийской конвенции 1963 г. Некоторые общие требования к свидетельствам членов экипажа зафиксированы в ст. 32 и 33 Чикагской конвенции, а также в Приложении 1 к ней.
Положение экипажа определяется национальным законодательством государства регистрации ВС. Во многих государствах в состав
экипажа ВС не могут входить иностранные граждане. Однако ряд го-
сударств прибегает к услугам иностранного авиационного персонала.
Лица, входящие в состав экипажей космического аппарата, независимо от того, являются они гражданскими или военными по законодательству государства своего гражданства, управляют космическим аппаратом, выполняют научно-исследовательские, другие функции, имеют одинаковый статус космонавтов, являющихся «посланцами человечества».
В отношении «любого экипажа» КА, в том числе во время нахождения его в воздушном пространстве Земли и при приземлении, действует исключительная юрисдикция государства, в котором зарегистрирован КА (в том числе в отношении иностранных граждан, входящих в состав международного экипажа). Заинтересованные государства могут в договорном порядке установить иной режим в данном отношении.
|